Великий шёлковый путь. Существовала ли такая дорога в действительности и где она проходила?

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Великий Шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.

Работа содержит 1 файл

Западная Европа Западный Китай материалы для диплома.docx

— 5.27 Мб (Скачать)

Однако название, ставшее  впоследствии официальным, проект получил  с легкой руки президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который в  своем указе от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» одиннадцатым направлением определил  развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, где 79-м пунктом указана реализация проекта реконструкции автотранспортного  коридора «Западная Европа – Западный Китай».

В декабре 2007 года министрами транспортных ведомств Казахстана и  России было принято решение о  рассмотрении вопроса включения  стратегически важного для обеих  стран маршрута в перечень азиатских  автомобильных дорог в рамках ЭСКАТО ООН для стран Азии и  региона Тихого океана или другого  международного закрепления вышеуказанного маршрута.

Позже значимость транспортной магистрали была отображена в послании президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан  Казахстана – главная цель государственной  политики». И в апреле 2008 года строительство  автотранспортного коридора «Западная  Европа – Западный Китай» вошло  в перечень «прорывных проектов»  нашей республики. Как результат, 22 сентября 2008 года в городе Актобе между Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана (МТК) и  Министерством транспорта России состоялось подписание меморандума о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог  по маршруту Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – граница КНР. Позже, 16 апреля 2009 года, в Пекине между МТК Казахстана и министерством коммуникаций Китая  был подписан меморандум о взаимопонимании  при создании автотранспортного  коридора «Западная Европа – Западный Китай». Очередным шагом в процессе документального оформления трансграничного  проекта стало подписание 11 июня 2009 года в городе Алматы меморандума  о взаимопонимании в области  развития транспортных сетей между  Европейской комиссией и МТК  Казахстана.

 

Финансовый вопрос

 

Несмотря на глобальный финансовый кризис, Казахстану удалось убедить  зарубежных инвесторов в перспективности  и стратегической важности проекта  «Западная Европа – Западный Китай». В результате при стоимости строительства  магистрали в 825 млрд тенге 422 млрд тенге  составили кредитные средства международных  банков.

Определены три источника  финансирования данного проекта. Это, во-первых, республиканский бюджет, из которого планируется выделить 136,1 млрд тенге. Вторым источником являются внешние займы международных  финансовых институтов в сумме 3,4 млрд долларов США. Ожидается, что Азиатский  банк развития выделит 700 млн долларов США, Европейский банк реконструкции  и развития – 180 млн долларов, Исламский  банк развития (ИБР) – 398 млн долларов и Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) – 2 млрд 125 млн долларов. Частные инвестиции станут третьим  источником финансирования. Планируется  привлечь их на концессионной основе на сумму 266,6 млрд тенге.

Одним из ведущих кредиторов стал Всемирный банк, который одобрил  заем в сумме 1,068 млрд долларов, предназначенный  для строительства участка Алматы – Хоргос в рамках реализации данного  проекта. Новая дорога будет на 13 процентов короче существующей (305 км вместо 351 км). Вместе с тем транспортный коридор будет расширен с двух до четырех полос. Ожидается, что  строительные работы на этом участке  будут завершены в 2015 году.

Под строительство транспортной магистрали Западная Европа – Западный Китай будет выкуплено 9 000 земельных  участков, принадлежащих 2 120 собственникам, на общую сумму почти в 9 млрд тенге.

 

Среди участников – третий сектор

 

Для кого-то может показаться неожиданностью, но факт остается фактом: к реализации проекта привлечены и отечественные неправительственные  организации. Об этом стало известно еще в марте текущего года, когда  вице-министр транспорта и коммуникаций Роман Скляр на совещании с  участием представителей министерств  экономического развития и торговли, финансов, Всемирного и Азиатского банков, компаний – консультантов  по управлению проектом и надзору  за строительством проекта «Западная  Европа – Западный Китай», дорожных подрядных компаний пригласил отечественные НПО, входящие в ассоциацию «Азаматтыћ Ћџрылтай».

Напомним, что на совещании  был обсужден проект меморандума  о взаимопонимании и сотрудничестве, цель которого заключается в определении  наиболее прозрачного процесса мониторинга  хода реализации проекта «Западная  Европа – Западный Китай». В рамках меморандума запланировано создание сети экспертных советов прозрачности и устойчивого развития (Сеть ЭСПУР). Среди основных задач сети значатся выявление, учет и разрешение социально-экономических, трудовых, экологических и коррупционных  нарушений. Кроме этого, предметом  мониторинга станут вопросы, связанные  с выкупом земель, жалобы общественности, безопасность дорожного движения во время реконструкции, воздействие  строительных работ на окружающую среду, охрана воды в период строительства  и эксплуатации, а также трудовые вопросы (соблюдение трудового законодательства и пр.).

Так как в проекте задействованы  Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, то и членами сети станут центральный (национальный) ЭСПУР, размещенный в  г. Астане, представители комитета автомобильных  дорог МТК (КАД), компаний и НПО, а  также региональные ЭСПУР.

 

Радужные перспективы

 

Ожидаемый экономический  эффект от реализации проекта к 2032 году рассчитан по нескольким параметрам. Во-первых, от сокращения времени пути госбюджет получит порядка 33,9 млрд тенге. Во-вторых, от сокращения количества ДТП – 49,9 млн тенге. Кроме этого, от уменьшения числа погибших в результате ДТП – 19,3 млрд тенге. Также необходимо учитывать и сокращение затрат на эксплуатацию автотранспортных средств, которые дополнительно привлекут  в бюджет 9,5 млрд тенге. Кроме этого, ожидается рост валового регионального  продукта (ВРП) в сумме 82,9 млрд тенге.

Помимо повышения товарооборота, проект будет содействовать более  эффективному перемещению людей, а  также будет способствовать промышленной, сельскохозяйственной и коммерческой деятельности в связи с улучшением торговли и качества услуг вдоль коридора и в прилегающих городах и селах.

При этом необходимо учитывать, что в настоящее время грузы  по маршруту Азия – Европа общим  объемом на сумму 700 млрд долларов перевозятся  водным транспортом, а время в  пути составляет от 40 до 45 суток. По железной дороге Транссиба, идущей через российскую территорию, на это тратится порядка 14–15 дней. По расчетам новая транспортная магистраль через Казахстан и  Россию позволит затрачивать на грузоперевозки порядка 10 суток. При этом доставка товаров по участкам Китай – Центральная  Азия и Китай – Россия будет  осуществляться в еще более сжатые сроки.

Кроме этого, по расчетам Союза  международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан 

(КазАТО), с началом эксплуатации  транспортного коридора «Западная  Европа – Западный Китай» количество  рейсов, выполняемых казахстанскими  перевозчиками в 14 стран Европы  и Азии, увеличится с 15 тысяч  до 100 тысяч рейсов в год. Выгодное  географическое положение Казахстана  дает возможность зарабатывать  на транзите, так как через  10 лет грузоперевозки через республику  увеличатся в 2,5 раза, т.е. с  900 тыс. тонн до 3,5 млн тонн.

Обсуждая перспективы  международной магистрали, необходимо учитывать и вопрос формирования транспортно-логистической и деловой  инфраструктуры, являющийся актуальным для Казахстана и стран – участниц данного проекта. Как отметил  Глава государства Нурсултан  Назарбаев на 25-м пленарном заседании  Совета иностранных инвесторов при  президенте РК, прошедшем 22 мая текущего года, главным элементом «Нового  Шелкового пути» станет транспортно-логистический  хаб, который будет развиваться  вокруг таких проектов, как мультимодальная  транспортно-логистическая компания мирового уровня (создающаяся на базе «Ћазаћстан темiр жолы»), МЦПС «Хоргос» на границе с КНР («Восточные ворота»  Казахстана), морской порт «Актау»  и логистический центр в городе Актобе («Западные ворота» страны), трансконтинентальный коридор «Западная  Европа – Западный Китай», многофункциональные  логистические центры класса «А», которые  будут построены в городах  Алматы, Актау и Актобе, СЭЗ «Хоргос  – Восточные ворота».

Кроме этого, международный  коридор создает условия для  развития малого и среднего бизнеса, сервисной индустрии, туризма, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, будет способствовать появлению новых рабочих мест.

В целом, оценивая потенциал  магистрали, необходимо отметить, что  ввод в эксплуатацию транспортного  коридора «Западная Европа – Западный Китай» значительно ускорит экономическое  развитие регионов страны за счет расширения межгосударственных связей, повышения  эффективности перевозок, создания инфраструктуры и новых рабочих  мест. Что благополучно отразится  на социально-экономической ситуации страны.

Автобан Западная Европа - Западный Китай даст новый  импульс развитию отечественной  туристской сферы

 

 

 

 

По мере того как Европа погружается в долговой кризис, на мировой бизнес-площадке укрепляются  страны Азии. Сегодня они демонстрируют  высокие темпы роста экономики  и не генерируют кризис.

 

Естественно, что в Евразии  растет желание диверсифицировать  риски. Страны стремятся наращивать связи с «тиграми» и «драконами». Данную задачу для Казахстана упрощает строительство в рамках госпрограммы ФИИР автобана Западная Европа - Западный Китай, который включает в себя современную  инфраструктуру. А это не только дорога с хорошим покрытием, но и  прилегающие гостиницы и места  для отдыха. В этом смысле Казахстан  получает преимущество, так как, в  отличие от других государств, отпадает необходимость в дополнительных инвестициях. Кроме того, автодорога Западная Европа - Западный Китай позволит не только укрепить связи с динамичными  азиатскими странами, но и привлечь потенциальных туристов. Ведь она  проходит по историческому Шелковому  пути и живописным регионам Казахстана.

 

На прошедшем недавно  во Владивостоке саммите АТЭС наряду с решением вопросов, составленных в рамках форума, внимание участников привлек объем работы, который провела Москва, являясь организатором данного мероприятия. Так, созданная в Приморье к саммиту АТЭС инфраструктура дает хорошую возможность успешно развивать бизнес во всем регионе с уклоном на международный и внутренний туризм.

 

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов отметил: «Мы конкретно  не говорили с иностранцами про туристические  возможности Владивостока, ведь это  и так само по себе будет развиваться. Они удивились, что есть такой  большой и серьезный город, такой  центр на Дальнем Востоке России. Это абсолютно европейский город. Они все были изумлены, осознавая, что вот здесь (проживают) больше полумиллиона человек, такая красивая природа и близость к Японии, Корее  и Китаю... Все это дает возможность  для развития в том числе туризма».

 

Поворот политики Москвы и  смена курса в направлении  Востока в очередной раз свидетельствуют  о меняющихся трендах в мировой  экономической системе. Действительно, по сравнению с европейскими странами, погрязшими в череде финансовых кризисов с их вечными спутниками (банкротство  крупнейших предприятий, дефолт в масштабах  страны, рост безработицы, социальная напряженность, массовые акции протеста), Восток выглядит местом стабильности и спокойствия. Поэтому смена  ориентиров Москвы в очередной раз  свидетельствует о целесообразности углубления и расширения сотрудничества с Востоком. Вместе с тем, помимо традиционных форм сотрудничества, Россия решила сделать упор на развитии туристической  отрасли.

 

В этом плане Казахстан  уже давно для себя определил  приоритеты в сотрудничестве в восточном  направлении. Реализуя новые проекты, дающие экономический эффект, Астана не забывает и о туристической  составляющей. Одним из прорывных  проектов в данном направлении стал проект «Западная Европа - Западный Китай», реализуемый в рамках госпрограммы Форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).

 

Являясь локомотивом индустриализации казахстанской экономики, трансконтинентальная автомагистраль Западная Европа - Западный Китай представляет собой один из крупнейших проектов в масштабе республики. Как отметил в январе 2012 года Глава  государства Нурсултан Назарбаев  в послании народу Казахстана «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана», «важное значение имеет  завершение строительства казахстанского участка международного автомобильного коридора Западная Европа - Западный Китай. Это действительно народная стройка  века. Где еще за три года было построено 2700 км качественной автомобильной  дороги? Мы должны в следующем году эту работу закончить».

 

Весь международный транзитный коридор Западная Европа - Западный Китай составляет 8445 км, из них 2787 км проходят по территории Казахстана, из которых реконструкции подлежат 2452 км. Проект позволит сократить время  транспортировки грузов из Китая  в Европу почти в 3,5 раза по сравнению  с морским путем, то есть с 40 дней водного пути до 10 дней сухопутного. В реализации проекта по территории Казахстана задействованы 50 000 человек. Работы ведутся на территории четырех  областей. В этом году будет введено  еще 700 километров новой дороги. Стоимость  проекта составляет 825 100 млн тенге. Стройка ведется на территории четырех  областей: Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской. Период реализации проекта охватывает 2009-2015 годы.

 

Вместе с тем, помимо транзитного  потенциала, сулящего отечественной  экономике значительные дивиденды, Астана намерена придать дополнительный импульс развитию туристического кластера. Так, в целях реализации программы  по развитию перспективных направлений  туристской индустрии на 2010-2014 годы комитетом индустрии туризма  Министерства туризма и спорта Республики Казахстан (МТС РК) проводится работа по созданию туристского кластера вдоль  международного транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай. Известно, что формирование кластера планируется  осуществлять по территориям Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей со строительством объектов придорожной инфраструктуры категорий А, В, С, обладающих следующими основными характеристиками.

Информация о работе Великий шёлковый путь. Существовала ли такая дорога в действительности и где она проходила?