Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 16:01, доклад
Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Характеристика
и назначение
Наибольший
прогресс среди компьютерных информационных
систем отмечен в области разработки
экспертных систем, основанных на использовании
искусственного интеллекта. Экспертные
системы дают возможность менеджеру
или специалисту получать консультации
экспертов по любым проблемам, о
которых этими системами
Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.
Решение
специальных задач требует
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.
Основные
компоненты
Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной системе, являются (рис. 3.17): интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
Рис. 3.17. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем.
Интерфейс пользователя.
Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Менеджер может использовать четыре метода ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.
Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:
объяснения,
выдаваемые по запросам. Пользователь
в любой момент может
объяснения
полученного решения проблемы. После
получения решения
Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.
База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил. Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степенью адекватности могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей. К наиболее распространенным моделям относятся логические, продукционные, фреймовые и семантические сети .
Интерпретатор.
Это часть экспертной системы, производящая
в определенном порядке обработку
знаний (мышление), находящихся в
базе знаний. Технология работы интерпретатора
сводится к последовательному
Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.
Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем. Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык. Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.
Информационные
технологии экспертных
систем
Наибольший
прогресс среди компьютерных информационных
систем отмечен в области разработки
экспертных систем. Экспертные системы
дают возможность менеджеру или
специалисту получать консультации
экспертов по любым проблемам, о
которых этими системами
Искусственный интеллект - это способность компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы они исходили от человека. В этом случае, чаще всего имеются ввиду способности, связанные с человеческим мышлением.
Решение
специальных задач требует
Сходство
информационных технологий, использующихся
в экспертных системах и системах
поддержки принятия решений, состоит
в том, что обе они обеспечивают
высокий уровень поддержки
Основными компонентами информационной технологии экспертных систем являются: интерфейс пользователя, интерпретатор, база знаний, модуль создания системы.
Интерфейс пользователя. Специалист или менеджер используют интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения из нёё выходной информации. Обычно информация выдаётся в форме значений, которые присваиваются определённым переменным. Информационная технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.
Различают два вида объяснений: во-первых, объяснения, которые выдаются по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от системы объяснения своих действий. Во-вторых, объяснения полученного решения проблемы. Пользователь может потребовать того, после полученного решения, как данное решение было получено. Система должна разъяснять каждый шаг своих рассуждений, которые привели к решению задачи. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным, следовательно, не должен вызывать сколько-нибудь больших трудностей при ведении диалога.
База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Правила занимают центральное место в базе знаний. Правило определяет, что необходимо делать в данной конкретной ситуации. Оно состоит из двух частей: первое - это условие, которое может выполняться или нет; второе - это действие, которое следует произвести, если условие выполняется. Все правила, использованные в экспертной системе, образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.
Интерпретатор.
Он является неотъемлемой частью экспертной
системы, которая проводит в определённом
порядке обработку знаний (мышление),
находящихся в базе знаний. Технология
работы интерпретатора сводится к рассмотрению
определённой последовательности совокупных
правил, т.е. правило за правилом. Если
условие, содержащееся в правиле, соблюдается,
то выполняется определённое действие,
и пользователю предоставляется
вариант решения его задачи или
проблемы. Во многих экспертных системах,
кроме того, вводятся дополнительные
блоки: база данных, блок расчёта, блок
ввода и корректировки данных.
Блок расчёта необходим в тех
случаях, когда производятся расчёты,
связанные с принятием
Модуль
создания системы служит для создания
иерархии (набора) правил. Существуют два
основных подхода, которые являются
основополагающими для модуля создания
системы: использование алгоритмических
языков программирования и использование
оболочек экспертных систем. Языки
программирования Лисп и Пролог были
специально разработаны для представления
базы знаний, хотя можно использовать
для этой цели любой алгоритмический
язык. Оболочка экспертных систем представляет
собой готовую программную