Законы Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:05, практическая работа

Описание работы

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
Законы Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. До н.э.-II в. н. э.. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями.

Работа содержит 1 файл

Ману.docx

— 44.81 Кб (Скачать)

     Рабство. Естественно, что в тот период основным источником рабства, как и в других древних государствах. Являются военнопленные и другого рода захваченные иноземцы. А уже в первой статье Закона, Ману говорит, о различных путях и случаях порабощения: «Захваченный под знаменем, даса за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и даса в силу наказания — таковы семь разрядов даса» эта статья определяет не только семь путей в рабство, но и делит на разряды. Рабовладелец имел безусловное право на потомство рабыни, независимо от того, кто был фактическим отцом. Разнообразные жизненные обстоятельства вносили коррективы в эти основные положения: иногда рабов привлекали в качестве свидетелей в суде, им часто разрешалось накоплять материальные средства, необходимые для уплаты выкупа, положение рабов значительно разнилось в зависимости от обстоятельств порабощения и др. Очень понятно и доступно в статьях говорится о том, что рабы могли иметь имущество, но хозяин мог им распоряжаться, как ему вздумается. Проанализировав Законы Ману, как источник, обозначим вывод, источниками рабства, является захват пленных, который самый распространенный, а так же рожденный рабом, рабы за содержание, купленные рабы, подаренные, переданные по наследству, в силу наказания.. Имущество рабы имели, но им мог свободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились за долги и штрафы, а вот отрабатывали их не одинаково, т.к. между собой рабы или точнее будет даса, были неравны. В рабскую долю мог попасть человек из любой касты.

     Чандалы- общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. Неприкасаемые не входят в систему четырех варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых — это чамары (кожевники), дхобии (прачки), парии.  

4. Право собственности  и обязательственное  право в Древней  Индии. 

     В период создания законов Ману в Индии  уже хорошо понимали разницу между  собственностью и владением. При  этом охране частной собственности  уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни (ст.115 гл. X). Если первые три  способа были доступны для всех каст, то четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьев, а седьмой рассматривался как  исключительная привилегия брахманов.

       Древней Индии был известен  и такой способ приобретения  права собственности, как давность  владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении  человек из владельца превращался  в собственника. Приобретать вещь  можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право  собственности ссылкой на добросовестное  владение. Если у добросовестного  приобретателя обнаруживалась украденная  вещь, она возвращалась прежнему  собственнику (ст.147 гл.VIII).

     Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается  о рассмотрении судебных споров о  границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

     Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В  законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

     Обязательственные отношения получили в законах  Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится  об обязательствах из договоров. Договор  не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом  или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также  лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167).

     Законы  Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

     Так как широко применялся труд свободных  наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

     В Древней Индии был известен и  договор аренды земли. Этот договор  получил распространение в связи  с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены  арендовать ее.

     Договор купли-продажи также упоминается  в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в  присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

       Упоминается в законах Ману  договор дарения.

       Законам Ману известны были  и обязательства из причинения  вреда. В качестве основания  для возникновения такого обязательства  указывались порча имущества  (потрава посевов скотом на  огороженном участке, потеря пастухом  животного), вред, причинный движением  повозки по городу. При этом  виновный должен возместить причиненный  ущерб и уплатить штраф царю. 

5. Семейное и наследственное  право. 

Различался брак торжественный (правильный), основанный на свободном согласии (без взаимных обязательств). Умыкание невесты воспринималось похитителем как военный трофей. Выкуп за невесту осуждался как унижение человеческого достоинства. Власть отца в семье была значительной и беспрекословной. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (VIII, 229). Особенно приниженным в таких взаимоотношениях было положение женщин, о которых сказано: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин (отца — в детстве, мужа — в зрелом возрасте, сыновей — в старости). Женщина никогда не пригодна к самостоятельности». В то же время в тексте Законов Ману имеется такое положение: «Мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз» (II, 145). Многоженство признавалось: например, у брахмана могло быть четыре жены. Потомство и скот считались самыми основными видами человеческого богатства.

     Для Древней Индии характерна большая  патриархальная семья. Глава семьи  – муж. Ему принадлежало право  наказывать членов семьи своей власть. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

       Законы Ману прямо требуют  от жены почитать своего мужа  как бога, даже если он лишен  добродетели. Неоднократно также  подчеркивается, что призвание женщины  – это рождение детей и забота  о семье (ст. 27 гл. IX и др.).

       Хотя законы Ману как высшую  дхарму между мужем и женой  провозглашают «взаимную верность  до смерти», муж мог иметь  несколько жен, развестись с  женой. Жена же не могла покинуть  семью, даже если муж ее продать  и оставил. Она продолжала считаться  его женой. За измену жена  подвергалась страшным карам,  вплоть до смертной казни. Согласно  традиции, жена должна была принадлежать  той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными. 

       Все имущество семьи было ее  общим достоянием, но управлялось  главой семьи. После смерти  родителей имущество либо делилось  между сыновьями, либо оставалось  у старшего сына, который становился  опекуном живших в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. 

     6. Уголовное право  и судебный процесс. 

     С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени  уровнем развития, что проявляется  в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости  от принадлежности потерпевшего и виновного  к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

       Среди преступлений, называемых  законом Ману, на первом месте  стоят государственные. В ст. 280 гл. IX говориться о том, что взламывающих царский склад, арсенал или храм, крадущих слонов, лошадей или колесницы следует казнить без промедления. Статья 289 предусматривала изгнание лиц, ломающих городскую стену или ворота, закапывающих рвы. В ст. 275 устанавливались указания для лиц, упорно противодействующих царским приказам и поощряющих врагов. 

       Более подробно законы описывают  преступления против собственности  и против личности.

       Среди имущественных преступлений  большое внимание уделяется   краже, при этом царь призывает  к обузданию воров. Следует  отметить, что законы четко различают  кражу как тайное похищение  имущества от грабежа, совершаемого  в присутствии похищение имущества  от грабежа, совершаемого в  присутствии потерпевшего и с  применение насилия к нему. Меры  наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он  задержан на месте преступления  или нет, совершена кража днем  или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй – руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

       Законы Ману осуждали всякое  насилие, совершенное над личностью.  Насильника считали худшим злодеем,  чем ругателя, вора и ударившего  палкой. К насилию относились  и убийство, и телесные повреждения.  Умышленное убийство влекло за  собой смертную казнь. Убийство  при защите себя, охране жертвенных  даров, защите женщин и брахманов  (необходимая оборона) не наказывалось.

     Тяжесть наказания была связана с кастовой принадлежностью потерпевшего и  преступника. Наиболее тяжким преступлением  в Древней Индии считалось  убийство брахмана. Иной была уголовная  ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать  брахмана, даже погрязшего во всяких пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без (телесных) повреждений». 

       Довольно много статей направлено  на укрепление семейных отношений.  Законы устанавливали суровое  наказание за прелюбодеяние, за  посягательство на честь женщины,  причем в этих статьях большое  значение придается кастовым  различиям.

       Законы Ману определяли наказание  как силу, которая правит людьми  и охраняет их, предписывая применять  его с учетом всех обстоятельств  совершения преступления, степени  его осознанности. Несправедливое  наказание «лишает неба в другом  мире».

       Вместе с тем при определении  наказание за телесные повреждения  и оскорбления довольно ярко  проявляется классовая сущность  древнеиндийского права, поскольку  наказание зависело от принадлежности  виновного и потерпевшего к определенной варне.

Информация о работе Законы Ману