Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:23, реферат
Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства.
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.
ЗАДАНИЕ № 1
Тема: «Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица».
Выполнила студентка 1 курса юридического факультета (заочное отделение)
Медетова Алия
«Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица».
1. Общая характе-ристика |
Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства. Законы Хаммурапи были изданы в результате определенной систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл царя Хаммурапи в соответствии с законодательной техникой того времени. Необходимо выявить и на конкретных примерах показать ряд специфических черт Судебника: наличие наряду с общими множества казуистических норм, формализм, неполноту и т.д. |
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было. Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство. |
2. Право собствен-ности |
Правовое положение населения определяется уровнем развития общества в целом и дифференцируется в зависимости от социально-экономического деления общества. При этом необходимо учитывать сложность структуры древневавилонского общества, обусловленную незавершенностью процессов классообразования, наличием пережитков родового строя, рядом других исторических причин. Характер связей между экономическим показателем и правовым статусом не был однозначным. Имущественное и правовое положение необязательно совпадали. Следует выявить основные группы населения, различающиеся по своему правовому положению «авилум» (свободные полноправные члены общества) и «мушкенум» (находящиеся под «патриархальной властью царя), на конкретном материале показать различия их правового статуса, в первую очередь, в отношении собственности на землю – основы всякого производства; характер юридической связи данных категорий населения с государством, степень полноты прав и обязанностей, вместе с тем, нельзя упускать из виду неодинаковость фактического социально-экономического положения членов названных групп: общинники – богатые рабовладельцы бедняки и т.д. Внутри названных классов – сословий следует выделить составляющие их более мелкие группы: царскую администрацию, касту жрецов, царских воинов («редум» и «бариум»), «тамкаров», «шамаллумов» и др. Вне названных категорий находились рабы («вардум»), которые были практически лишены социальной и правовой защиты, являясь собственностью других лиц. Необходимо показать особенность рабства на Востоке, его патриархальность (по сравнению с Древней Грецией и Древним Римом), объяснить, чем они вызваны. Следует также сравнить рабов с кабальными должниками |
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:
Приобретать вещь можно было
только у собственника. Запрещалось
доказывать право собственности
ссылкой на добросовестное владение.
Если у добросовестного |
3. Договор-ное (обяза-тельствен-ное) право |
1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли 2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого 3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. 4. займа. особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство 5.купли-продажи. |
1.Договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника. 2.Договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье 3. Договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее 4. Договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней. 5. договор дарения |
4. Брачно-семейное право |
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна. Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. |
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, отец
управлял всем ее достоянием, хотя все
имущество семьи считалось Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли. |
5. Наслед-ственное право |
Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. |
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли. |
6. Уголов-ное право (преступ-ления и наказания) |
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:
При определении наказания
руководствовались “принципом талиона”
– “мера за меру”, когда виновному
назначалась та же участь, что и
потерпевшему. Талион применялся в
большинстве случаев Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние, членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца. |
Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:
Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:
Виды преступлений, называемых Законами Ману:
На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже. К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось. Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:
|
7. Судеб-ный процесс |
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса - обвинителе или истце и обвиняемом или ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения. В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. |
Судебный процесс в Древней
Индии носил, первоначально обвинительно
- состязательный характер. Ответчика
в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно
велика была роль свидетельских показаний,
являвшихся основным способом установления
истины. Характерной чертой судебного
процесса был формализм: истец проигрывал
процесс, если указывал не на того свидетеля
и т.п. Свидетелями могли быть только лица,
принадлежащие к варнам, "заслуживающим
доверия", предпочтение отдавалось
свидетельским показаниям брахманов.
Не допускались в свидетели лица, заинтересованные
в исходе судебного разбирательства, родственники
или враги участников процесса, больные,
недееспособные. В редчайших случаях заслушивались
в качестве свидетелей рабы, старцы, дети.
Лжесвидетельство считалось не только
преступлением, но и тяжким грехом, последствия
которого отражались и на лжесвидетельствующем,
и на его родственниках. Ложными признавались
свидетельства, если в течение ближайших
7 дней со свидетелем случалось какое-либо
несчастье. "Особую ценность свидетельские
представляли показания очевидцев. Иные
свидетельские показания судья должен
был проверять, за исключением дел, касающихся
"насилия, воровства, прелюбодеяния,
оскорбления словом и делом". Ответчик не имел права
выдвигать встречный иск (кроме
дел о ссорах "кражах и согласии
торговцев"). Рассмотрение дела прекращалось,
если ответчик признавал свою вину,
в противном случае ему давалась
отсрочка для поиска доказательств,
истец должен был оспорить предъявленные
доказательства в тот же день, иначе
он подвергался штрафу. Бегство от
суда было равносильно признанию
вины. |
Список литературы:
1. Большая Советская энциклопедия. М.:1980
2. Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М.,2003.
3. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998
4. История Древнего Востока
под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., "Высшая
школа", 1988 год.
5. Рабовладельческое и средневековое
государство и право стран Азии и Африки,
Харьков, 1981 год.
6. Основы римского права Н. Б.
Новицкий, 3-е изд., М., 1972 год.
Информация о работе Судебник Хаммурапи и Законы Ману: сравнительно-правовая таблица