Великий шёлковый путь. Существовала ли такая дорога в действительности и где она проходила?

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Великий Шёлковый путь рождает в воображении каждого из нас наполненные экзотическими товарами караваны, которые, минуя знойные пустыни и горные кручи, подвергаясь опасностям в течение нескольких месяцев упорно продвигались из загадочных стран Юго-Восточной Азии к цветущим и богатым городам Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья и дальше в Европу. Шли караваны и в обратном направлении.

Работа содержит 1 файл

Западная Европа Западный Китай материалы для диплома.docx

— 5.27 Мб (Скачать)

Казахстанский участок: параметры…

 

Как отмечает ряд информационных агентств, ось трассы на территории Казахстана пройдет по существующей автодороге Алматы – Ташкент –  Термез в объезд территории Киргизии. По информации Министерства коммуникаций Республики Казахстан, коридор проходит по территориям пяти областей этой страны: Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. Реконструкции подлежит 2 452 км дороги. Стоимость проекта казахстанского участка составляет 825,2 млрд тенге (около 5,6 млрд долларов США), в рамках которых  предусмотрен перевод на I техническую  категорию с 4-полосным движением 1 390 км дороги (Кызылорда – Туркестан  – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос), остальные участки  протяженностью 1 062 км будут переведены на II техническую категорию (граница  РФ – Мартук – Актобе – Карабутак  – Кызылорда).

 

По всему коридору планируется  оптимизация геометрических параметров трассы (повороты, видимость, уклоны). В  целях улучшения экологической  и санитарной обстановки предусматривается  возможность построить обходы крупных  населенных пунктов (Актобе, Шаган, Аральск, Кызылорда, Шиели, Жанакорган, Туркестан, Икан, Темирлан, Шымкент, Тараз, Кулан, Ташкарасу, Жаркент, перевалы Кордай, Машат, Куюк). Толщина асфальтобетонного  покрытия составит 80 см, срок службы автомагистрали — 25 лет без капремонта, максимальная скорость движения — 120 км/ч. По предварительным  расчетам дорога выдержит нагрузку в 13 т на ось. Известно, что новую трассу будут строить с учетом высоких  требований, включая освещение, оснащение  ограждениями и 6-метровой разделительной полосой, ее оборудуют дополнительными  средствами безопасности. На всем протяжении обещают доступ к любым видам  связи, в том числе Интернет, метеомониторинг  и видеоконтроль. Проектом предусмотрены  автодорожные мосты через несколько  рек, дорожно-эксплуатационные комплексы, остановочные площадки, автопавильоны, скотопрогоны, электронные табло. Одновременно со строительством будут ремонтировать  и строить дороги в районах  областей, расположенных вдоль трассы.

…и финансирование

 

Для реализации проекта определены три источника финансирования. Так, за счет республиканского бюджета в  сумме 136,1 млрд тенге (около 920,8 млн долларов США) предусмотрена реконструкция участка Карабутак – Иргиз – граница Кызылординской области, северного обхода г. Актобе, проезд по г. Шымкент, выход на БАКАД, а также софинансирование участков, субсидированных за счет средств международных финансовых институтов.

 

Вторым источником станут внешние займы международных  финансовых институтов в сумме 3,4 млрд долларов США. В том числе Международный  банк реконструкции и развития выделит 2 125 млн долларов США (как отмечают в транспортном ведомстве Казахстана, для МБРР это самый крупный  займ в истории банка, выданный какой-либо стране), Азиатский банк развития – 700 млн долларов США, Исламский банк развития – 398 млн долларов США и  Европейский банк реконструкции  и развития – 180 млн долларов США. В качестве третьего источника финансирования запланировано привлечение частных  инвестиций на концессионной основе на сумму 266,6 млрд тенге (около 1,8 млрд долларов США). На эти средства будут реконструированы участки Алматы – Хоргос и Ташкент  – Шымкент – граница Жамбылской области. В качестве основных преимуществ  этого проекта по сравнению с  существующими альтернативными  коридорами (автодорожный Транссиб, морской  через Суэцкий канал) в казахстанском  Минтрансе называют его протяженность  и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит  до 45 суток, а по Транссибу – 14, то по коридору Западная Европа – Западный Китай (от порта Ляньюньган до границ с европейскими государствами) время  в пути составит порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай  – Казахстан – Россия – Западная Европа. Причем, отмечают в казахстанском  Минтрансе, схема трассы Западная Европа – Западный Китай позволит транзитному  транспорту выходить не только в Россию и Китай, но и в страны Южной  Азии через Узбекистан (Ташкент) и  Киргизию (Бишкек). В транспортном ведомстве  Казахстана ссылаются на проведенные (на стадии разработки ТЭО) исследования, которые показали, что к 2020 г. объем  грузоперевозок должен увеличиться  в 2,5 раза. Как ожидается, среднегодовой  суммарный экономический эффект от реализации проекта из-за сокращения времени пути составит 33,9 млрд тенге (около 229,4 млн долларов США), из-за сокращения количества ДТП – 49,9 млн тенге (около 337,6 тыс. долларов США), в связи с  ростом валового регионального продукта (ВРП) – 82,9 млрд тенге (около 560 млн долларов США). Полностью строительство должно завершиться к 2013 г.

Шелковый путь XXI века

 

К масштабному инфраструктурному  проекту Казахстан приступил  в то время, когда многие государства  еще не оправились от последствий  глобального кризиса, о котором  было объявлено в начале 2009 г. «Это будет артерия, которая сделает  Казахстан транзитным коридором  из Европы в Азию», – заявил Нурсултан  Назарбаев в своем послании народу республики 6 марта 2009 г. Этому проекту  придают в стране огромное значение и потому не скупятся на эпитеты: его  называют масштабным, крупнейшим в  стране, прорывным, главным проектом отрасли начала этого столетия и  даже трансконтинентальным мегапроектом. Причем отмечается, что сама трасса повторяет контуры Великого шелкового  пути, по которому в давние времена  караваны верблюдов перевозили товары из Азии в Европу и обратно. Один из таких караванов даже изображен  на официальном сайте проекта, а  публицисты и чиновники нередко  называют его Шелковым путем XXI века. Выступая на открытии VIII Международной  конференции «ТрансЕвразия-2011» 10 ноября в столице Казахстана, министр  транспорта и коммуникаций РК Берик  Камалиев сообщил, что в настоящее  время на территории четырех областей республики ведется работа на 34 участках протяженностью 1 715 км. На проект сейчас тратится 75 % всех средств, выделенных в Казахстане на строительство и  реконструкцию дорог. Всего в  текущем году будет построено 750 км новых дорог, а в 2015 г. в Казахстане планируется завершить реконструкцию  всех шести международных автодорожных коридоров, проходящих по территории страны.

Российский участок: планы…

 

Седьмого июля 2011 г. заместитель  министра транспорта России Андрей Недосеков  заявил, что в проект строительства  транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай Россия планирует  вложить до 2018 г. 80 млрд рублей. Заместитель  министра сообщил, что маршрут коридора пройдет через Оренбургскую область, выйдет на Казань, дальше – на Нижний Новгород, на восточную часть Центральной  кольцевой дороги Москвы, после этого  – на Санкт-Петербург. Проект имеет  несколько стадий. Первая предполагает основное строительство до Казани (от Китая). От Казани, по словам замминистра, предполагается вести трассу по уже  действующим маршрутам: построить  дублер дороги от Нижнего Новгорода  до Центральной кольцевой дороги с выходом на платную автодорогу Москва – Санкт-Петербург. «Это первый этап. В него планируется вложить 80 млрд рублей, не считая денег частного инвестора и привлеченных средств финансовых институтов», – отметил А. Недосеков. Между тем общая стоимость реализации этого проекта в пределах России составит около 700 млрд рублей. Десятого ноября на пленарном заседании конференции «ТрансЕвразия-2011» в Астане этого заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул сообщил, что мероприятия по комплексному развитию этого международного транспортного коридора на территории Российской Федерации включены в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)». Этапы и сроки реализации проекта предусматривают в 2010 – 2012 гг. подготовку инвестиционного проекта, в 2013 – 2014 гг. проектирование и строительство в 2014 – 2016 гг.

…и конкретные шаги

 

Однако по эту сторону  границы работы уже ведутся. Как  отмечают в ОАО «Автострада» (г. Альметьевск), которое непосредственно участвует  в этих работах, в состав автодорожного  маршрута Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актобе – Алматы – Хоргос входит автодорога Казань – Оренбург. Это исторически сложившийся  маршрут: еще в средние века существовала дорога, связывающая Поволжье с государствами  Средней Азии. В шестидесятые годы прошлого века была построена автомобильная  трасса, которая уже не отвечает современным требованиям безопасности и комфорта. В 2004 г. с инициативой  строительства участка от мостового  перехода через реку Кама, где расположено  село Алексеевское, до Альметьевска в  составе автодороги Казань – Оренбург выступили ОАО «Татнефть» и ОАО  «СМП-Нефтегаз» при поддержке  Кабинета министров Республики Татарстан. В результате сформирован вариант  развития автодороги Казань – Оренбург, при котором скоростная автомагистраль Алексеевское – Альметьевск станет продолжением участка Шали – Сорочьи  Горы. Таким образом, автострада Шали – Сорочьи Горы – Алексеевское – Альметьевск – Бавлы свяжет между собой две важнейшие  трассы М-7 «Волга» и М-5 «Урал».

 

Строительство осуществляется в два этапа. Первый захватит участок  протяженностью 199 км от М-7 через Шали, Сорочьи Горы, Алексеевское до Альметьевска, второй (протяженностью 100 км) – от Альметьевска до М-5 (Бавлы). Автострада М-7 – М-5 будет  иметь категорию IА. Это означает, что она относится к классу автомагистралей. Поэтому на ней, согласно ПДД Российской Федерации, будет  запрещено движение не только пешеходов  и домашних животных, но и велосипедов, мопедов, тракторов, самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых  по техническим характеристикам  или их состоянию не превышает 40 км/ч. Новая трасса будет иметь  четыре полосы движения шириной по 3,75 м (ширина проезжей части – 7,5 м  в каждую сторону), 6-метровую разделительную полосу и обочины шириной 3,75 м.

 

На автомагистрали планируется  устроить освещение на всем протяжении, предполагается развитие максимально  функциональной и удобной для  всех пользователей инфраструктуры: АЗС, кафе, магазины, отели, станции  технического осмотра и ремонта  автомобилей, автомойки, стоянки и  многое другое. Как и на казахстанском  участке, ожидается, что будет обеспечен  доступ к любому виду связи, включая  Интернет, метеомониторинг и видеоконтроль  за дорогой. Она будет платной, планируется  применение автоматизированной системы  взимания платы за проезд. Основным застройщиком новой трассы является акционерное общество «Автострада» (Татарстан). Ему оказывает поддержку  правительство республики, финансирует  ОАО «СМП-Нефтегаз». Основное преимущество этого маршрута в том, что он связывает  между собой практически все  транспортные коридоры страны, проходящие в широтном направлении, и дает возможность  выхода на основные транспортные автомагистрали Казахстана и стран Средней Азии.

 

Также отмечается, что проект решает задачи формирования автодорожного  маршрута от Санкт-Петербурга до границы  с Республикой Казахстан в  обход наиболее загруженных участков коридора Север – Юг, а обеспечение  транспортных подходов к ряду субъектов  РФ, являющихся крупными участниками  внешнеэкономической деятельности, рассматривается как главная  цель и стратегия нового сотрудничества.

 

Участок транспортного коридора Западный Китай – Западная Европа пройдет также и по территории Башкирии. На это, как заявил министр  транспорта РФ Игорь Левитин 15 октября, согласилось возглавляемое им ведомство  в ответ на предложение республики. «Наши расчеты показывают, что  это будет оптимально эффективное  решение с точки зрения окупаемости  дороги», – цитирует ряд информационных агентств слова И. Левитина.

Новый транспортный коридор  и Таможенный союз

 

Примечательно, что создание нового международного транспортного  коридора не только совпало по времени, но и непосредственно увязывается  с созданием Таможенного союза  Беларуси, России и Казахстана. Как  утверждают их сторонники, оба проекта  способны значительно изменить схемы  товарооборота и могут даже поспособствовать улучшению качества товаров, поставляемых на российский рынок. Среди участников создания нового транспортного коридора нет Беларуси, являющейся полноправным членом Таможенного союза. Еще в 2010 г. (в ходе визита представителей местной власти одной из областей Казахстана) Беларуси было сделано  формальное предложение об участии  в строительстве автомагистрали и даже о том, чтобы проложить  коридор по своей территории от Минска до Санкт-Петербурга. В самом конце 2010 г. белорусское транспортное ведомство  заявило о готовности подключиться. Но какую конкретную форму примет это участие и на какую долю возросшего потока транзитных грузов сможет рассчитывать в итоге Беларусь – пока что не сообщается.

 

В России же, по мнению экспертов  РИА «Стандарты и качество», запуск в эксплуатацию международного транспортного  коридора Западная Европа – Западный Китай совместно с децентрализацией таможенной структуры РФ и новыми ускоренными процедурами таможенного  оформления грузов на территории ТС приведут к заметным изменениям в экономической  географии нескольких федеральных  округов. Среди них Приволжский, Северо-Западный и Центральный. Кроме  того, это окажет влияние на ситуацию в стране в целом.

 

Как утверждают специалисты  РИА «Стандарты и качество», товаропотоки в Россию по МТК имеют в основном двухвекторную направленность: ввоз товаров из Европы и Китая. Импортная составляющая грузопотоков из России будет значительно меньше. В Российской Федерации есть незагруженные промышленные мощности, кадровые резервы, интеллектуальный потенциал. Все это подкреплено развитой энергетикой и инфраструктурой. Ввоз современных компонентов и комплектующих из КНР позволит российской промышленности выпускать конкурентоспособные потребительские товары, считают эксперты. Материальная база российской промышленности в части выпуска компонентов настолько отстала от европейской, что догнать ее уже не представляется возможным. Переход к массовому использованию импортных компонентов и создание на их базе товаров с новыми потребительскими качествами — реальный путь возврата на рынок. Некоторые эксперты отмечают, что новый коридор – это альтернатива и серьезный конкурент осуществляемому с 2008 г. проекту Международного союза автомобильного транспорта под названием «Новая Евро-Азиатская автотранспортная инициатива» (NELTI). Характерно, что инициаторы проекта NELTI также заявляют о том, что ставят своей целью возрождение Великого шелкового пути.

 

Впрочем, есть и другая (возможно, более прагматичная) точка зрения, которая не противопоставляет эти  два проекта, а считает их взаимодополняющими.

 

Когда в 2008 г. начинался проект NELTI, там, где проходит сейчас казахстанский  участок МТК Западный Китай –  Западная Европа, дороги практически  не было, вернее, она была настолько  плохая, что там никто не ездил. По территории Казахстана строительство  дороги на этом маршруте началось два  года назад. Участок МТК проходит по Казахстану через Алматы: Шымкент  – Кызылорда – Актобе и далее  в Россию на Оренбург. А участок  Северного маршрута NELTI по территории Казахстана проходит выше: через Астану, далее – в Россию из Казахстана выходит через Петропавловск  на Екатеринбург.

Казахстан завершил 50% автокоридора из Европы в Азию

Приведет ли проект к возрождению Шелкового пути?

 

 

 

 

АЛМАТЫ – В Казахстане полным ходом идут работы по строительству  международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай». К концу 2011 года стране удалось обеспечить готовность почти 50% своего участка  коридора.

 

 

Казахстанские рабочие укатывают  щебень на участке Международного транзитного  коридора «Западная Европа - Западный Китай» в Кызылординской области, сентябрь. [Александра Бабкина] 

Статьи по теме

Кыргызстан и Китай  планируют строить совместную железную дорогу

Средняя Азия ищет альтернативы Газпрому для экспорта газа

Казахстан активизируется на рынке редкоземельных металлов

Проект «Западная Европа - Западный Китай» вселяет надежду, вызывает озабоченность

 

Воодушевленные экономическими выгодами, сопряженными с реализацией  проекта, чиновники называют его  «дорогой от мечты к реальности»  и главным проектом отрасли начала этого столетия, в то время как  эксперты переживают, что гонка на скорость может привести к потере качества.

Новый путь в Европу

 

Проект был утвержден  в 2009 году. Он направлен на повышение  эффективности и безопасности работы транспорта на дорогах, которые соединяют  Китай с Россией и Западной Европой. Общая протяженность коридора 8445 км, из них 2233 км на территории России, 2787– Казахстана, 3425 – Китая.

 

По данным Комитета автомобильных  дорог Министерства транспорта и  коммуникаций, на сегодня готово 1167 км или 47,6% казахстанского участка.

 

По плану, Казахстан должен завершить строительство своего участка к 2013 году, а сдача всего  коридора должна состояться в 2018 году.

Информация о работе Великий шёлковый путь. Существовала ли такая дорога в действительности и где она проходила?