Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:32, шпаргалка
основные вопросы с ответами
Процессы управления организацией традиционно разделяют на два класса – функции управления и «связующие» процессы. Каждая из функций управления реализуется с помощью таких связующих процессов, как информационные процессы и процессы принятия управленческих решений, которые также неразрывно связаны с информацией.
В обыденном понимании информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности.
Тесная
связь понятий «информация» и
«управление» стала осознаваться на
качественно новом, системном уровне
благодаря возникновению и
Кибернетика заложила основу новой научной методологии – системно-кибернетического подхода. Норберт Винер подчеркивает, что «техника управления и техника связи неотделимы друг от друга и <...> концентрируются вокруг понятия сообщение».
В кибернетике информация является мерой упорядочивания при взаимодействии элементов системы в процессе её функционирования. Согласно общепризнанному определению: «За единицу количества информации принимается информация, передаваемая при одном выборе между равновероятными альтернативами»
С другой стороны научные определения самого понятия «информация» противоречивы и многообразны. Начало спору было положено Н. Винером, который в 1948 году написал: «Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время». Наши философы разделились на «атрибутистов», которые считают информацию атрибутом материи, и «функционалистов», которые связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем. Мы согласимся с теми (В.П.Тугаринов и др.), кто относит информацию к специальным научным понятиям, которые являются следствием применения функционального подхода в кибернетике. Применяя его, исследователь абстрагируется от конкретных носителей функций и изучает лишь меру внутреннего разнообразия систем не зависимо от их искусственного или естественного происхождения.
В то время как в компьютерном деле господствуют количественные меры измерения информации (биты, байты, Kb, Mb, Gb) , для социальной сферы важен смысл. Например, социальная коммуникация определяется как передача смысла в социальном времени и пространстве. В системно-кибернетическом подходе выражается стремление к рациональной организации человеческой деятельности. Рационализации осмысления способствует «информационная деятельность» – обобщающее понятие для познавательной и коммуникационной деятельности. Роль первой – понимание и генерация смыслов, второй – движение смыслов.
Для социальной системы информация является оценкой целенаправленной деятельности, которая может быть объективной или субъективной, количественной или качественной. Например, если рассматривать организацию как структуру, состоящую из решающих звеньев и информационных коммуникаций, то информация – сведения, необходимые для принятия решений.
Можно сказать, что менеджер воспринимает информацию в первую очередь как сведения и знания, снимающие неопределенность проблемной ситуации (уменьшающие неопределенность выбора) и способствующие принятию УР.
Ценность информации определяется через величину её вклада в разрешение неопределенности выбора. Различают полезную, бесполезную и дезинформацию.
Информация может быть получена, с одной стороны, как результат технологической переработки фактов и данных. При этом нельзя забывать, что факты – это элементы эмпирического знания, а данные составляют фактографическое описание. С другой стороны, определенным образом переработанные знания могут также стать информацией.
Для устранения трудностей возникающих при информационном обмене требуется информационное (коммуникационное) обслуживание.
В теории социальных коммуникаций указаны три рода информационного обслуживания – документальное, фактографическое и концептографическое.
Для экономистов
информация – это невещественное благо,
важнейший экономический ресурс и фактор
современной хозяйственной жизни.
Для социальной системы информация является оценкой целенаправленной деятельности, которая может быть объективной или субъективной, количественной или качественной. Например, если рассматривать организацию как структуру, состоящую из решающих звеньев и информационных коммуникаций, то информация – сведения, необходимые для принятия решений.
Можно сказать, что менеджер воспринимает информацию в первую очередь как сведения и знания, снимающие неопределенность проблемной ситуации (уменьшающие неопределенность выбора) и способствующие принятию УР.
Ценность информации определяется через величину её вклада в разрешение неопределенности выбора. Различают полезную, бесполезную и дезинформацию.
Информация может быть получена, с одной стороны, как результат технологической переработки фактов и данных. При этом нельзя забывать, что факты – это элементы эмпирического знания, а данные составляют фактографическое описание. С другой стороны, определенным образом переработанные знания могут также стать информацией.
Для устранения трудностей возникающих при информационном обмене требуется информационное (коммуникационное) обслуживание.
В теории социальных коммуникаций указаны три рода информационного обслуживания – документальное, фактографическое и концептографическое.
Для экономистов
информация – это невещественное
благо, важнейший экономический
ресурс и фактор современной хозяйственной
жизни.
Научно-техническая революция (НТР), кибернетизация, беспрецедентное возрастание роли информационной деятельности приводят к тому, что общество из индустриального становится информационным. Акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационные ресурсы, накопление которых является базой для создания информационных продуктов. Возникает информационный рынок. Инфраструктура информационного рынка – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
Информатизация общества – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
В процессе информатизации общества возникли представления соответственно об информационной среде, сфере и пространстве.
Определенная информационная среда свойственна любой социальной ячейке общества. Она с одной стороны является проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой стороны источником побудительных причин деятельности людей. Таким образом, информационная среда имеет направленность на человека, группу, организацию. Более широкие понятия информационная сфера и информационное пространство. Они соответственно имеют направленность на определенную сферу и вид человеческой деятельности, на информационное взаимодействие людей в определенных
границах.
Программы информатизации были реализованы в первую очередь в высокоразвитых странах и носили антикризисный характер. Такая программа была, например, разработана в Японии в 1969г. как мера против предполагаемого экономического кризиса. В нашей стране концепция информатизации была разработана под руководством академика Д.М. Гвишиани и опубликована в 1989г. В ней информатизация рассматривается как стратегический фактор развития общества и глобальный процесс, который сопровождается процессом демократизации общества. Реализация программы предполагалась путём использования минимальных капиталовложений при максимальном саморазвитии и самофинансировании проектов. Одним из важнейших направлений деятельности является подготовка общества. Другие – это участие в международном разделении труда и форсированное внедрение новых информационных технологий.
Государственная политика в области информатизации включает соответственно две составляющие: централизованную и деценрализованную. Первая из них предполагает развитие работ в области искусственного интеллекта, создание информационной инфраструктуры и формирование опорных точек информатизации (технополисов). Интеллектуальным ядром и методологической базой информатизации являются математическое моделирование и вычислительный эксперимент. Децентрализованная составляющая государственной политики информатизации общества реализуется на рыночной основе.
Сегодня деятельность правительства РФ в области информатизации связана в первую очередь с разработкой, принятием и реализацией федеральных целевых программ (ФЦП). Цель этих программ – ускорение внедрения информационных систем и технологий в различные сферы деятельности. Основной ФЦП информатизации сегодня является программа «Электронная Россия» принятая на период с 2001 по 2010 гг. Она ориентирована на следующие направления:
- совершенствование правовой базы информатизации;
- инвестиции в информатизацию образования;
- повышение квалификации
специалистов информационно-
-совершенствование информационной инфраструктуры общества.
Основные направления международного сотрудничества, указанные в ФЦП «Электронная Россия» связаны со следующим:
- с вступлением России в ВТО;
- с охраной прав интеллектуальной собственности на информационные ресурсы;
- с созданием системы Государственного надзора за связью и информатизацией;
- с участием в международных проектах (е-правительство, е-обучение, е-коммерция).
Кроме ФЦП «Электронная Россия» следует отметить также ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» на 2001-2005гг. и ФЦП «Развитие электронной торговли в России в 2002-2006 гг.».
Крупнейшие социологи и философы считают, что на смену индустриальному обществу в ХХ-ом веке пришло постиндустриальное общество (понятие введено в 60-е годы Д.Беллом), которое сегодня называют информационным обществом. Основные черты такого общества:
1смещение акцента от производства вещей к производству услуг;
2.развитие информационных технологий поддержки принятия решений;
3.повышение роли знания и интеллектуальных информационных технологий;
4.совершенствование методов контроля над технологиями как составной части контроля над социальными процессами.
Не менее
важным, чем информатизация, является
такой феномен как виртуализаци
Динамика общества в сферах разработки и использования информационных и коммуникационных технологий настолько значительна, что вопрос о приоритете информационного и виртуального носит казуистический характер. Тем более что информационная деятельность включает в себя познавательную и коммуникационную составляющие. Процесс же познания может происходить как эмпирическим, так и виртуальным путем.
В мировой теории и практике управления определение «виртуальный» стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, фабриках и организациях. С середины 90-х гг. существует понятие виртуальной инфраструктуры, соответствующее принципиально новой концепции организационной структуры. Например, виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерной сети. Это приводит к формированию гибкой и динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для успешного бизнеса в быстро меняющейся среде. Пространство виртуализации включает четыре категории явлений – виртуальный рынок, виртуальную реальность, а также внутри- и межорганизационные сетевые объединения. Последние охватываются одним понятием – виртуальные инфраструктуры.