Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

отводилась  представлениям  об  «общем  благе»,  «согласовании   интересов»,

«общем правопорядке» и т. д.

      При этом, разумеется, имелись в виду  интересы  свободных  сословий  и

граждан римской республики, но вовсе не рабов.

      Рабство, по Цицерону, «справедливо потомучто  таким  людям  рабское

состояние полезно и это делается им на пользу, когда  делается  разумното

есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакониято

угнетенные окажутся в  лучшем  положениимежду  тем  как  онине  будучи

угнетены, были  в  худшем»Рабство  обусловлено  самой  природойкоторая

дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова  логика

рассуждений  Цицеронакоторые  он  стремится  подкрепить  соображениями  о

соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как  лучшая

часть души  (разуммудростьправит  слабыми  и  порочными  частями  души

(страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал  Цицеронследует  относиться,

как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять  им

то, что полагается.

      Хотя  характеристика  раба  как  «наемника»  выгодно   отличается   от

распространенных в то время представлений о  рабе  как  «говорящем  орудии»,

однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся  с  его

общими положениями о том, что по  природе  «все  мы  подобны  и  равны  друг

другу», что между людьми никакого различия нетчто  человек    «гражданин

всего мира, как бы единого града» и  тд.   Много  внимания  в  творчестве

Цицерона  уделено  восхвалению   добродетелей   истинного   государственного

деятеля и идеального гражданина. В этой связи  он  критиковал  представления

эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует  принимать

на себя бразды правления и  вообще  активно  участвовать  в  общественной  и

политической  жизниСчитая  управление  государством  сочетанием  науки  и

искусстватребующим  не  только  знаний  и  добродетелейно   и   умения

практически их применять в интересах  общего  благаЦицерон  отмечалчто

«сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей  более

безопасной и более богатой». Он советовал  изучать  науки  о  государстве  и

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве