Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:55, реферат
Великий Шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.
Казахстанский участок: параметры…
Как отмечает ряд информационных
агентств, ось трассы на территории
Казахстана пройдет по существующей
автодороге Алматы – Ташкент –
Термез в объезд территории Киргизии.
По информации Министерства коммуникаций
Республики Казахстан, коридор проходит
по территориям пяти областей этой
страны: Актюбинской, Кызылординской,
Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской.
Реконструкции подлежит 2 452 км дороги.
Стоимость проекта
По всему коридору планируется оптимизация геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны). В целях улучшения экологической и санитарной обстановки предусматривается возможность построить обходы крупных населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк). Толщина асфальтобетонного покрытия составит 80 см, срок службы автомагистрали — 25 лет без капремонта, максимальная скорость движения — 120 км/ч. По предварительным расчетам дорога выдержит нагрузку в 13 т на ось. Известно, что новую трассу будут строить с учетом высоких требований, включая освещение, оснащение ограждениями и 6-метровой разделительной полосой, ее оборудуют дополнительными средствами безопасности. На всем протяжении обещают доступ к любым видам связи, в том числе Интернет, метеомониторинг и видеоконтроль. Проектом предусмотрены автодорожные мосты через несколько рек, дорожно-эксплуатационные комплексы, остановочные площадки, автопавильоны, скотопрогоны, электронные табло. Одновременно со строительством будут ремонтировать и строить дороги в районах областей, расположенных вдоль трассы.
…и финансирование
Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в сумме 136,1 млрд тенге (около 920,8 млн долларов США) предусмотрена реконструкция участка Карабутак – Иргиз – граница Кызылординской области, северного обхода г. Актобе, проезд по г. Шымкент, выход на БАКАД, а также софинансирование участков, субсидированных за счет средств международных финансовых институтов.
Вторым источником станут
внешние займы международных
финансовых институтов в сумме 3,4 млрд
долларов США. В том числе Международный
банк реконструкции и развития выделит
2 125 млн долларов США (как отмечают
в транспортном ведомстве Казахстана,
для МБРР это самый крупный
займ в истории банка, выданный какой-либо
стране), Азиатский банк развития –
700 млн долларов США, Исламский банк
развития – 398 млн долларов США и
Европейский банк реконструкции
и развития – 180 млн долларов США.
В качестве третьего источника финансирования
запланировано привлечение
Шелковый путь XXI века
К масштабному инфраструктурному
проекту Казахстан приступил
в то время, когда многие государства
еще не оправились от последствий
глобального кризиса, о котором
было объявлено в начале 2009 г. «Это
будет артерия, которая сделает
Казахстан транзитным коридором
из Европы в Азию», – заявил Нурсултан
Назарбаев в своем послании народу
республики 6 марта 2009 г. Этому проекту
придают в стране огромное значение
и потому не скупятся на эпитеты: его
называют масштабным, крупнейшим в
стране, прорывным, главным проектом
отрасли начала этого столетия и
даже трансконтинентальным мегапроектом.
Причем отмечается, что сама трасса
повторяет контуры Великого шелкового
пути, по которому в давние времена
караваны верблюдов перевозили товары
из Азии в Европу и обратно. Один
из таких караванов даже изображен
на официальном сайте проекта, а
публицисты и чиновники нередко
называют его Шелковым путем XXI века.
Выступая на открытии VIII Международной
конференции «ТрансЕвразия-
Российский участок: планы…
Седьмого июля 2011 г. заместитель министра транспорта России Андрей Недосеков заявил, что в проект строительства транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай Россия планирует вложить до 2018 г. 80 млрд рублей. Заместитель министра сообщил, что маршрут коридора пройдет через Оренбургскую область, выйдет на Казань, дальше – на Нижний Новгород, на восточную часть Центральной кольцевой дороги Москвы, после этого – на Санкт-Петербург. Проект имеет несколько стадий. Первая предполагает основное строительство до Казани (от Китая). От Казани, по словам замминистра, предполагается вести трассу по уже действующим маршрутам: построить дублер дороги от Нижнего Новгорода до Центральной кольцевой дороги с выходом на платную автодорогу Москва – Санкт-Петербург. «Это первый этап. В него планируется вложить 80 млрд рублей, не считая денег частного инвестора и привлеченных средств финансовых институтов», – отметил А. Недосеков. Между тем общая стоимость реализации этого проекта в пределах России составит около 700 млрд рублей. Десятого ноября на пленарном заседании конференции «ТрансЕвразия-2011» в Астане этого заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул сообщил, что мероприятия по комплексному развитию этого международного транспортного коридора на территории Российской Федерации включены в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)». Этапы и сроки реализации проекта предусматривают в 2010 – 2012 гг. подготовку инвестиционного проекта, в 2013 – 2014 гг. проектирование и строительство в 2014 – 2016 гг.
…и конкретные шаги
Однако по эту сторону
границы работы уже ведутся. Как
отмечают в ОАО «Автострада» (г. Альметьевск),
которое непосредственно
Строительство осуществляется в два этапа. Первый захватит участок протяженностью 199 км от М-7 через Шали, Сорочьи Горы, Алексеевское до Альметьевска, второй (протяженностью 100 км) – от Альметьевска до М-5 (Бавлы). Автострада М-7 – М-5 будет иметь категорию IА. Это означает, что она относится к классу автомагистралей. Поэтому на ней, согласно ПДД Российской Федерации, будет запрещено движение не только пешеходов и домашних животных, но и велосипедов, мопедов, тракторов, самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по техническим характеристикам или их состоянию не превышает 40 км/ч. Новая трасса будет иметь четыре полосы движения шириной по 3,75 м (ширина проезжей части – 7,5 м в каждую сторону), 6-метровую разделительную полосу и обочины шириной 3,75 м.
На автомагистрали планируется
устроить освещение на всем протяжении,
предполагается развитие максимально
функциональной и удобной для
всех пользователей инфраструктуры:
АЗС, кафе, магазины, отели, станции
технического осмотра и ремонта
автомобилей, автомойки, стоянки и
многое другое. Как и на казахстанском
участке, ожидается, что будет обеспечен
доступ к любому виду связи, включая
Интернет, метеомониторинг и
Также отмечается, что проект
решает задачи формирования автодорожного
маршрута от Санкт-Петербурга до границы
с Республикой Казахстан в
обход наиболее загруженных участков
коридора Север – Юг, а обеспечение
транспортных подходов к ряду субъектов
РФ, являющихся крупными участниками
внешнеэкономической
Участок транспортного коридора Западный Китай – Западная Европа пройдет также и по территории Башкирии. На это, как заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин 15 октября, согласилось возглавляемое им ведомство в ответ на предложение республики. «Наши расчеты показывают, что это будет оптимально эффективное решение с точки зрения окупаемости дороги», – цитирует ряд информационных агентств слова И. Левитина.
Новый транспортный коридор и Таможенный союз
Примечательно, что создание нового международного транспортного коридора не только совпало по времени, но и непосредственно увязывается с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Как утверждают их сторонники, оба проекта способны значительно изменить схемы товарооборота и могут даже поспособствовать улучшению качества товаров, поставляемых на российский рынок. Среди участников создания нового транспортного коридора нет Беларуси, являющейся полноправным членом Таможенного союза. Еще в 2010 г. (в ходе визита представителей местной власти одной из областей Казахстана) Беларуси было сделано формальное предложение об участии в строительстве автомагистрали и даже о том, чтобы проложить коридор по своей территории от Минска до Санкт-Петербурга. В самом конце 2010 г. белорусское транспортное ведомство заявило о готовности подключиться. Но какую конкретную форму примет это участие и на какую долю возросшего потока транзитных грузов сможет рассчитывать в итоге Беларусь – пока что не сообщается.
В России же, по мнению экспертов
РИА «Стандарты и качество», запуск
в эксплуатацию международного транспортного
коридора Западная Европа – Западный
Китай совместно с
Как утверждают специалисты РИА «Стандарты и качество», товаропотоки в Россию по МТК имеют в основном двухвекторную направленность: ввоз товаров из Европы и Китая. Импортная составляющая грузопотоков из России будет значительно меньше. В Российской Федерации есть незагруженные промышленные мощности, кадровые резервы, интеллектуальный потенциал. Все это подкреплено развитой энергетикой и инфраструктурой. Ввоз современных компонентов и комплектующих из КНР позволит российской промышленности выпускать конкурентоспособные потребительские товары, считают эксперты. Материальная база российской промышленности в части выпуска компонентов настолько отстала от европейской, что догнать ее уже не представляется возможным. Переход к массовому использованию импортных компонентов и создание на их базе товаров с новыми потребительскими качествами — реальный путь возврата на рынок. Некоторые эксперты отмечают, что новый коридор – это альтернатива и серьезный конкурент осуществляемому с 2008 г. проекту Международного союза автомобильного транспорта под названием «Новая Евро-Азиатская автотранспортная инициатива» (NELTI). Характерно, что инициаторы проекта NELTI также заявляют о том, что ставят своей целью возрождение Великого шелкового пути.
Впрочем, есть и другая (возможно, более прагматичная) точка зрения, которая не противопоставляет эти два проекта, а считает их взаимодополняющими.
Когда в 2008 г. начинался проект NELTI, там, где проходит сейчас казахстанский участок МТК Западный Китай – Западная Европа, дороги практически не было, вернее, она была настолько плохая, что там никто не ездил. По территории Казахстана строительство дороги на этом маршруте началось два года назад. Участок МТК проходит по Казахстану через Алматы: Шымкент – Кызылорда – Актобе и далее в Россию на Оренбург. А участок Северного маршрута NELTI по территории Казахстана проходит выше: через Астану, далее – в Россию из Казахстана выходит через Петропавловск на Екатеринбург.
Казахстан завершил 50% автокоридора из Европы в Азию
Приведет ли проект к возрождению Шелкового пути?
АЛМАТЫ – В Казахстане полным ходом идут работы по строительству международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». К концу 2011 года стране удалось обеспечить готовность почти 50% своего участка коридора.
Казахстанские рабочие укатывают щебень на участке Международного транзитного коридора «Западная Европа - Западный Китай» в Кызылординской области, сентябрь. [Александра Бабкина]
Статьи по теме
Кыргызстан и Китай планируют строить совместную железную дорогу
Средняя Азия ищет альтернативы Газпрому для экспорта газа
Казахстан активизируется на рынке редкоземельных металлов
Проект «Западная Европа - Западный Китай» вселяет надежду, вызывает озабоченность
Воодушевленные экономическими выгодами, сопряженными с реализацией проекта, чиновники называют его «дорогой от мечты к реальности» и главным проектом отрасли начала этого столетия, в то время как эксперты переживают, что гонка на скорость может привести к потере качества.
Новый путь в Европу
Проект был утвержден в 2009 году. Он направлен на повышение эффективности и безопасности работы транспорта на дорогах, которые соединяют Китай с Россией и Западной Европой. Общая протяженность коридора 8445 км, из них 2233 км на территории России, 2787– Казахстана, 3425 – Китая.
По данным Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций, на сегодня готово 1167 км или 47,6% казахстанского участка.
По плану, Казахстан должен завершить строительство своего участка к 2013 году, а сдача всего коридора должна состояться в 2018 году.