Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:32, шпаргалка
основные вопросы с ответами
Экспертные системы – системы искусственного интеллекта, повторяющие рассуждения эксперта в данной предметной области.
Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания[1].
В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.
Похожие действия выполняет такой программный инструмент как Мастер (Wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО). Главное отличие мастеров от ЭС — отсутствие базы знаний — все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем.
Другие
подобные программы — поисковые или справочные
(энциклопедические) системы. По запросу
пользователя они предоставляют наиболее
подходящие (релевантные) разделы базы
статей (представления об объектах областей
знаний, их виртуальную модель).
Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Экспертные системы – системы искусственного интеллекта, повторяющие рассуждения эксперта в данной предметной области.
Построенную функцию предпочтений можно рассматривать как модель пользователя. Однако, в отличие от традиционных экспертных систем, в СППР моделируется не плохо изученный процесс рассуждений некоего абстрактного человека, а "готовый продукт" рассуждений конкретного человека - пользователя системы. Все дальнейшие процедуры поиска наилучших решений будут ориентированы на его точку зрения, выраженную в форме ФП.
Для анализа
данных на оперативном уровне характерно
то, что некоторые тенденции
Основными причинами кризиса оперативного анализа данных являются:
Кроме того, поскольку OLTP-системы ориентированы в первую очередь на эффективную обработку транзакций, генерирование больших отчетов обычно занимает значительное время.
Выход из кризиса оперативного анализа возможен путем использования одной из группы
связанных
технологий, в основе которых лежит
понятие «хранилище данных» (Data Warehouse)
.
Хранилище данных – это совокупность средств, позволяющих предоставлять данные в целостном, предметно-ориентированном виде для анализа и принятия управляющих решений (W.H. Inmon).
Идея, положенная в основу Data Warehouse, состоит в том, что необходимые для анализа данные извлекаются из нескольких OLTP-систем, преобразуются и затем помещаются в хранилище данных. Этот процесс называется погружением данных. В процессе погружения данные:
Данные, находящиеся в хранилище, имеют следующие свойства:
Таким образом, данные, погруженные в хранилище, организованы в интегрированную целостную структуру, обладающую естественными внутренними связями, приобретают новые свойства, которые придают им статус информации.
Особенности архитектуры Data Warehouse состоят в следующем:
Data Warehouse
является готовым плацдармом для построения
систем поддержки принятия решений (DSS
— Decision Support Systems) и систем оперативной
аналитической обработки данных (OLAP —
On-line Analitical Processing).
Система поддержки принятия коллективных решений (СППКР) – это интерактивная автоматизированная система, облегчающая решение неструктурированных проблем несколькими лицами, принимающими решения и работающими в группе.
Одними из первых СППКР были ситуационные центры (комнаты) – это специальным образом, организованные комплексы рабочих мест для высших должностных лиц. Их главное назначение – интеграция возможностей современных средств в областях сбора, аналитической обработки и визуального представления информации для поддержки деятельности групп экспертов. Отличие ситуационной комнаты от системы OLAP состоит в том, что в ней интегрируются результаты применения различных аналитических технологий, средства моделирования ситуаций и мощные механизмы визуализации. Благодаря этому ситуационная комната позволяет быстро "погрузить" участников процесса принятия решений в решаемую проблему, "научить их говорить" на одном языке, помочь разобраться в задаче, правильно сформулировать запросы к внешним источникам информации и совместно подготовить решение.
«Интеллектуальная» направленность в развитии КИС, интеграция информационнго и управленческого аспектов, особенно ярко выразилась в рассмотренных далее подходах, технологиях, решениях.
Корпоративная информационная система (КИС) – интегрирует в единую ИС бизнес-стратегию организации, её структуру и информационные технологии
ИТППР входит составной частью в современные корпоративные ИС (КИС).
При этом имеются следующие направления развития КИС:
Интранет – КИС использующая принципы построения и протоколы Интернет.
Intranet - это применение технологии Internet в рамках корпоративной сети.
Технология Intranet начинает проникать на рынок корпоративных систем. Прогнозы различных групп, занимающихся маркетинговыми исследованиями, свидетельствуют о том, что скоро объем вложений в корпоративные проекты Intranet превзойдет затраты на серверы Internet. Это означает, что корпоративные организации очень активно воспринимают новую технологию.
Intranet построена на основе технологии клиент-сервер. В этом случае большую часть вычислений производит сервер , а рабочая станции в основном отвечает только за интерфейс с пользователя. Главное преимущество такой технологии - облегченное централизованное управление, причем не только серверной частью, но и рабочими местами. Рабочее место представляет собой, как правило, обычный графический терминал, снабженный - программой навигации и просмотра (браузером). Вся получаемая информация порождается на сервере, а доступ к информации производится через одну и ту же программу-браузер, не требующую локальных данных. Рабочее место полностью настраивается из центра, и нет необходимости выполнять какие-то дополнительные действия по его конфигурированию.
Intranet позволяет осуществлять наращивание информационных ресурсов организации, не заботясь о программно-аппаратных платформах новых компонентов. Это самый простой и надежный способ обеспечения функционирования гетерогенной сетевой среды. Информация может обрабатываться на практически произвольном количестве серверов, и дополнительные информационные ресурсы могут быть легко добавлены по мере надобности. Краеугольным камнем Intranet является децентрализация информационной базы.
Фактически Intranet - это распределенная корпоративная информационная система, которая использует протоколы и технологию Internet. Все сервисы, от электронной почты до телеконференций, хорошо зарекомендовавшие себя в среде Internet, оказываются эффективными инструментами и для организации работы в большой корпорации.
Intranet выступает как интеграционная технология. Это качество означает возможность эффективного объединения разнородных программных решений, наработанных ранее, создаваемых в настоящий момент и проектируемых на основе разнородного аппаратного обеспечения в общую информационную среду с едиными правилами создания и потребления информации.
"Открытость" технологии Intranet. обеспечивает масштабируемость и интегрируемость создаваемых на ее основе ИС. Появление систем Intranet знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых технологиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного приложения), и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов. Коммерческие реализации ключевых компонентов ИС, таких как средства управления ИС, электронная почта, телеконференции, очень быстро переходят на существующие открытые общепризнанные протоколы такие как TCP/IP (коммуникационный протокол Internet), SMTP и MIME (электронная почта), NNTP (телеконференции) HTTP и HTML (Web-технология), Java (программирование).
Простота и естественность технологии Intranet реализуется в рамках крайне простой схемы. Программа-браузер, которая размещается на рабочем месте пользователя, Web-сервер, который выступает в качестве информационного концентратора, и стандарты взаимодействия между клиентом и Web-сервером. Это практически все, что необходимо для построения системы. На этой основе можно расширять спектр функций системы, добавляя такие сервисы, как поиск информации, коллективная работа с единым массивом информации и ряд других.
При создании
систем intranet можно отметить еще одно
довольно уникальное качество этой технологии,
которое заключается в том, что усложнение
системы, расширение сервисов, детализация
функций не требует
от пользователя наращивания специальных
знаний. Он учится работе с информацией
один раз, а далее, пользуясь в своей повседневной
работе средствами навигации по информационному
пространству организации, он раз за разом
обнаруживает новые возможности, облегчающие
выполнение его задач. Разумеется, это
очень важно психологически. Человек начинает
по-другому относиться к работе с информацией,
он начинает работать быстрее и эффективнее.
Близость информации к потребителю - вот
в чем особенность и причина колоссального
успеха технологии Intranet.