Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:55, реферат
Великий Шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.
Другой задачей развития
отрасли, которую ставит перед собой
Казахстан, является диверсификация поставок.
По планам руководства «Казатомпрома»,
благодаря интенсивному развитию атомной
энергетики КНР станет крупнейшим потребителем
казахстанского урана, а по мере освоения
Казахстаном полного ядерно-
В целом, Пекин проявляет наибольший интерес именно к добывающим отраслям экономики Казахстана, открывающим доступ к природным богатствам республики. Однако, в отличие от некоторых других стран региона, Астана имеет возможность более настойчиво требовать от КНР инвестиций в несырьевой сектор и локализации производств на своей территории. Результатом усилий руководства страны, предпринимаемым в этом русле, явилось включение в повестку казахстано-китайского сотрудничества таких проектов как строительство Майнаксой ГЭС, газохимического комплекса в Атырауской области, битумного завода в Актау, высокоскоростной дороги «Астана – Алматы» и др.
Инфраструктура
Второе крупное направление
китайской экономической
Строительство магистрального
нефтепровода между странами, переговоры
по которому велись с 1997 г., осуществлялось
в два этапа. Первая очередь (участок
«Атасу – Алашанькоу», протяженностью
962 км ) полностью завершена в 2008 г.
и соединила китайскую
По итогам 2011 г. в Китай
экспортировано 10,9 млн. т. нефти из Казахстана,
что делает это направление третьим
экспортным маршрутом для республики
после следующих через
Благодаря новому нефтепроводу
Астана значительно диверсифицировала
географию поставок своих энергоносителей
и снизила зависимость от маршрутов,
идущих через Россию. Кроме того,
впервые вся территория республики
была объединена единой нефтетранспортной
инфраструктурой, а западные нефтедобывающие
районы были связаны с востоком страны,
где сосредоточены промышленные
и нефтеперерабатывающие
Потенциальным риском, как было отмечено выше, является наличие на другом конце маршрута только одного потребителя, традиционно претендующего на закупку углеводородов по минимальным ценам. На повестке дня остается и проблема наполняемости нефтепровода «Казахстан – Китай». Известно, что ранее, в 2009 г. объем экспорта казахстанской нефти по данному нефтепроводу не превышал 6,2 млн. т. при заявленной пропускной способности первой нитки в 10 млн. т. в год, что побудило Астану дополнительно прокачивать по магистрали российскую нефть. С учетом планов Казахстана и КНР увеличить мощность трубы до 20 млн. т. в год к 2020 г. проблема ее наполняемости, вероятно, сохранит свою актуальность.
Перспективной стратегической
сверхзадачей для Пекина может стать
продолжение казахстанско-
В сравнении с нефтяным
экспортом Казахстан обладает довольно
скромными возможностями в
Развивая сотрудничество
с Пекином в области
К числу главных инфраструктурных проектов Казахстана и КНР относятся также автотранспортный коридор «Западный Китай – Западная Европа» и расширение железнодорожной сети близ китайской границы. Формально они преследуют во многом декларативную цель восстановления Великого шелкового пути как трансконтинентальной трассы между Европой и Азией. В действительности же, Казахстан видит в данных инициативах эффективные инструменты для решения таких прикладных задач, как реконструкция к 2015 г. 7 тыс. км республиканских автодорог, строительство 453 км железнодорожного полотна и рост объема транзитных перевозок на железнодорожном транспорте на 25 % . Для Китая, в свою очередь, важно сформировать коммуникации, обеспечивающие стабильный рост товарооборота СУАР КНР с Центральной Азией.
Трансконтинентальный коридор «Западный Китай – Западная Европа» будет охватывать территории трех стран (России, Казахстана и Китая). Его протяженность от Санкт-Петербурга до восточно-китайского порта Ляньюньган составит почти 8,5 тыс. км, из которых по территории Казахстана пройдет 2,8 тыс. км, а КНР – 3,46 тыс. В рамках проекта, сроки реализации которого намечены на 2007 – 2012 гг., Астана планирует реконструировать на своей территории порядка 2,5 тыс. км автомобильных дорог. Общие затраты республики оцениваются в 5,6 млрд. долл., из которых 3,5 млрд. приходится на долгосрочные кредиты международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР, АБР и др.), а 1,8 млрд. – на частные инвестиции.
По заявлениям руководства Казахстана, реализация проекта сделает страну транзитным каналом для товаров, следующих из Китая в Европу, поскольку, по оценкам казахстанской стороны, время нахождения в пути при использовании автотрассы «Западная Европа – Западный Китай» составит всего 10 суток против 14 суток по «Транссибу» или 45 суток морским транспортом . Вместе с тем, нельзя забывать, что автомобильные перевозки, во-первых, значительно дороже морских и железнодорожных; во-вторых, общее время нахождения товара в пути должно учитывать также и сроки выполнения административных и физических процедур на границе, с чем у Казахстана есть известные проблемы; наконец, только незначительная часть скоропортящихся товаров, как правило, требует ускоренной доставки до потребителя. Другими словами, при всей риторике о трансконтинентальном потенциале маршрута, его главная задача состоит в основном в развитии региональной торговли между Центральной Азией и Западным Китаем.
Важно подчеркнуть, тем не
менее, что со вступлением в Таможенный
союз Казахстан получает возможность
побороться за товаропотоки, следующие
через Россию. По оценкам специалистов,
решающее значение в этой конкуренции
будут иметь оптимизация
К слову, пропускной пункт
«Хоргос», где с китайской и
казахстанской стороны
За счет развития железнодорожной инфраструктуры с Китаем, Казахстан планирует к 2020 г. вдвое увеличить объем транзитных перевозок по своей территории, который в 2010 г. зафиксирован на отметке 16,2 млн. т . Тем самым республика не только заявляет о своих претензиях на роль «транзитного хаба» ЦА, но также становится частью Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ), следующей от Желтого моря через Китай, Казахстан и Россию в Европу.
Вокруг указанного железнодорожного коридора в экспертных кругах сломано немало копий в связи с его возможной конкуренцией с российским Транссибом. Многие российские специалисты считают, что говорить о такой прямой конкуренции преждевременно. Транссиб ориентирован на перевозку грузов с Корейского полуострова, Северо-Восточного Китая и Японии, тогда как ТАЖМ – из южных и восточных районов Китая. Транссиб лучше оснащен технически, чем маршрут через Казахстан, на котором много устаревших и перегруженных участков. ТАЖМ длиннее Транссиба на 1,6 тыс. км и она обременена необходимостью пересекать дополнительное транзитное государство – Казахстан, на границе с которым китайские грузоотправители зачастую испытывают проблемы с таможенным оформлением и логистикой . Сказанное, тем не менее, не снимает с России задачи по модернизации Транссиба, БАМа и запуску Транскорейской магистрали.
В целом на фоне создания транскитайской железнодорожной системы для Пекина более востребованным может оказаться использование путей Казахстана для наращивания экспорта китайских товаров, произведенных в западных и центральных областях КНР, в Центральную Азию, а по мере углубления интеграционных процессов в рамках «таможенной тройки» также и в Россию.
Для Китая и России железнодорожная
система Казахстана может представлять
интерес и как часть
Торговля
Бурное развитие инфраструктуры
способствовало превращению Казахстана
в главного торгового партнера Китая
в регионе. Если исходить из данных
китайской таможенной статистики, то
в 2010 г. объем взаимной торговли составил
между ними 20,4 млрд. долл. Согласно казахстанской
статистике – 14,1 млрд. в 2010 г. и 21,3 млрд.
в 2011 г. Его львиная доля приходится
на Синьцзян. При этом названные
цифры могут быть значительно
выше за счет «серого» экспорта из КНР
на территорию Казахстана и Таможенного
союза, экспертные оценки которого разняться,
но исчисляются миллиардами