ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ
ПУТЬ!
СУЩЕСТВОВАЛА
ЛИ ТАКАЯ ДОРОГА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
И ГДЕ ОНА ПРОХОДИЛА?
Дороги... Дороги, объединяющие
судьбы, культуры, цивилизации. Чья
стопа впервые оставила свой
отпечаток на тех безымянных
караванных тропах, которые потом
влились в бурное русло "Великого
шелкового пути"?
Великий Шёлковый
путь рождает в воображении
каждого из нас наполненные
экзотическими товарами караваны,
которые, минуя знойные пустыни
и горные кручи, подвергаясь
опасностям в течение нескольких
месяцев упорно продвигались
из загадочных стран Юго-Восточной
Азии к цветущим и богатым
городам Ближнего и Среднего
Востока, Средиземноморья и дальше
в Европу. Шли караваны и в
обратном направлении.
Уходили с исторической
арены целые народы, гибли города,
заносились песком старые караванные
тропы. Но на бескрайних пустынных
и степных просторах южной
части евразийского континента
появлялись новые торговые пути.
Бесперебойно функционировал южный
морской путь по прибрежным
морям Индийского и Тихого
океанов.
Письменные источники
периода античности ( 5-6 в.до н.э.)
свидетельствуют о торговых поездках
древних греков и римлян в
Среднюю Азию. Сохранились интинерарии
- дорожники, в которые заносились
описания путей, дорожных станций
(стафмы), указывались расстояния
между населенными пунктами. В
этих "путеводителях" упоминаются
престижные "царские дороги" и
не менее значимые местные
маршруты, ведущие от городов
греко-римского мира к отдаленным
восточным народам.
С XY века
интенсивность транзитной торговли
на Великом шелковом пути постепенно
смещается на южные морские
трассы.
Средневековая
цивилизация обязана "Великому
шелковому пути" не только знаниями
об изготовлении шелка, но и
распространением основополагающих
технологий производства бумаги,
фарфора, стекла, книгопечатания. Ещё
большее значение имело влияние
восточной философии на развитие
европейского естествознания.
ВОЗРОЖДЕНИЕ СУПЕР
КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ТРАССЫ ДРЕВНОСТИ
Чем же
интересна для нас эта древняя
торговая трасса? Прежде всего,
тем, что через обмен материальными
и духовными ценностями она
в течение двадцати веков связывала
своеобразные и неповторимые
цивилизации Востока и Запада.
Глобальные тенденции
современной цивилизации характеризуются
мощным движением стран и народов
к интеграции. И даже распад некоторых
искусственных наднациональных
образований, в основе которого борьба
за равноправие и суверенитет, приводит
в дальнейшем к сближению и
взаимному сотрудничеству.
Сохранение и обогащение
культурной самобытности народов
является и основой, и результатом
общемирового прогресса.
В мире
укрепляется понимание того, что
основы этого прогресса заложены
не в Европе, не в Средиземноморье
и не на азиатском континенте
- они создавались усилиями всего
человечества.
Опыт прошлого позволяет
лучше понять друг друга, ощутить
преемственность развития цивилизации,
непреходящую связь времен и
судеб народов. Великий Шёлковый
путь, таким образом, выступает
как одна из древнейших интеграционных
моделей развития человеческого
сообщества.
ХХIY сессия Генеральной Ассамблеи
ЮНЕСКО по инициативе десяти стран, включая
Советский Союз, приняла резолюцию
об организации и осуществлении
крупномасштабного гуманитарного проекта
"ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ - ПУТЬ ДИАЛОГА".
Это придало
новый импульс в развитии культурного
диалога между странами и народами,
принадлежащими к различным культурам
и общественно-экономическим системам,
исповедующим разные религии.
Одновременно с организацией
научных исторических, археологических
и экологических исследований
в проекте ЮНЕСКО уделено большое
внимание развитию торговли, культурно-туристическому
освоению современных трасс древних
караванных путей: строительство
отелей, создание фольклорно-этнографических
центров, музеев, возрождение народных
промыслов и ремесел, сотрудничества
молодежных организаций, издательско-просветительской
деятельности.
В рамках
проекта было проведено несколько
больших комфортабельных экспедиций
с интернациональным составом
участников( учёные и представители
общественности) по ключевым городам
маршрутов Великого шёлкового
пути: "МОРСКАЯ" - из Венеции
(Италия) в ОСАКА (Япония) по Средиземному
и южно-азиатским морям; "ПУСТЫННАЯ"
по территории Китая; "СТЕПНАЯ":
Одесса-Баку и Ашхабад-Алма-Ата.
В общем контексте восстановления
исторических традиций древних торговых
путей ЮНЕСКО организовало морскую
экспедицию "ПУТЬ КОЛУМБА. 500 лет
открытия Америки".
ЮНЕСКО
утвердило также маршрут практически
не известного в современной
Европе Великого торгового пути
"ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ" (Скандинавия
- Древняя Русь - Византия). В IХ
- XI веках он связывал весь Балтийский
регион, многочисленные земли Древней
Руси со Средиземноморьем. Название
этого торгового пути впервые
упоминается в древнейшей русской
летописи "Повести временных лет"
(XII в.).
Великий
"Шёлковый путь" во всех его
древних проявлениях возродился
сегодня к новой жизни и
вновь появился на карте мира.
Молодое энергичное поколение начала
3-го тысячелетия, развивая традиции своих
далеких предков, активно осваивает огромный
потенциал международного общения.
32 евроазиатских государства,
среди которых Россия, Япония, Южная
Корея, Китай, Индия уже подписали
соглашение о строительстве Транс
азиатской дороги протяженностью
более 14 тыс.км. Она свяжет страны
бассейнов Атлантического и Тихого
океанов.
По данным
Всемирной Торговой Организации
и ЮНЕСКО, Великий шелковый путь
к 2020 г. превратится в самый
привлекательный маршрут для
туристов, способный принять на
свои просторы треть всех путешественников
мира.
КАЗАХСТАН НА ВЕЛИКОМ
ШЁЛКОВОМ ПУТИ
За свою
долгую историю человечество
совершило много крупных достижений.
Одним из плодов коллективных
усилий представителей разных
стран и народов можно назвать
Великий Шелковый путь. Шелковый
путь — это не что-то застывшее,
как, например, египетские пирамиды,
он был живым мостом, протянувшимся
на тысячи и тысячи километров
от одних цивилизаций к другим.
И хотя мы не можем прикоснуться
к нему так, как к Тадж-Махалу
или Великой Китайской стене,
мы наблюдаем его воздействие
и влияние так же ощутимо.
Великий
Шелковый путь – система караванных
дорог, ведущих из Китая в
страны Ближнего Востока и
Европы. Значительная часть этого
отрезка пролегала по территории
Средней Азии и Казахстана.
Шелковый
путь как торговая магистраль
возник в III веке до нашей
эры и просуществовал до XVI века
нашего столетия. Немало опустошительных
войн, разрушений, пожарищ, голода
и мора видели древние торговые
города, расположенные вдоль Шелкового
пути. Одни из них канули в
вечность, оставив потомкам лишь
безымянные развалины, другие
не раз полыхали в огне и
погибали, но возрождались вновь,
чтобы поразить мир богатством,
синевой куполов и ажурной
терракотовой вязью мавзолеев
и мечетей.
Веками
шумели разноязычные базары, сотни
лет по пыльным караванным
дорогам везли для продажи
европейцам драгоценные камни
и шелка, пряности и красители,
золото и серебро, южных экзотических
птиц и зверей. Шелковому пути
суждено было стать не только
дорогой торговли, здесь встретились
две различные цивилизации –
Восток и Запад с совершенно
особыми культурными традициями,
религиозными убеждениями, научными
и техническими достижениями.
Центральная
Азия, расположенная между Китаем
и Индией на востоке, европейским
миром на западе, Волгой и Сибирью
на севере, Персией и Аравией
на юге, почти два тысячелетия
стояла на пересечении великих
торговых путей, мировых цивилизаций
и культур. Многого не сохранила
для нас история. Пыль веков
занесла древние города, но бережные
руки археологов и реставраторов
сумели отыскать и восстановить
для нас редкостные сокровища
древних культур – Семиречья
и Средней Азии.
Маршрут
Шелкового пути не был чем-то
застывшим. В течение столетий
он менялся в зависимости от
различных причин, наибольшую значимость
приобретали те или иные его
участки и ответвления, другие
же, напротив отмирали, а города
и торговые станции на них
приходили в упадок. В VI-VII веках
наиболее оживленным становится
путь, который пролегал из Китая
на запад, через Семиречье и
Южный Казахстан. А особого
расцвета Шелковый путь, проходивший
по территории Средней Азии
и Казахстана, достиг в VIII-XII веках.
Огромная
территория до сих пор вспоминает
неторопливые шаги верблюжьих
караванов, веками передвигавшихся
по этому отрезку. Эта часть
пути представлена уникальным
комплексом исторических памятников
архитектуры, градостроительства
и искусства.
Города: Отрар,
Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан
(Яссы), Суяб, Баласагун и другие,
были не только торговыми центрами,
но также и центрами науки и культуры.
Тараз в древности называли городом купцов.
Узкие улочки, точно ручьи, стекались к
центру – многоголосому базару.
Базар в
Таразе был средоточием всей
жизни. Город с цитаделями, караван-сараями,
глинобитными мазанками, глухими
внутренними двориками, мастерскими
ремесленников возник в связи
с базаром и вокруг базара.
Кажется, что люди со всего
света стекались на базарную
площадь, чтобы что-то продать,
купить или обменять. На базаре
можно было купить и продать
все. И воистину справедливо
говорили древние: «Таразский
базар – зеркало мира». На
протяжении многих веков Тараз
оставался одним из важнейших
центров цветной металлургии.
Медные изделия мастерских Тараза
– кувшины, шкатулки, светильники,
украшения для оружия, одежды
и конской сбруи, многое другое
расходилось по всему свету.
Примером
литейного искусства может служить
ритуальный казан мавзолея Ахмеда
Яссави в Туркестане, по размеру
не имеющий себе равных. Его
диаметр – 2,2 метра, вес –
две тонны. В 1896 году на Всероссийской
выставке в Нижнем Новгороде
казахские браслеты блезики –
из черненого серебра вызвали
настоящую сенсацию и были
отмечены золотыми медалями. Как
и полторы тысячи лет назад
на том же самом месте шумит
современные зеленый базар. И
когда в наши дни идешь вдоль
его торговых рядов, чувствуешь
под ногами пыль тысячелетий…
Отрар. "Путник!
Перед тобой развалины города-крепости,
задержавшего на полгода у
своих стен полчища Чингисхана
от наступления на Среднюю
Азию и Закавказье, Великую Русь
и восточно-европейские страны, оказывавшего
героическое сопротивление иноземным
захватчикам и в последующие
века", - такая надпись гласит
на чугунной плите, установленной
у въезда на территорию Отрарского
археологического музея-заповедника.
Отрарский оазис включал в
себя более 150 небольших городков,
крепостей, замков и укрепленных
поселений, соединенных между
собой цепью караван-сараев Великого
Шелкового пути.
В пору
его расцвета проживало около
четверти миллиона человек. Первое
городское поселение на месте
Отрар датируется II веком до нашей
эры. Его основателями были кангюйцы
– потомки саков. Отрар – родина великого
ученого и философа средневековья Абу
Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю
под именем Аль-Фараби. Этот мыслитель
родился в 870 и умер в 950 году. За философскую
глубину и энциклопедичность познаний
Аль-Фараби еще при жизни прозвали вторым
после Аристотеля учителем человечества.
Его трактат о классификации
наук открывал путь к познанию
на века вперед. Недаром все
пришедшие после него великие
ученые – Авиценна, Аль-Бируни, Аш-Ширази,
Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни,
Улугбек, Ибн Аль-Фараби – считали
себя его учениками.
Туркестан
(Яссы). Город насчитывает 1500 лет
своего существования. Возник
город в 490 году до нашей
эры. Наибольшего расцвета город
достиг в VII веке. В ту пору
он был пестр и многолюден,
его базары обильны, череда
караванов бесконечна. Слава города
простиралась по всему мусульманскому
миру. В немалой степени этому
способствовало имя Ходжи Ахмета
ибн Ибрагима аль Яссави, дервиша,
проповедника суфизма, основателя
аскетического братства ясавия,
поэта, творившего на языке
простого народа. Его стихи, едва
успев обличиться в рифму, становились
народными, его пламенные проповеди
привлекали массы паломников. Именно
тогда о Яссах начинают говорить
как о «второй Мекке».