Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:05, практическая работа
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
Законы Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. До н.э.-II в. н. э.. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями.
Среди видов наказания следует
назвать смертную казнь (для
брахмана она заменялась
Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в это время она уже не применялась.
Законы Ману дают представление об уголовном процессе того времени. Существовали суды царские и внутриобщинные, в каждой из 10 деревень создавались судебные коллегии из трех человек для суда и надзора за ворами. В городе помимо судебных коллегий имелись агенты судей с правом обыска и облав в мастерских, кабаках и частных домах. Общинные кастовые суды просуществовали неофициально вплоть до XX столетия. Царский суд состоял из царя, брахмана и советников, либо по назначению царя заседала коллегия из назначенного брахмана и трех членов судебной коллегии (сабха). У царя имелось право на ежегодные амнистии.
Существовало
18 поводов для судебного
и конфликтов:
• «неуплата долга, продажа чужого, неотдача данного» (VIII, 4);
• «неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-
продажи, спор хозяина с пастухом» (VIII, 5);
• «дхарма в споре о границе, клевета, оскорбление действием,
кража, насилие, а также прелюбодеяние» (VIII, 6);
• «дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости, битье об
заклад» (VIII, 7).
Допускалось самоуправство (кулачное право), однако при соблюдении некоторых правил. Кредитор мог употребить хитрость, принуждение (путем захвата сыновей, животных либо осады дома должника), силу. О последнем способе в сборнике говорится следующее: «...схватив должника, приводит его в свой дом и держит у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит долг» (VIII, 176).
Правила судопроизводства. Сборник содержит помимо перечня поводов также некоторые характерные правила судопроизводительной (процедурной) и одновременно религиозно-этической деятельности с элементами наставлений в тактике и технике судебного следствия. «Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет [иска], себя самого [не нарушать своей дхармы], свидетеля, место, время и обстоятельства» (VIII, 45). При равенстве голосов свидетелей предпочтение отдавалось брахману либо голосам «наделенных выдающимися качествами» (VIII, 73).
На случай пробелов в законах имелось следующее наставление: «Что имеется в практике добродетельных и дваждырожденных, то, не противоречащее обычаям страны, семей и каст, надо устанавливать [в качестве закона]» (VIII, 46).
Закон основывается на истине, судебное разбирательство — на показаниях свидетелей, обычаи — на соглашении народа. Правительственное же распоряжение является приказом, издаваемым властями...» (Артхашастра. III, 39—40, 46). Далее разъяснялось, что если обычай или судебное разбирательство не согласуется с требованием закона, то дело решается согласно требованию закона. Если закон сам находится в противоречии с правительственным распоряжением, то отдается предпочтение распоряжению, а книга закона (дхармашастра) теряет силу. Правительственное распоряжение в другом месте практически отождествляется с указом. Таким образом, в иерархии источников законных требований самое высокое место и решающую силу имеет указ царя (правительственное распоряжение).
Показания
свидетелей учитывались при наличии их
кастовой совместимости. Женщины должны
были свидетельствовать о женщинах, члены
касты о равных себе по статусу. Клятвы
имели различие в своем словесном оформлении:
брахман клялся своей правдивостью, иначе
ему угрожал грех, распространяющийся
на 100 последующих поколений; кшатрии клялись
сохранностью колесниц и оружия, вайшьи
— коровами, зерном и золотом, шудры —
всеми тяжкими преступлениями. Если не
было достаточных вещественных доказательств,
сборник советовал следить за тем, как
отвечает на вопросы обвиняемый, — «по
выражению лица, по движениям, по походке,
жестам, речи» следовало улавливать его
сокровенные мысли (Законы Ману. VIII, 25,
26).