Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:25, доклад
Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук). Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).
Законы Хаммурапи | Законы Ману | |
Общая характеристика | Законы выбиты
клинописью на обеих сторонах столба
на классическом вавилонском диалекте
аккадского языка. В верхней части
столба изображен сам Хаммурапи,
получающий законы из рук бога солнца
Шамаша (по другой версии, на стеле изображен
бог Мардук). Часть текста законов была
сбита и может быть частично восстановлена
по другим источникам (например, цитатам
законов на глиняных табличках). Законы Хаммурапи
непосредственно вытекают из шумерской
правовой традиции и являются одним из
важнейших источников для изучения права
и социально-экономического устройства
Месопотамии того времени. В центре внимания
законов хозяйственные, экономические
и семейные отношения. Ограничиваются
и регламентируются частнособственнические
отношения, утверждается государственный
контроль над хозяйственной жизнью. Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче. |
Первое упоминание о
законах Ману относится к 9-му веку до н.э.
Современным исследователям законы Ману
известны лишь в списках 3-го века до н.э.
Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название -Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. Законам Ману
принадлежит особое место На первый план
в законах Ману выступает В законах Ману
прослеживается определенная Многие нормы
направлены на охрану В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн. |
Имущественные отношения | При царе Хаммурапи частная
собственность на землю достигла наивысшего
уровня развития. В Вавилоне существовали
следующие виды земельной собственности:
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму. |
В законах Ману
говорится о сроках давности пользования,
владения вещью, влекущих за собой превращение
владения в собственность. Данный срок
составлял 10 лет. Правило давности не распространялось
на залог и вклад. Существовало семь законных
способов приобретения имущества: путём
передачи вещи по наследству, получения
её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества,
исполнения работы, а также получения
милостыни. Первые три способа были доступны
для всех варн, четвёртый — только для
кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев,
седьмой был привилегией брахманов. Недействительными
считались те сделки, которые были
совершены путём обмана или насилия, пьяным
или безумным человеком, находившимся
в состоянии гнева, горя, а также рабом,
стариком, ребёнком. Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена. |
Брак и семья | Брак заключался
на основе письменного договора между
будущим мужем и отцом невесты и был действительным
только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела" право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. |
Брачно-семейным
отношениям («дхарма жён и мужей»)
в Законах Ману посвящены в
основном главы III и IX. В них выделяется
восемь форм брака, которые были распространены
в Индии. Первые четыре, поощряемые
брахманами, включали брахму (вручение
отцом «наделённой драгоценностями» дочери
жениху), дайву (вручение дочери жрецу,
когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт
дочь жениху после получения от него быка
и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение
отцом дочери жениху после слов «Исполняйте
вместе дхарму»). Другие («дурные») виды
включают асуру (покупка невесты), гандхарву
(добровольный союз жениха и невесты без
согласия родителей), ракшасу (похищение
невесты) и самый худший вид — пайшачу
(насилие над девушкой в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения или безумной).
Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось.
Многожёнство не поощрялось, но муж мог
взять вторую жену, если первая была склонна
к пьянству, злобна или расточительна. Браки между
различными варнами не поощрялись,
но были возможными, если муж принадлежал
к более высокой варне, чем
жена. Женщина согласно законам Ману должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно». |
Уголовное право и процесс | Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. | Великими грехами
(махапатака) согласно законам Ману являлись
убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние
с женой гуру (учителя), а также сообщество
с таким грешником. Следствием этих преступлений
было наказание вплоть до лишения всей
собственности и изгнания из страны. Однако
такой великий грех, как сообщество с великим
грешником не был отнесен к числу преступлений. От наказания
освобождался убийца, если он защищал
себя при охране жертвенных даров
и при защите женщин и брахманов.
При этом не имело значения, был
ли убит гуру, ребёнок, престарелый или
даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также
грехом не являлось «убийство убийцы». Наказание зависело
от варны наказуемого. К примеру,
за оскорбление словом или действием
равного себе по положению или
представителя низшей варны накладывался
штраф, но то такое же преступление шудры
в отношении «дваждырождённых» влекло
за собой телесное наказание — отрезание
языка, губ, рук, ноги, кастрацию. Прелюбодеяние
относилось к тяжким преступлениям.
Согласно Законам Ману людей, которые
домогались чужих жён, царь должен был
изгнать, «подвергать наказанию, внушающему
трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость,
заигрывание, прикосновение к украшениям
и одеждам, а также совместное сидение
на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии,
подвергались смертной казни. Неверная
жена должна была подвергнуться затравливанию
собаками, а её сожитель — сожжению на
раскалённом железном ложе. За преступное
сожительство со свободной женщиной также
накладывалось наказание в зависимости
от варны мужчины. «Собирание кореньев,
плодов от деревьев, дров для огня и травы
для корма скота» не являлись преступлением.
Похищение «родовитых людей, особенно
женщин, так же как и лучших драгоценных
камней» наказывалось смертной казнью,
воровство коров — отсечением половины
ноги. Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором. |
Информация о работе Сравнительная характеристика законов Ману и законов Хаммурапи