Сравнительная характеристика законов Ману и законов Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:25, доклад

Описание работы

Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).

Работа содержит 1 файл

Сравнительная таблица.doc

— 51.50 Кб (Скачать)
  Законы Хаммурапи Законы Ману
Общая характеристика Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части  столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках). 

Законы Хаммурапи  непосредственно вытекают из шумерской  правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. 

Некоторые исследователи  отмечают, что из Кодекса Хаммурапи  фактически вытекает современный принцип  презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.

Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Современным  исследователям  законы  Ману  известны  лишь  в списках  3-го века до н.э.

 Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название -Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому  часто  данный памятник именуется  “Откровения  царевича  Ману”. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная  связь  права  и  религии,  особенно  характерная  для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это  памятник  сакрального  права. 

 Законам Ману  принадлежит особое место среди  дхармашастр. Законы Ману закрепляли  рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным  образом VIII и IX главы. Делается  попытка систематизировать нормы  права, при этом смешиваются  частные правонарушения и преступления.  

 На первый план  в законах Ману выступает сословно-варновое  деление общества (брахманы, кшатрии,  вайшии, шудры + неприкасаемые). 

 В законах Ману  прослеживается определенная логика  изложения материала, но нет  еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. 

 Многие нормы  направлены на охрану собственности  на движимое имущество, в них  рассматриваются договоры займа,  купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. 

 В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Имущественные отношения При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
  • царские;
  • храмовые;
  • общинные;
  • частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием  частной собственности на землю  сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

В законах Ману говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. 

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком. 

Наёмный труд был  неприемлем для высших варн, так  как услужение являлось «собачьим  образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Брак  и семья Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи  был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она  могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную  власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон  и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

  • дети;
  • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);
  • внуки;
  • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в  основном главы III и IX. 

В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. 

Браки между  различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал  к более высокой варне, чем  жена. 

Женщина согласно законам Ману должна была всю жизнь  находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в  молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Уголовное право и процесс Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Великими грехами (махапатака) согласно законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений. 

От наказания  освобождался убийца, если он защищал  себя при охране жертвенных даров  и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был  ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы». 

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием  равного себе по положению или  представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию. 

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые  домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины. 

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги. 

Царю предписывается использование следующих видов  наказаний: заточение (ниродхана), заковывание  в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам  смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Информация о работе Сравнительная характеристика законов Ману и законов Хаммурапи