Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства.
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Работа содержит 1 файл

Задание № 1.docx

— 34.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 1

 

 

 

 

 

Тема: «Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица».

 

Выполнила студентка 1 курса  юридического факультета (заочное отделение)

Медетова Алия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица».

 

1. Общая характе-ристика

Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов  и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного  ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства. Законы Хаммурапи были изданы в результате определенной систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл царя Хаммурапи в соответствии с  законодательной техникой того времени. Необходимо выявить и на конкретных примерах показать ряд специфических  черт Судебника: наличие наряду с  общими множества казуистических норм, формализм, неполноту и т.д.

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят  из 2685 статей, написанных в форме  двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. Право собствен-ности

Правовое положение населения  определяется уровнем развития общества в целом и дифференцируется в  зависимости от социально-экономического деления общества. При этом необходимо учитывать сложность структуры  древневавилонского общества, обусловленную  незавершенностью процессов классообразования, наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин. Характер связей между экономическим показателем и правовым статусом не был однозначным. Имущественное и правовое положение необязательно совпадали. Следует выявить основные группы населения, различающиеся по своему правовому положению «авилум» (свободные полноправные члены общества) и «мушкенум» (находящиеся под «патриархальной властью царя), на конкретном материале показать различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении собственности на землю – основы всякого производства; характер юридической связи данных категорий населения с государством, степень полноты прав и обязанностей, вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость фактического социально-экономического положения членов названных групп: общинники – богатые рабовладельцы бедняки и т.д. Внутри названных классов – сословий следует выделить составляющие их более мелкие группы: царскую администрацию, касту жрецов, царских воинов («редум» и «бариум»), «тамкаров», «шамаллумов» и др.

    Вне названных  категорий находились рабы («вардум»), которые были практически лишены социальной и правовой защиты, являясь собственностью других лиц. Необходимо показать особенность рабства на Востоке, его патриархальность (по сравнению с Древней Грецией и Древним Римом), объяснить, чем они вызваны. Следует также сравнить рабов с кабальными должниками

В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

  • наследование;
  • получение в виде дара или находка;
  • покупка;
  • завоевание;
  • ростовщичество;
  • исполнение работы;
  • получение милостыни;
  • давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось  доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она  возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов  Ману в Индии понимали разницу  между собственностью и владением  и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в  первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли  царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. Договор-ное (обяза-тельствен-ное) право

1. Договор аренды. Ряд  статей посвященных аренде –  поля, сада, еще не освоенной земли

2. Договор имущественного  найма. Виды: помещений, домашних  животных, судов, повозок, рабов.  Устанавливается плата за наем  вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого

3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

4.  займа. особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство

5.купли-продажи. регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась  при свидетелях в письменной форме; продавцом мог  быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной

1.Договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.

2.Договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф,  а виновному не выплачивалось жалованье

3. Договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее

4. Договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные  требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней.

5. договор дарения

4. Брачно-семейное  право

Брак заключался на основе письменного договора между  будущим мужем и отцом невесты  и был действительным только при  наличии этого договора. Главой семьи  был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она  могла иметь свое имущество, сохраняла  право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать  имущество после мужа вместе с  детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось  иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна.

Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен  добродетели". Женщина полностью  зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под  властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью  сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все  имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у  старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших  братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для  приданого по одной четверти своей  доли.

5. Наслед-ственное право

Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников  выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество  после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у  старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.

6. Уголов-ное право (преступ-ления и наказания)

Общего понятия  преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи  не дают. Из содержания кодификации  выделяются три вида преступлений:

  • против личности;
  • имущественные;
  • против семьи

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются  различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными  от кражи преступлениями считаются  грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и  кровосмешение. Преступными считались  действия, подрывающие отцовскую  власть.

Целью наказания по законам  Хаммурапи являлось возмездие, что  определяло виды наказаний:

  • смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);
  • членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);
  • штрафы;
  • изгнание.

При определении наказания  руководствовались “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному  назначалась та же участь, что и  потерпевшему. Талион применялся в  большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).

Наказаниями за имущественные  преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий  стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также  были смертная казнь (за прелюбодеяние, членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца.

Законам Ману известны следующие  понятия уголовного права:

  • формы вины;
  • рецидив;
  • соучастие;
  • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании  в то время пережитков старины  свидетельствует сохранение следующих  понятий:

  • принцип талиона ("мера за меру");
  • ордалии (суд богов);
  • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

  • государственные преступления;
  • преступления против собственности;
  • преступления против личности;
  • преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят  государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских  ворот.

Законы Ману подробно описывают  преступления против собственности  и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии  потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над  личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также  понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими  на семейные отношения, Законы считают  прелюбодеяние, посягательство на честь  женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

  • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
  • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
  • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
  • штрафы;
  • изгнание;
  • тюремное заключение.

7. Судеб-ный процесс

Ведение процессов  по уголовным и гражданским делам  осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как  в царском дворце, куда приводили  пойманных преступников, так и  в храмах перед изображениями  богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых  случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного  дела всегда исходила только от одной  из заинтересованных сторон, которая  должна была выступить в суде с  обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком  лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения. В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.

Судья обязан был лично  исследовать дело. Изменить свое решение  судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без  права возвращения к ней.

Судебный процесс в Древней Индии носил, первоначально обвинительно - состязательный характер.  Ответчика в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно велика была роль свидетельских показаний, являвшихся основным способом установления истины. Характерной чертой судебного процесса  был формализм: истец проигрывал процесс, если указывал не на того свидетеля и т.п. Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, "заслуживающим доверия", предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные. В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем,  и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье. "Особую ценность  свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся "насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом". 
Кроме свидетельских показаний, средствами доказывания были клятва, ордалии - испытания огнем и водой, применялись пытки. 
Широко был представлен и следственный процесс. Имелись специальные службы сыска, которыми применялись обыски, облавы и т.д.

Ответчик не имел права  выдвигать встречный иск (кроме  дел о ссорах "кражах и согласии торговцев"). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для поиска доказательств, истец должен был оспорить предъявленные  доказательства в тот же день, иначе  он подвергался штрафу. Бегство от суда было равносильно признанию  вины. 
Применить суровое наказание, например, казнить вора, можно было только при наличии прямых улик преступления (при краже - найдено похищенное имущество).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Большая Советская энциклопедия. М.:1980

2. Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М.,2003.

3. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998

4. История Древнего Востока под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., "Высшая школа", 1988 год. 
5. Рабовладельческое и средневековое государство и право стран Азии и Африки, Харьков, 1981 год. 
6. Основы римского права Н. Б. Новицкий, 3-е изд., М., 1972 год.


Информация о работе Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица