Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:05, практическая работа
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
Законы Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. До н.э.-II в. н. э.. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями.
Рабство. Естественно, что в тот период основным источником рабства, как и в других древних государствах. Являются военнопленные и другого рода захваченные иноземцы. А уже в первой статье Закона, Ману говорит, о различных путях и случаях порабощения: «Захваченный под знаменем, даса за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и даса в силу наказания — таковы семь разрядов даса» эта статья определяет не только семь путей в рабство, но и делит на разряды. Рабовладелец имел безусловное право на потомство рабыни, независимо от того, кто был фактическим отцом. Разнообразные жизненные обстоятельства вносили коррективы в эти основные положения: иногда рабов привлекали в качестве свидетелей в суде, им часто разрешалось накоплять материальные средства, необходимые для уплаты выкупа, положение рабов значительно разнилось в зависимости от обстоятельств порабощения и др. Очень понятно и доступно в статьях говорится о том, что рабы могли иметь имущество, но хозяин мог им распоряжаться, как ему вздумается. Проанализировав Законы Ману, как источник, обозначим вывод, источниками рабства, является захват пленных, который самый распространенный, а так же рожденный рабом, рабы за содержание, купленные рабы, подаренные, переданные по наследству, в силу наказания.. Имущество рабы имели, но им мог свободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились за долги и штрафы, а вот отрабатывали их не одинаково, т.к. между собой рабы или точнее будет даса, были неравны. В рабскую долю мог попасть человек из любой касты.
Чандалы-
общее наименование ряда каст, занимающих
самое низкое место в кастовой иерархии
Индии. Неприкасаемые
не входят в систему четырех варн. Они
считаются способными осквернять членов
более высоких каст, особенно брахманов.
Неприкасаемые разделяются по традиционным
видам деятельности их представителей,
а также по местности их проживания. Наиболее
распространенные категории неприкасаемых
— это чамары (кожевники), дхобии (прачки),
парии.
4. Право собственности и обязательственное право в Древней Индии.
В
период создания законов Ману в Индии
уже хорошо понимали разницу между
собственностью и владением. При
этом охране частной собственности
уделялось значительное внимание. Законы
указывают семь возможных способов
возникновения права
Древней Индии был известен
и такой способ приобретения
права собственности, как
Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.
Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167).
Законы Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Так как широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.
В
Древней Индии был известен и
договор аренды земли. Этот договор
получил распространение в
Договор
купли-продажи также
Упоминается в законах Ману договор дарения.
Законам Ману известны были
и обязательства из причинения
вреда. В качестве основания
для возникновения такого
5.
Семейное и наследственное
право.
Различался брак торжественный (правильный), основанный на свободном согласии (без взаимных обязательств). Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства. Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (VIII, 229). Особенно приниженным в таких взаимоотношениях было положение женщин, о которых сказано: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин (отца — в детстве, мужа — в зрелом возрасте, сыновей — в старости). Женщина никогда не пригодна к самостоятельности». В то же время в тексте Законов Ману имеется такое положение: «Мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз» (II, 145). Многоженство признавалось: например, у брахмана могло быть четыре жены. Потомство и скот считались самыми основными видами человеческого богатства.
Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей власть. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Законы Ману прямо требуют
от жены почитать своего мужа
как бога, даже если он лишен
добродетели. Неоднократно
Хотя законы Ману как высшую
дхарму между мужем и женой
провозглашают «взаимную
Все имущество семьи было ее
общим достоянием, но управлялось
главой семьи. После смерти
родителей имущество либо
6. Уголовное право и судебный процесс.
С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых законом Ману, на первом месте стоят государственные. В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов.
Более подробно законы
Среди имущественных
Законы Ману осуждали всякое
насилие, совершенное над
Тяжесть
наказания была связана с кастовой
принадлежностью потерпевшего и
преступника. Наиболее тяжким преступлением
в Древней Индии считалось
убийство брахмана. Иной была уголовная
ответственность самих
Довольно много статей
Законы Ману определяли
Вместе с тем при определении
наказание за телесные