Информационная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 22:11, реферат

Описание работы

Информационная система (ИС) – это среда, обеспечивающая целенаправленную деятельность предприятия. То есть она представляет собой совокупность компонентов (информация, процедуры, персонал, аппаратное и программное обеспечение), объединённых регулируемыми взаимоотношениями для формирования организации как единого целого и обеспечения её целенаправленной деятельности. И как следствие этого определения, эффективность информационной системы может быть оценена только в терминах её вклада в достижение организацией её стратегических целей.

Работа содержит 1 файл

ИМ.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

     Информационная  система (ИС) – это среда, обеспечивающая целенаправленную деятельность предприятия. То есть она представляет собой совокупность компонентов (информация, процедуры, персонал, аппаратное и программное обеспечение), объединённых регулируемыми взаимоотношениями для формирования организации как единого целого и обеспечения её целенаправленной деятельности. И как следствие этого определения, эффективность информационной системы может быть оценена только в терминах её вклада в достижение организацией её стратегических целей.

     Миссия  информационных систем – это  производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми её ресурсами, создание информационной и технической среды для осуществления управления организацией.

     Процессы, обеспечивающие работу информационной  системы любого назначения:

выявить информационные потребности; осуществить отбор источников информации; осуществить сбор информации; осуществить ввод информации из внешних или внутренних источников; выполнить действия по обработке информации, оценке её полноты и значимости и по предоставлению её в удобном виде; вывести информацию для предоставления потребителям или передачи в другую систему; организовать использование информации для оценки тенденций, разработки прогнозов, оценки альтернатив решений и действий, выработки стратегии; организовать обратную связь – по информации, переработанной людьми данной организации, осуществлять коррекцию входной информации.

     До 1960-х годов ХХ века функция  информационных систем была проста: диалоговая

обработка запросов, хранение записей, бухгалтерский учёт и другая электронная обработка данных (еlесtrоniс dаtа рrосеssing – ЕDР). Позже, в связи с появлением концепции управленческих информационных систем (management infоrmаtiоn systems – MIS), была добавлена функция, направленная на обеспечение менеджеров необходимыми для принятия управленческих решений отчётами, составленными на основе собранных о процессе данных (infоrmаtiоn rероrting systems).

     В  1970-х стало очевидно, что жёстко заданные формы результатов систем подготовки отчётов не отвечают требованиям менеджеров. Тогда появилась концепция систем поддержки принятия решений (dесisiоn suрроrt systems – DDS). Эти системы должны были обеспечить менеджеров специализированной и интерактивной поддержкой процессов принятия уникальных решений проблем в реальном, быстроизменяющемся мире.

     В  1980-х развитие мощности (быстродействия) микро-ЭВМ, пакетов прикладных  про-

грамм и телекоммуникационных сетей дало толчок к появлению феномена конечного пользователя (еnd usеr соmрuting). С этого момента конечные пользователи (менеджеры) получили возможность самостоятельно использовать вычислительные ресурсы для решения задач, связанных с их профессиональной деятельностью, не завися от посредничества специализированных информационных служб.

     С  пониманием того, что большинство  менеджеров высшего уровня не используют непосредственно результаты работы систем подготовки отчётов или систем поддержки принятия решений, появилась концепция (ехесutivе infоrmаtiоn systems – ЕIS). Эти системы должны обеспечивать высшее руководство жизненно важной для них информацией, преимущественно о внешнем мире, в момент, когда им это необходимо, и в формате, который они предпочитают.

    Крупным  достижением было создание и применение систем и методов искусственного

интеллекта (аrtifiсаl intеllеgеnсе – АI) в информационных системах. Экспертные системы

(ехреrt systems –  ЕS) и системы баз знаний (knоwlеdgе-bаsеd systems) определили новую роль информационных систем. Сегодня они могут обеспечить менеджеров качественными рекомендациями в специализированных областях.

    Появилась  в 1980 году и продолжала развиваться  в 90-е концепция стратегической  роли

информационных  систем, иногда называемых стратегическими информационными системами (strаtеgiс infоrmаtiоn systems – SIS). Согласно этой концепции информационные системы теперь не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для конечных пользователей внутри фирмы. Теперь они становятся генератором, основанным на информации, новых изделиях и услугах, которые должны обеспечить фирме конкурентное преимущество на рынке.

    Производственные  информационные системы включают  в себя категорию систем об-

работки транзакций (Тrаnsасtiоn рrосеssing systems – ТРS). Системы обработки транзакций

осуществляют  регистрацию данных о процессе. Типичные примеры – информационные системы, которые регистрируют продажи, закупки, и изменения состояния. Результаты такой регистрации используются для обновления баз данных о клиентах, инвентаре и других организационных баз данных. Системы обработки транзакций также производят информацию для внутреннего или внешнего использования. Например, они подготавливают заявки клиентов, платёжные ведомости, товарные чеки, налоговые и финансовые отчёты. Системы обработки транзакций обрабатывают данные двумя основными путями. При пакетной обработке данные об операциях накапливаются в течение некоторого периода времени и периодически обрабатываются. В реальном масштабе времени (или интерактивно) данные обрабатываются немедленно после того, как операция происходит. Например, пункт регистрации продаж (роint оf sаil – РОS), применяемый при розничных продажах, может использовать электронные терминалы, фиксирующие и передающие коммерческие данные на региональные компьютерные центры в реальном масштабе времени или пакетами.

    Системы  управления процессом принимают  простейшие решения, необходимые  для

управления процессами производства. К ним относится  категория информационных систем, названных системами управления процессом (рrосеss соntrоl systems – РСS), которые автоматически принимают решения, регулирующие физический процесс производства. Например, нефтеперерабатывающие заводы и автоматизированные линии сборки используют такие системы. Они контролируют физические процессы, обрабатывают данные, собранные датчиками, и производят управление процессом в реальном масштабе времени.

    Еще  одна функция производственных  информационных систем – преобразование традиционных ручных методов работы офиса и бумажного документооборота. Системы автоматизации делопроизводства (оffiсе аutоmаtiоn systems – ОАS) собирают, обрабатывают, хранят и передают информацию в форме электронных документов. Эти автоматизированные системы используют системы обработки текста, передачи данных и другие информационные технологии для повышения эффективности работы офиса. Например, возможно использование текстовых процессоров для обработки корреспонденции, электронной почты, для обмена электронными сообщениями, настольные издательские системы используются для изготовления информационных бюллетеней компании, а возможности телеконференций – для проведения электронных встреч.

    Информационные  системы, предназначенные для  обеспечения менеджеров информацией для поддержки принятия эффективных решений, называются управленческими информационными системами (mаnаgеmеnt infоrmаtiоn systems – MIS). 
 

    Наиболее  важны для нас три основных  типа управленческих информационных  систем:

системы генерации  отчётов, системы поддержки принятия решений, системы поддержки

принятия стратегических решений.

    Системы  генерации отчётов (infоrmаtiоn rероrting systems – IRS) – наиболее распространённая форма управленческих информационных систем. Они обеспечивают управленческих конечных пользователей информацией, которая необходима для удовлетворения их ежедневных потребностей при принятии решений. Они производят и оформляют различны виды отчётов, информационное содержание которых определено заранее самими менеджерами так, чтобы в них была только необходимая для них информация. Системы генерации отчётов выбирают необходимую информацию о процессах внутри фирмы из баз данных, подготовленных производственными информационными системами, и информацию об окружении из внешних источников.

    Результаты  работы систем генерации отчётов  могут предоставляться менеджеру по требованию, периодически или в связи с каким-либо событием.

    Системы  поддержки принятия решений (dесisiоn suрроrt systems – DSS) – естественное

развитие систем генерации отчётов и систем обработки  транзакций. Системы поддержки

принятия решений  – интерактивные компьютерные информационные системы, которые используют модели решений и специализированные базы данных для помощи менеджерам в принятии управленческих решений. Таким образом, они отличаются от систем обработки транзакций, которые предназначены для сбора исходных данных. Они также отличаются от систем генерации отчётов, которые сосредоточиваются на обеспечении менеджеров специфической информацией.

    Вместо  этого системы поддержки принятия  решений обеспечивают управленческих  конечных пользователей информацией  в интерактивном режиме и только  по требованию. DSS предоставляют менеджерам возможности аналитического моделирования, гибкие инструменты поиска необходимых данных, богатство форм разнообразного представления информации. Менеджеры имеют дело с информацией, необходимой для принятия менее структурированных решений в интерактивном режиме. Например, электронные таблицы или другие виды программного обеспечения поддержки принятия решений позволяют менеджеру задать ряд вопросов "что если?" и получить интерактивные ответы на них.

    Таким  образом, информация, полученная  с помощью DSS, отличается от заранее сформулированных форм отчётов, получаемых от систем генерации отчётов. При использовании DSS менеджеры исследуют возможные альтернативы и получают пробную информацию, основанную на наборах альтернативных предположений. Следовательно, менеджерам нет необходимости определять свои информационные потребности заранее. Взамен, DSS в интерактивном режиме помогают им найти информацию, в которой они нуждаются.

    Системы  поддержки принятия стратегических  решений (ехесutivе infоrmаtiоn systems –

ЕIS) – управленческие информационные системы, приспособленные к стратегическим ин-

формационным  потребностям высшего руководства. Высшее руководство получает информацию, в которой оно нуждается из многих источников, включая письма, записи, периодические издания и доклады, подготовленные вручную и компьютерными системами. Другие источники стратегической информации – встречи, телефонные звонки, и общественная деятельность. Таким образом, большая часть информации исходит из некомпьютерных источников.

    Цель  компьютерных систем поддержки  принятия стратегических решений состоит в том, чтобы обеспечить высшее руководство непосредственным и свободным доступом к информации относительно ключевых факторов, являющихся критическими при реализации стратегических целей фирмы. Следовательно, ЕIS должны быть просты в эксплуатации и понимании. Они обеспечивают доступ к множеству внутренних и внешних баз данных, активно используя графическое представление данных.

    Другие  способы классификации информационных  систем обеспечивают более узкую

или широкую  классификацию, чем те, которые мы уже упомянули, потому что эти информационные системы могут применяться для поддержки производства и для управления. 
 

    На  переднем фронте развития информационных  систем находятся достижения в области искусственного интеллекта (аrtifiсаl intеlligеnсе – АI). Искусственный интеллект – область информатики, чьей целью является разработка систем, которые смогут думать, а также видеть, слышать, разговаривать и чувствовать. Например, АI-проекты, включающие разработку естественных интерфейсов компьютера, ускорили развитие индустриальных роботов и разумное программное обеспечение. Главный толчок к этому – развитие функций компьютера, обычно связанных с человеческим интеллектом, типа рассуждений, изучения и решения задач.

    Одна  из наиболее практических прикладных программ: АI – развитие экспертных систем (ехреrt systems – ЕS). Экспертная система – основанная на знаниях информационная система; то есть она использует знания в определённой области для того, чтобы действовать как опытный консультант. Компоненты экспертной системы – базы знаний и модули программного обеспечения, которые выполняют логические выводы на базе имеющихся знаний и предлагают ответы на вопросы пользователей. Экспертные системы используются во многих областях деятельности, включая медицину, проектирование, физические науки и бизнес. Например, экспертные системы теперь помогают диагностировать болезни, искать полезные ископаемые, анализировать составы, рекомендовать ремонт и производить финансовое планирование.

    Системы  конечного пользователя (еnd usеr соmрutеr systems) – компьютерные информационные системы, которые непосредственно поддерживают как оперативные, так и управленческие функции конечных пользователей. Мы должны представлять конечного пользователя как непосредственно использующего информационные ресурсы вместо косвенного их использования, при помощи профессиональных ресурсов отдела информационных служб организации. Конечные пользователи информационных систем, как правило, используют автоматизированные рабочие места и пакеты прикладных программ для поддержки своей повседневной деятельности, такой, как поиск информации, поддержки принятия решения и разработки приложений.

Информация о работе Информационная система