Информационные технологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:32, шпаргалка

Описание работы

основные вопросы с ответами

Работа содержит 1 файл

ИТУ-Гладков шпоры.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

В условиях ужесточения конкуренции важное значение приобретает аналитический подход, охватывающий все уровни управления компанией. Этот подход позволяет адаптировать стратегию компании к постоянно меняющейся рыночной среде. Он предполагает, что процессы извлечения и доставки информации и корпоративных знаний пользователям становятся глобальными в масштабе организации, и не только высшее управляющее звено, но и все менеджеры и сотрудников могут оперативно получать необходимые сведения в том месте и в то время, когда им это нужно.

Примером  продвинутой деятельности в этом направлении является система SAS компании SAS Institute. Приведем основные из новых технологических решений реализованных в восьмой версии этой системы:

Интеллектуальное  хранение данных - обеспечивает прозрачный, простой, унифицированный доступ к разнообразным источникам данных (реляционные СУБД - Oracle, DB2, SQL, многомерные базы данных и т. д.), объединение данных из внутренних и внешних источников в единую виртуальную интегрированную среду и преобразование данных для загрузки в среду информационного хранилища.

Интеллектуальные серверы - платформно-независимые технологии вычислений и доступа к данным, основанные на использовании архитектуры MVA (Multi-Vendor Architecture) и процессоров данных МЕА (Multiple Engine Architecture).

Интеллектуальный клиентский доступ - поддержка различных типов клиентских платформ: UNIX, Windows, а также терминалы, использующие Web-òåõíîëîãèè,  CGI, HTML, Java или Microsoft Active/X. В качестве клиентских станций могут использоваться самые различные устройства - настольные и переносные ПК, Java-êîìïüþòåðû и даже мобильные телефоны, поддерживающие протокол WAP. Это дает возможность развертывания корпоративных приложений как в интрасети самой организации, так и для удаленных пользователей.

Для построения единой интегрированной системы интеллектуальной обработки данных, извлечения знаний и доставки их на рабочие места сотрудников:

  • Расширенны функциональные возможности администратора информационных хранилищ. Теперь он включает в себя также Metaspace Explorer и Java-àïïëåò, позволяющий осуществлять навигацию и просмотр содержимого информационного хранилища посредством стандартного Web-áðàóçåðà è имеет набор открытых программных интерфейсов, позволяющих самостоятельно расширять свои возможности.
  • Введены средства для углубленного, интеллектуального исследования данных, интегрированные с методологией SEMMA (Sample, Explore, Modify, Model and Access), обеспечивающей полный цикл обработки данных, включая их отбор, анализ, преобразование, моделирование и организацию доступа к ним. При этом весь процесс осуществляется через простой и интуитивно понятный графический интерфейс пользователя
  • Имеются средства создания корпоративной отчетности, с помощью которого любой человек, владеющий азами работы на ПК, может составить сложные и красиво оформленные многостраничные отчеты на основе данных, взятых из разнообразных корпоративных источников, включая информационные хранилища; создать различного рода диаграммы и графики на базе сложных многомерных данных с последующем выведение их на печать или сохранением на Web-ñàéтå, и все это в рамках среды WIndows.

Интеграция  корпоративных и глобальных сетей, их интеллектуализация и «дружелюбный»  интерфейс создают перспективу их все более эффективного использования для дистанционного обучения (ДО) и реализации различных форм образования. Появилось и развивается так называемое "корпоративное ДО". С его помощью можно осуществлять, например, переподготовку кадров.

В последние  годы во всем мире стали активно  создаваться и развиваться так называемые "виртуальные" университеты/колледжи. т. е. образовательные организации, которые не имеют "физических" зданий, классов, лабораторий и прочих атрибутов "обычных" университетов. Обучение студентов в "виртуальных" университетах ведется только через сеть Интернет. Так на практике идет становление Информационного общества и воплощение идеи непрерывного образования. 
 
 
 
 
 
 

  1. Архитектура "файл-сервер" и  "клиент-сервер".

Существуют  две архитектуры (технологии), обеспечивающие взаимодействие пользователей с БД: архитектура «файл-сервер» и архитектура «клиент-сервер». Первая из них устарела, поэтому рассмотрим две базовые модели, относящиеся к архитектуре «клиент-сервер». Для их определения выделим функции ИС в их взаимосвязи с компонентами программного обеспечения (ПО) или, как принято говорить, с компонентами приложений ИС. Эти функции и соответствующие компоненты приложений – следующие:

  1. ввод и отображение информации – компонент представления;
  2. реализация бизнес-процессов   –   прикладной компонент;
  3. управление базой данных     –     компонент управления БД.

Использование в ИС технологии «клиент-сервер» означает, что прикладные программы будут иметь распределенный характер: часть их функций будет выполнена на стороне клиента (рабочей станции), – другая на стороне сервера.

 Если 1-ый и 2-ой компоненты ПО  выполняются клиентом, а 3-ий – сервером, то мы имеем так называемую модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access – RDA). В этом случае доступ к БД обеспечивается операторами специального языка запросов SQL. На сервере функционирует ядро СУБД, которая обрабатывает эти запросы и возвращает клиенту результат, оформленный как блок данных. Практики называют эту модель – «толстый» клиент.

Наиболее  популярной стала сегодня двухзвенная  модель сервера базы данных (Data Base Server – DBS). Её основу составляет механизм хранимых процедур. Эти процедуры выполняются на том же компьютере, где функционирует SQL-сервер. В этой модели компонент представления выполняется на рабочей станции, а прикладной компонент функционирует на сервере БД. Такую модель называют  «тонкий» клиент. Она реализована в реляционных СУБД ведущих фирм производителей БД, например, фирмой Oracle. Эта модель обеспечивает практически неограниченную масштабируемость ИС, максимально упрощает и унифицирует рабочие станции. 

  1. Информационная  технология; отличие  ИТ от ИС.

Информационная  технология ( ИТ ) – система средств и способов обеспечивающая процесс сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель  ИТ – производство информации для удовлетворения личных и социальных потребностей, в частности, для принятия на полученной информационной основе различных решений.

Использование ИТ предполагает, с одной стороны, автоматизацию традиционных видов деятельности, к которым относятся: офисное обслуживание, обработка данных, управление организацией, предоставление клиентам доступа к библиотечным фондам, архивам, банкам данных и знаний. С другой стороны, требуют отдельного рассмотрения новые технологические приёмы, относящиеся в первую очередь к сфере искусственного интеллекта: ИТ поддержки принятия решений; ИТ экспертных систем; ИТ систем корпоративного управления; технологии управления знаниями.

ИТ являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Основой ИТ являются телематические средства – персональный компьютер и телекоммуникационные устройства. ИТ и компьютер рассматривается философами как явления культуры знаковых систем. Вместе с ними возникли новые проблемы связанные с экранной культурой, информационным моделированием, взаимодействием коммуникационных каналов, соотношением между знаковостью и символизмом, с экологией культуры, неориторикой, психологией и т. п. 

Для любой  технологии можно выделить ядро и сеть поддержки технологии. В ядро технологии входит взаимодействующие между собой аппаратное, программное и интеллектуальное обеспечение. Сеть поддержки технологии, состоит из таких потоков, как материалы, информация энергия, практический опыт, законы, правила поведения, которые поступают сеть, циркулируют в ней и выходят из нее, чтобы обеспечить надлежащее функционирование технологического ядра и достичь поставленных целей. В этом смысле каждая технология есть форма социальных взаимоотношений, порождаемых фоновой средой.

Высокая технология оказывает влияние на архитектуру (структуру и организацию) компонентов сети поддержки технологии. Она изменяет качественный характер решаемых задач, позволяет (а часто и требует) не только решать задачи по-другому, но также и решать новые задачи. Проблема внедрения новых высоких технологий для менеджмента заключается в том, что её нельзя сравнивать с существующими технологиями только с помощью показателей экономической эффективности (по критериям цены, чистой приведенной стоимости или прибыли на инвестированный капитал).

ИТ как высокая  технология является носителем нового знания. Если определять информационную среду как систему средств общения с человеческим знанием, то она должна иметь постоянно обновляемую сеть поддержки технологий. В этом случае информационная среда будет иметь деятельностную  направленность и способствовать продуктивному мышлению.

Для решения  инженерно-эргономических вопросов проектирования информационных сред и интерфейсов  необходимы специалисты: аналитики, психологи, дизайнеры.

Информационная  система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи данных, сообщающих информацию, используемую для достижения поставленной цели. 
 
 
 

  1. Информационная  модель как технологическая  основа управления.

Человек в процессе деятельности  постоянно создаёт и использует информационные модели (ИМ). Для менеджера – это документы, отчёты, таблицы, плакаты, диаграммы, электронные презентации; для преподавателя – это текст и рисунки на доске, в учебнике и т.п. На сегодняшний день компьютер, снабженный вспомогательными устройствами, например, мультимедийным проектором, является одним из наиболее эффективных средств такого рода.

Интересно, что у Галилея, Декарта и Ньютона  модель выступала с одной стороны  в своей функции идеализирующей абстракции, а с другой стороны как средство наглядного выражения существенных отношений присущих объекту исследования.  Идея абстрагирования была обобщена затем как метод математического моделирования. Идее же наглядного (образного, символического) выражения  (отображения) сущности объекта ближе ИМ. Таким образом, ИМ базируется на визуальном мышлении, которое большей частью образное, пространственное. Такое мышление воспринимает абстрактное (знаковое, символическое) используя зрительные образы.

ИМ, согласно определению В.П. Зинченко есть «организованная в соответствии с определенной системой правил и представляемая оператору с помощью средств отображения совокупность информации о состоянии и функционировании объекта воздействия и внешней среды». Такие модели созданы и функционируют в залах управления АЭС, в центрах управления энергосистемами, в Центре управления полетами космических летательных аппаратов и т. п. Понятие ИМ возникло на уровне сверхсложных систем. В этих случаях ИМ трактуется как мнемонический образ управляемого объекта. В ней отображаются наиболее существенные взаимосвязи подсистем и важнейшие функциональные параметры, причем логика отображения информации имеет определяющее значение.

Основные  требования к ИМ:

адекватность модели задаче управления;

- упорядоченность представления информации;

- интегральное представление информации с использованием графических средств;

избирательное отображение отдельных подсистем и критических параметров, включающее также выделение  текущего момента процесса и предстоящих операций, исключение  излишней информации, нейтрализацию отображения нормальных процессов и выделение критических параметров;

динамичность и адаптивность к изменяющимся условиям и ситуациям.

ИМ бесспорно  являются основой информационных технологий. Это следует из определения ИМ как системы включающей средства отображения информации и соответствующую систему правил.

Идеи  информационного моделирования  нашли наиболее яркое выражение  в интерфейсах ИТ. Например, понимание того, что неполнота модели придает ей активный характер.

Интерфейс – граница раздела двух систем (устройств, программ) и совокупность средств и правил, обеспечивающих их взаимодействие.

Человеко-машинный (пользовательский)  интерфейс это система средств связи обеспечивающая эффективное интерактивное взаимодействие человека с вычислительными и(или) другими техническими устройствами.

Различают системный и прикладной интерфейс.

Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или её надстройкой. Современные операционные системы поддерживают обычно командный и WIMP-интерфейс.

Командный интерфейс – самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной системе MS-DOS приглашение выглядит как С:\>.

WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель).

Прикладной  интерфейс – реализуется в прикладных программных продуктах, в так называемых функциональных ИТ применяемых для решения частных задач той или иной предметной области.

Основные  требования к любому интерфейсу –  надёжность, простота и универсальность. Свойствами интерфейса являются: конкретность и наглядность.

Информация о работе Информационные технологии управления