Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:53, курсовая работа
Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32
Оглавление
Введение………………………………………………………
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.2 Особенности
основных отраслей древнеиндийского права
согласно Законам Ману……………………………………………………………………
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….……………………
Библиографический
список…………………………………………………..32
Введение
Древняя Индия, как и другие
раннеклассовые цивилизации,
Изучение шастр позволяет заметить, как по мере преобразования первобытно-общинных отношений в рабовладельческие, нравственные и религиозные начала в них сужаются, укрепляется нормативность права, расширяется сфера правового регулирования, правовые нормы формулируются все более категорично, усиливается применение принудительных средств государства, совершенствуется техника изложения юридических норм.
В настоящее время, под правом понимается совокупность обязательных правил поведения, установленных или санкционированных высшим законодательным органом власти в целях регулирования общественных отношений. Для понимания же права древней Индии необходимо прояснить понятие дхармы.
Дхарма- понятие сложное, многогранное, его нельзя перевести как закон или право. В широком смысле слова, дхарма обозначает совокупность законов, правил поведения, которым должны следовать боги, страна, варны, кулы (семьи) и т.д. (ЗМ, I,118). В применении ко вселенной дхарма означает вечный, всеобщий, нерушимый закон, поддерживающий космический порядок и управляющий сочетанием вещей и явлений. В применении к индивиду - это нравственный долг, благочестие, моральный кодекс, т.е. совокупность нравственно- этических норм поведения. Дхарма – это также закон, которым руководствуется царь, комплекс различных обязанностей, связанных с верованиями, которые следует исполнять. Индийская традиция считает, что предусмотренные шастрами возможности поведения предопределены богами.
Боги, царь, страна, варна, отдельные семьи – все обязаны следовать своей дхарме. Дхарма могла стать общей лишь в исключительных случаях (ЗМ,I,116).
Главной целью дхарма, как свод религиозно-этических норм, ставила регулирование поведения индуса - указание ему наилучшего пути достижения великой цели, открытие смысла бытия и помощь в обретении “истинной” и “абсолютной свободы”.
Соблюдение установленных норм поведения обеспечивалось как моральными, религиозными и юридическими карами, так и нравственным убеждением, поощрением должного поведения, обещаниями прижизненных и загробных благ. Нарушение дхармы влекло изменение правового статуса, следовательно, и вида наказания. Основу дхармы составляют, согласно индийской традиции, шрути (священное предание, внушенное богами), срити (священное предание, передаваемое из поколение в поколение), поведение добродетельных (т.е. брахманов и дваждырожденных, мнение которых, есть сам закон) и самоудовлетворение( активное исполнение предписанных свыше правил)
Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Создавались эти сборники определенными брахманским школами, претендовавшими на общеиндийскую значимость. Подобные сочинения входят в разряд смрит и иногда их обозначают этим термином. Традиция называет разное число сборников-дхармашастр - 18,19, 21, иногда 36. Дхармашастры были своего рода кодексами, сборниками поучений и предписаний для членов различных социальных групп. Вместе с тем указанные тексты содержат и правовые нормы (в том числе в области уголовного и гражданского права), сложившееся в результате длительной практики государственного управления.
Дхармашастры заметно
По своей форме Законы Ману выступают как сборник религиозно- моральных наставлений, священных текстов, норм обычного права.
Для написания своей курсовой работы я выбрала тему " Преступление и наказание, судебный процесс по Законам Ману", т.к. изучение древних источников права, одним из которых и являются Законы Ману, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Законы Ману являются фактически самыми первыми законами в Древней Индии, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы (в частности уголовного права) и наказания по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.
Целью проведенного исследования является характеристика и анализ особенностей уголовного права и судебного процесса согласно Законам Ману. В рамках достижения поставленной в курсовой работе цели были решены следующие задачи:
При
исследовании данной темы были применены
следующие методы: аналитический, изучение
нормативно-правовой базы, изучение монографических
публикаций и статей, конкретно- исторический,
обобщения.
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии
Законы Ману – один из самых известных памятников древнеиндийского права и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Название дает нам шанс четко проследить связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.
Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.
Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. "Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами".2 В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или "поводы для судебного разбирательства".
"Появление
Законов Ману знаменовало
Содержание Законов Ману
"На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства- особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус".4 Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви(Бхригу), кшатрии- от Ангираса, вайшьи- от Пуластьи, шудры- от Васиштхи.
Огромную роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana- «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.
Вторым господствующим классом были кшатрии (ksatia-«наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.
Третье место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.
Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус. Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения – "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дваждырожденными" (двиджати). Шудры являлись "единождырожденными". В Законах Ману сказано: "Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дваждырожденных, четвертые же – шудры- рожденные один раз; пятой же нет".
Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством , могли иметь только одну жену . В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.
Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.
Законы Ману пользовались большим авторитетом у индийцев как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права - нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор".Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность".5 При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение – без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.
Информация о работе Законы Ману как источник права Древней Индии