Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:32, шпаргалка
основные вопросы с ответами
Под виртуальным рынком понимаются предлагаемые системой Internet коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Виртуальная реальность – это имитация реальных процессов разработок и производства в компьютерном пространстве, которое одновременно является и средой, и инструментом. В качестве инструмента она позволяет интуитивно выстроить сложные структуры, в качестве среды – дает возможность мысленно представить проект, продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование.
Основные признаки виртуального – это нематериальность воздействия; условность параметров; эфемерность или свобода входа и выхода в процесс.
Правовой основой формирования информационных правоотношений в нашей стране является Конституция Российской Федерации. В Конституции 1993 г. впервые был закреплен правовой статус информации и конкретизированы информационные права и свободы личности, обязанности и полномочия государства. Так, в п. «и» ст. 71 Конституции РФ определено, что информация и связь находятся в ведении РФ, а пп. 4, 5 ст. 29 гласят: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Кроме указанных статей, в Конституции РФ содержится ряд статей, рассматривающих информационные правоотношения как условия и гарантии реализации других правоотношений в специфических сферах деятельности. Например, ст. 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В настоящее время уже можно говорить о становлении самостоятельной подотрасли конституционного права – информационного права. Данная точка зрения подтверждается достаточно широким перечнем федеральных законов, принятых за последние годы, среди которых в первую очередь необходимо отметить:
• «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006 г.);
• «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (1992 г.);
• «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (1992 г.);
• «Об электронной цифровой подписи» (2002 г.).
Значительное количество правовых норм о регулировании информационных правоотношений содержится в таких, специализированных законах, как «О связи», «О государственной тайне», «О внешней разведке» и др.
Одним из обобщающих нормативно-правовых актов является «Доктрина информационной безопасности» от 9 сентября 2000 г. В ней выделены четыре составляющие национальных интересов России в информационной сфере:
- обеспечение прав и свобод в области получения информации и её использования;
- доведение до Российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
- развитие информационных технологий и отечественной информационной индустрии;
- защита информации от несанкционированного доступа.
Существенным этапом в становлении отечественного информационного законодательства стало принятие Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (1995г), а затем закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006 г.). В них была впервые предпринята попытка конкретизировать основные положения конституционных прав граждан Российской Федерации и дать определения важнейших базовых категорий касающихся информатизации и информационных правоотношений.
Серьезное законодательное внимание уделено уголовно-правовому регулированию в сфере компьютерной информации. В новом УК РФ 1996г. введены три статьи, объединенные в главу 28 «Преступления в сфере компьютерной информации»: ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации»; ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»; ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».
Статья 128 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) среди объектов гражданского права определяет информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность). Таким образом, информация наряду с материальными и нематериальными благами может быть объектом экономических отношений. Однако статус товара имеет не всякая, а лишь документированная информация. Порядок документирования и придания юридической силы документам на машинных носителях определяется ГОСТ 6,10.4-84 и связанными с ним другими государственными стандартами. Именно документированная информация приобретает свойства товара и может быть элементом имущества, т. е. входить в состав имущества и участвовать в гражданском обороте.
По уровню доступа закон выделяет два вида информации – доступную (открытую) и конфиденциальную. К конфиденциальной информации относятся сведения, содержащие государственную и коммерческую тайну. Перечень сведений и порядок их отнесения к государственной тайне регламентируется Законом «О государственной тайне». Персональные данные также относятся к категории конфиденциальной информации. Кадровые службы, как юридические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах несут ответственность за порядок ее использования в соответствии с законодательством РФ.
Статья 139 ГК РФ устанавливает, что «когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, лица, нарушившие права интеллектуальной собственности обязаны возместить причиненные убытки.
В России, как и повсюду в мире, идут дискуссии о правовом регулировании Интернета, где нередко нарушаются авторские и смежные права, права на фирменные наименования и товарные знаки. Представляет интерес сравнение отечественной и зарубежной практики по так называемым “доменным” спорам. У нас защита фирменных наименований основываются на ст. 54 ГК (наименование юридического лица) и на законодательстве о товарных знаках. Этого оказывается недостаточно для передачи домена правообладателю. За рубежом Международной корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN) были приняты нормативные документы, установившие совершенно новую процедуру международного третейского разбирательства в отношении прав на использование доменных имен. Согласно этой процедуре специальных было аккредитовано пять центров третейского разбирательства (по одному – в Европе и в Азии, два в США, один – в Канаде). Легитимность решений этих судов обеспечивается стандартной оговоркой в договоре о регистрации любого доменного имени в зонах .COM, .NET, .ORG и сорока других, согласно которой владелец доменного имени дает согласие на подобного рода рассмотрение. Данная процедура оказалась очень лояльной (и выгодной) владельцам товарных знаков. Как показывает статистика, удовлетворяется примерно 80% заявлений о передаче доменов.
Любая организация должна располагать определенной этической политикой, касающейся использования информационных систем и технологий. Она связана с правами личности, собственностью, ответственностью, качественными показателями системы и качеством жизни клиентов и служащих.
Перспективным направлением этической политики организаций является разработка корпоративных кодексов этики использования информационных систем. В кодексе следует осветить такие темы, как:
-- информационные права и обязанности (частная собственность на электронные сообщения служащих; проведение мониторинга деятельности на рабочем месте; отношение к корпоративной информации и политики; отношение к информации клиентов);
- права и гарантии собственности (лицензирование программного обеспечения; вопросы собственности на информацию фирмы и ее функциональные возможности; отношение к праву собственности на программное обеспечение, созданное с использованием аппаратного обеспечения компании; авторские права на программные продукты);
- вопросы учета и контроля (ответственность за соблюдение прав личности; защита прав собственности; контроль качества систем дизайна, эргономичности оборудования; мер поощрения служащих; вопросы аудита и менеджмента).
- качество системы (общие уровни для качества данных и системных ошибок, которые могут допускаться, с подробной информацией, относящейся к определенным проектам);
- качество жизни клиентов и служащих (совершенствование методик по обслуживанию клиентов; эргономические подходы; проектирование рабочих потоков и т.д.)
Информационное общество – постиндустриальная цивилизация, в которой главным ресурсом являются информация и знания.
Крупнейшие социологи и философы считают, что на смену индустриальному обществу в ХХ-ом веке пришло постиндустриальное общество (понятие введено в 60-е годы Д.Беллом), которое сегодня называют информационным обществом. Основные черты такого общества:
Не менее важным, чем информатизация, является такой феномен как виртуализация общества. Отдельные социологи считают, что информатизация – это следствие виртуализации, подчеркивают, что коммуникационные процессы являются определяющими для современного общества.
Динамика
общества в сферах разработки и использования
информационных и коммуникационных технологий
настолько значительна, что вопрос о приоритете
информационного и виртуального носит
казуистический характер. Тем более что
информационная деятельность включает
в себя познавательную и коммуникационную
составляющие. Процесс же познания может
происходить как эмпирическим, так и виртуальным
путем.
В мировой теории и практике управления определение «виртуальный» стало ключевым. Все чаще говорят о виртуальных продажах, банковских операциях, фондах, фабриках и организациях. С середины 90-х гг. существует понятие виртуальной инфраструктуры, соответствующее принципиально новой концепции организационной структуры. Например, виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерной сети. Это приводит к формированию гибкой и динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для успешного бизнеса в быстро меняющейся среде.
Пространство виртуализации включает четыре категории явлений – виртуальный рынок, виртуальную реальность, а также внутри- и межорганизационные сетевые объединения. Последние охватываются одним понятием – виртуальные инфраструктуры.
Под виртуальным рынком понимаются предлагаемые системой Internet коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения.
Виртуальная реальность – это имитация реальных процессов разработок и производства в компьютерном пространстве, которое одновременно является и средой, и инструментом. В качестве инструмента она позволяет интуитивно выстроить сложные структуры, в качестве среды – дает возможность мысленно представить проект, продукт, здания, рабочие места, машины и оборудование до того, как они обретут реальное существование.
Основные
признаки виртуального – это нематериальность
воздействия; условность параметров; эфемерность
или свобода входа и выхода
в процесс.
-Принцип Plug and Play (включи и работай), благодаря которому не требуется специальная настройка имеющегося оборудования компьютера. В общем случае, достаточно вставить устройство в гнездо компьютера и далее ОС сама найдет и установит соответствующий драйвер.