Законы Ману как источник права Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Древняя Индия, как и другие раннеклассовые цивилизации, характеризуется более ранним появлением обычаев, религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Законы Ману как источник права Древней Индии………………..5
1.1 Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5
1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9
Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14
2.1 Понятие преступления и виды преступлений по Законам Ману……...14
2.2 Наказание, его виды и особенности согласно Законам Ману…………19
Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23
3.1 Судебные органы В Древней Индии…………………………………….23
3.2 Характеристика судебного процесса по Законам Ману………………..24
Заключение…………………………….………………………………………30
Библиографический список…………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Законы Ману.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

 Оглавление

 Введение……………………………………………………………………….2

 Глава 1. Законы Ману как источник права Древней  Индии………………..5

    1. Общая характеристика и структура Законов Ману……………………..5

1.2 Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману………………………………………………………………………………..9

Глава 2. Преступления и наказания по законам Ману……………………..14

2.1 Понятие преступления  и виды преступлений по Законам Ману……...14

2.2 Наказание,  его виды и особенности согласно Законам Ману…………19

Глава 3. Судебный процесс по Законам Ману……………………………...23

3.1 Судебные органы  В Древней Индии…………………………………….23

3.2 Характеристика  судебного процесса по Законам Ману………………..24

Заключение…………………………….………………………………………30

Библиографический список…………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

    Древняя Индия, как и другие  раннеклассовые цивилизации, характеризуется   более ранним появлением обычаев,  религиозных табу, чем права. Важнейшими источниками права древней Индии были сборники обычного права - дхармашастры, самые древние из них называют еще дхармасутрами или ведангами. Характерной особенностью ранних шастр является то, что в них значительное место занимают нравственные и религиозные правила поведения, а правовые четко не выделены, вот  почему исследователи нередко относят их не к источникам права, а к литературным памятника.

 Изучение  шастр позволяет заметить, как  по мере преобразования первобытно-общинных отношений в рабовладельческие, нравственные и религиозные начала в них сужаются, укрепляется нормативность  права, расширяется сфера правового регулирования, правовые нормы формулируются все более категорично, усиливается применение принудительных средств государства, совершенствуется техника изложения юридических норм.

 В настоящее  время, под правом понимается совокупность обязательных правил поведения, установленных или санкционированных высшим законодательным органом власти в целях регулирования общественных отношений. Для понимания же права древней Индии необходимо прояснить понятие дхармы.

   Дхарма- понятие сложное, многогранное, его нельзя перевести как закон или право. В широком смысле слова, дхарма обозначает совокупность законов, правил поведения, которым должны следовать боги, страна, варны, кулы (семьи) и т.д. (ЗМ, I,118). В применении ко вселенной дхарма означает вечный, всеобщий, нерушимый закон, поддерживающий космический порядок и управляющий сочетанием вещей и явлений. В применении к индивиду - это нравственный долг, благочестие, моральный кодекс, т.е. совокупность нравственно- этических норм поведения. Дхарма – это также закон, которым руководствуется царь, комплекс различных обязанностей, связанных с верованиями, которые следует исполнять. Индийская традиция считает, что предусмотренные шастрами возможности поведения предопределены богами. 

 Боги, царь, страна, варна, отдельные семьи – все обязаны следовать своей дхарме. Дхарма могла стать общей лишь в исключительных случаях (ЗМ,I,116).

   Главной целью дхарма, как свод религиозно-этических норм, ставила  регулирование поведения индуса - указание  ему наилучшего пути достижения великой цели, открытие смысла бытия и помощь в обретении “истинной” и “абсолютной свободы”.

   Соблюдение установленных норм  поведения обеспечивалось как  моральными, религиозными и юридическими  карами, так и нравственным убеждением, поощрением должного поведения,  обещаниями прижизненных и загробных благ. Нарушение дхармы влекло изменение правового статуса, следовательно, и вида наказания. Основу дхармы составляют, согласно индийской традиции, шрути    (священное предание, внушенное богами), срити (священное предание, передаваемое из поколение в поколение), поведение добродетельных (т.е. брахманов и дваждырожденных, мнение которых, есть сам закон) и самоудовлетворение( активное исполнение предписанных свыше правил)

   Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Создавались эти сборники определенными брахманским школами, претендовавшими на общеиндийскую значимость. Подобные сочинения входят в разряд смрит и иногда их обозначают этим термином. Традиция называет разное число сборников-дхармашастр - 18,19, 21, иногда 36. Дхармашастры были своего рода кодексами, сборниками поучений и предписаний для членов различных социальных групп. Вместе с тем указанные тексты содержат и правовые нормы (в том числе в области уголовного и гражданского права), сложившееся в результате длительной практики  государственного управления.

   Дхармашастры заметно различаются  по размеру и времени составления, однако можно выделить относительное сходство между ними, взаимовлияние, совпадение текстов, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались. В таких сборниках, одним из важнейших, которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), " правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.".1 Излагается текст Законов от имени легендарного прародителя человечества. По легенде, всевышний бог Брахма послал Ману на землю, дабы навести там порядок и законность. Следовательно, Ману имеет божественное происхождение.

   По своей форме Законы Ману  выступают как сборник религиозно- моральных наставлений, священных текстов, норм обычного права.

 Для написания своей курсовой работы я выбрала тему " Преступление и наказание, судебный процесс по Законам Ману", т.к. изучение древних источников права, одним из которых и являются Законы Ману, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Законы Ману являются фактически самыми первыми законами в Древней Индии, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы (в частности уголовного права) и наказания по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.

 Целью проведенного исследования является характеристика и анализ особенностей уголовного права  и судебного процесса согласно Законам  Ману. В рамках достижения поставленной в курсовой работе цели были решены  следующие задачи:

  • Анализировать Законы Ману в качестве источника права Древней Индии
  • Изучить теоретические аспекты и выявить природу понятий "преступление" и "наказание" согласно Законам Ману
  • Выявить и дать  подробную характеристику судебному процессу в Древней Индии, согласно Законам Ману.

 При исследовании данной темы были применены  следующие методы: аналитический, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических  публикаций и статей, конкретно- исторический, обобщения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Законы Ману как  источник права Древней  Индии

    1. Общая характеристика и структура Законов Ману

 Законы  Ману – один из самых известных  памятников древнеиндийского права  и наиболее часто используемое специалистами-индологами произведение древнеиндийской литературы. Полное название -  Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому часто данный памятник именуется  “Откровения царевича Ману”. Название дает нам шанс четко проследить  связь права и религии, характерная для всех древневосточных государств, в том числе и древнеиндийского общества, ввиду чего Законы  Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга.

 Законы  Ману состоят из 12 глав, в которых  содержится 2685 стихов-шлок, ритмической прозой, с целью облегчить их запоминание. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизированная форма изложения - характерная особенность многих древних законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов.

 Законы  Ману были переведены с санскрита  в конце XVIII в., тем самым раскрыв многие непонятные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. "Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами".2 В главах Законов, посвященных собственно праву (главным образом VIII и IX главы), делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или "поводы для судебного разбирательства".

 "Появление  Законов Ману знаменовало качественно  новый этап развития правовой  мысли в Древней Индии, которая  все больше стала  испытывать                светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".3

   Содержание Законов Ману включает  нормативные установления о политике, морали, религиозных предписаниях, помимо правовых норм Содержание  Законов определяется основополагающим брахманским учением, которое изложено в первой главе и обосновывает сословно-варновое деление.

 "На процесс образования 4 сословий воздействовали многие обстоятельства- особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус".4 Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви(Бхригу), кшатрии- от Ангираса, вайшьи- от Пуластьи, шудры- от Васиштхи.

 Огромную  роль в древней индии играли стоявшие на вершине иерархической лестнице брахманы (brahmana- «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны  общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.

 Вторым  господствующим классом были кшатрии (ksatia-«наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.

 Третье  место в системе варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.

 Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших  прежний гражданский статус.  Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения – "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дваждырожденными" (двиджати). Шудры являлись "единождырожденными". В Законах Ману сказано: "Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дваждырожденных, четвертые же – шудры- рожденные один раз; пятой же нет".

 Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры жили ремеслами, актерством , могли иметь только одну жену .  В целом эта варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.

        Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение человека в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

 Законы  Ману  пользовались большим авторитетом у индийцев  как в древности, так и в средние века. Они часто цитировались в средневековых сборниках обычного права - нибандхах, представляющих собой не просто свод правил поведения, извлеченных из древнеиндийских шастр, но и их юридический разбор".Законы Ману в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. Однако  то обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления Законов Ману многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их деятельность".5 При толковании отдельных стихов сборника, мнения комментаторов редко бывают схожими. Однако работы средневековых индийских комментаторов (в частности Медхатитхи и Куллюкабаты) имеют огромное значение – без них многие стихи Законов Ману оказались бы совершенно непонятными.

Информация о работе Законы Ману как источник права Древней Индии