Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:09, реферат
Органы государственной статистики выполняют функцию обратной связи по отношению к органам управления экономикой, представляя им необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.
Органы государственной статистики структурно состоят из трех иерархических уровней - федерального, регионального и районного и работают по единой методологии и единому плану статистических работ.
Предметно ориентированные экономические информационные системы.................................. 1
Статистические информационные системы ................................................................................... 1
Организация решения регламентных статистических задач ..................................................... 1
Организация решения задач информационного обслуживания ............................................. 10
Организация решения задач экономического анализа............................................................. 13
Бухгалтерские информационные системы .................................................................................... 17
БУИС для крупных предприятий ............................................................................................... 21
БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса ................................................................ 25
Банковские информационные системы ......................................................................................... 38
Особенности проектирования БИС............................................................................................ 38
Принципы проектирования интегрированных БИС ................................................................ 48
Структура и функции интегрированной БИС ........................................................................... 52
Организация автоматизированного решения задач кредитования ......................................... 60
Рынок ценных бумаг ....................................................................................................................... 67
Участники фондового рынка: интересы, функции и взаимодействие ................................... 67
Ценные бумаги и финансовые инструменты -объекты интересов участников фондового рынка ........................................................................................................................................... 75
Биржевые и внебиржевые информационные системы фондового рынка.............................. 80
Информационные системы учета прав собственности на ценные бумаги ........................ 80
Информационные системы биржевой торговли ................................................................... 82
Информационные системы внебиржевой торговли ............................................................. 90
Рекомендуемая литература ...........
Кредитной
организации запрещается
В целом банковские услуги носят массовый характер и могут быть весьма разнообразны. Среди них: расчетно-кассовое обслуживание, открытие и ведение счетов, трастовые операции, срочные депозитные вклады, депозитные вклады с графиком расходования, депозитные сертификаты, сберегательные сертификаты, кредитование предприятий (с различными видами кредитования), рефинансирование, учет векселей, выпуск банковских векселей, открытие корреспондентских счетов, инкассация, валютное обслуживание (расчетно-кассовое обслуживание, проведение банковских расчетов по экспортно-импортным операциям, купля-продажа свободно конвертируемой валюты, открытие счетов типа ЛОРО-НО-СТРО, хранение ценностей, консультационные услуги, страховые операции валютных и кредитных рисков, операции по резервированию ссуд, операции с ценными бумагами).
К новым услугам можно отнести открытие филиалов или мини-отделений, выполняющих весь комплекс банковских операций прямо на территории предприятия. Эту услугу оказывает, например, Мосим-портбанк. Новыми видами услуг являются также выполнение заказов на покупку производственных объектов в целом или по частям, разработка инвестиционных проектов с оплатой по конечному результату после инвестирования, их финансирование на основе собственных рублевых и привлеченных инвалютных ресурсов; поиск зарубежного инвестора для организации совместного производства или создание предприятия с иностранными инвестициями, аудит соискателя инвестиций для оценки
финансовой
состоятельности имеющегося инвестиционного
проекта (бизнес-плана). Такие услуги
оказывает акционерный
Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться.
Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автоматизации их деятельности, приходится констатировать практическое отсутствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии документирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников. Это привело к появлению на рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем пестрота разработок БИС пошла на убыль, а наиболее эффективные системы стали интегрироваться и широко тиражироваться. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы. «Эффект массы» для некоторых систем привел к признанию их элементов стандартными.
Многообразие оказываемых банком услуг и связанных с ними банковских технологий, особенности организации управления и отсутствие единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей, среди которых: Минибанк ("Система"), АБТ NOVT, VIMCOM, Диасофт, БИСквит, ДОРА, INFA, ЛЭК-банк, MIM-банк, OPTIMUM, 1RISAB SB, Операционный день (АО/NEST), БАНКИР, ЭЛЬБРУС, САДКО, DACOMS-Bank, Програм-Банк, CANOPUS MAKROBank, «Коммерческий банк» (СВАК-Банк), DKM-интербанксервис Ltd., Меркурий СОФТ, КОНЕКО Лтд., РСРК, КАРАМ-БА, Финтех, «Операционный день банка» г. Тула, «Операционный день банка» А/О ЭЛОРТ, СИС-Банк (ТОО «Союзконтракт»), "Ведение лицевых счетов в коммерческом банке" (ХлебоБанк).
Анализ
этих продуктов российского рынка
показывает, что практическое выделение
подсистем и задач в
В большинстве БИС банковская технология оказывается жестко встроенной в программный продукт. Поэтому пользователь не имеет возможности отклоняться от нее, пользуясь меню, и всегда следует по пути запрограммированного диалога, корректность которого зависит практически полностью от разработчика. При этом различные продукты имеют разную степень их технологической адаптации и в большинстве случаев такая настройка производится специалистом в процессе инсталляции. Обычно таким специалистом является представитель разработчика, реже - банковский технолог (администратор) автоматизируемого учреждения.
Мера функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. При этом ряд управленческих задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как, например, вся группа задач маркетинга. Это можно объяснить неразвитостью банковских систем управления и нежеланием небольших, небогатых банков тратить деньги на дорогостоящие маркетинговые исследования.
Нужно отметить и тот факт, что во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это может быть мотивировано отсутствием некоторых услуг: факторинга, лизинга, карточных услуг (или элементов оргструктуры, например), но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например автоматизированный анализ качества кредитного портфеля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов.
Принципы проектирования интегрированных БИС
Разработка и внедрение программного обеспечения требуют от банка немалых затрат, поэтому банк заинтересован в быстрой окупаемости проекта, которая может быть достигнута за счет снижения либо цены на программный продукт, либо затрат на обработку или благодаря ускорению оборота средств банка.
Использование компьютера позволяет расширить применение экономико-математических методов в управлении, т.е. не просто ускорить обработку информации методом прямого счета, а оптимизировать некоторые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом время на обработку снижается настолько, что это сказывается на повышении оперативности проведения расчетов и, следовательно, на повышении оперативности принимаемых решений. Появляется возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.
Однако при всех преимуществах автоматизации перед банком помимо необходимости больших затрат на закупку платформы (технические средства и базовое программное обеспечение) и обучение своих специалистов возникает постоянная дилемма. Она заключается в том, что желание банка обеспечить
максимальную длительность эксплуатации приобретенной платформы сталкивается с тем, что любая платформа обречена на быстрое моральное старение, обусловленное устареванием оборудования, базового программного обеспечения (операционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии. При разработке системы автоматизации могут быть реализованы два альтернативных решения.
Первое решение заключается в том, что проектировщики разрабатывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.
Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современной концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.
Существующие за рубежом консалтинговые фирмы, работающие в этом направлении, позволяют значительно повысить производительность труда только за счет правильно выставленных целей и правильно организованной структуры управления. Но при этом вновь созданная структура управления должна постоянно модифицироваться, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. Так, в теории менеджмента существует понятие клеточной системы. Организация управления предполагает наличие на предприятии постоянно меняющейся структуры управления. Элементом такой структуры является клетка, которая самостоятельно определяет направления своего развития. Получая, обрабатывая и передавая информацию вовне, клетки меняются, адаптируются к изменениям внешней среды и глобальным изменениям внутри системы. Подобием такой клетки может служить предприятие, организованное крупной фирмой и занимающееся венчурным бизнесом. Очевидно, что при этом система автоматизации должна постоянно меняться вместе с системой управления. Способность к адаптации БИС особенно важна в условиях несложившейся российской банковской системы, несовершенства законодательной базы и нестабильной экономики.
Постоянные изменения, происходящие в сфере деятельности банков и затрагивающие юридическую сферу, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности. БИС должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Поэтому система должна быть ориентирована на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на конкретную задачу чистой автоматизации обработки банковской информации. Другими словами, система должна соблюдать принцип целевого характера управления и удовлетворять требованию открытости для легкого внесения изменений и наращивания функциональных ее возможностей по мере необходимости. Это требование реализуется на принципах строгой параметризованности автоматизируемых объектов и модульности. Главным девизом здесь должна служить ориентация системы на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач.
Гибкость, которая должна обеспечивать адаптацию программного продукта без перепрограммирования, также основана на параметризации. Настройка может быть однократной (на момент внедрения) и заключаться в конфигурировании системы по количеству пользователей, особенностям и составу физических устройств, технологическим особенностям реализации услуг, структуре аппарата управления, а также при изменении банковской технологии: при изменении плана счетов и алгоритма формирования баланса. Но может быть и текущей, такую настройку выполняет банковский технолог или администратор системы.
Процедуры расширения и настройки системы должны основываться на так называемом «связывании» модулей, которое обеспечивает комплексность системы за счет их интеграции. Например, оплата извещений по погашению коммунальных платежей клиента одновременно обновляет позиции в текущих счетах, а также другие позиции, затронутые операцией.
К специальным требованиям, характерным для банковской сферы, относится прежде всего возможность отката на дату (контрольную точку) либо технологического отката через систему обратных проводок. При достижении исходной ситуации и ее фиксации сотрудники банка должны иметь возможность внесения изменений и возврата с автоматическим расчетом, закрытием и архивацией всех последующих дней.
В
связи с этим необходимо обеспечить
одновременное сопровождение
Другим требованием, которое теперь предъявляют банки к системам автоматизации своей деятельности, является блокирование ввода платежных документов, приводящих к дебетовому сальдо, чтобы исключить таким способом пополнение картотеки № 2. Если же такая ситуация не возникает и платежный документ не обладает некорректными реквизитами, банковская технология предполагает однократный ввод информации в систему и автоматическое формирование проводок по всем операциям. Это требование совпадает и с требованием разработчиков.
Выполнение проводок и изменение лицевых счетов должны осуществляться в реальном масштабе времени. Работа с единой информационной базой позволяет автоматически распространять любые изменения всех взаимосвязанных частей базы при внесении изменений в любую ее часть. Система должна обеспечивать постоянное изменение состояния лицевых счетов и ежедневный пересчет остатков на них с учетом дневных изменений. Этот пересчет должен давать возможность накопления месячных, квартальных и годовых оборотов по счетам.
Лицевые счета должны проходить анализ на ситуацию неоткрытый счет. Вновь открываемые счета получают автоматически присваиваемые номера. При необходимости клиент (при наличии системы клиент-банк) или сотрудник банка должен иметь возможность просмотра лицевого счета и оценки его динамики за заданный период. По характеру счетов БИС должна обеспечивать работу в мультивалютном режиме как с текущими и расчетными счетами, так и
с различного рода депозитными, ссудными, контокоррентными и другими счетами, а также начислять различного рода проценты и комиссии.
Проведение
расчетов должно быть своевременным
и корректным, иметь точное отражение
в учетных регистрах и
Требования разработчика в основном связаны со сложившимся подходом к проектированию автоматизированных систем, а также с собственными его интересами, которые носят финансовый характер. Это прежде всего соотношение: цена - себестоимость - объем работ.
К
интегрированным системам при разработке
предъявляются более
Информация о работе Предметно ориентированные экономические информационные системы