Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов»,
«общем правопорядке» и т. д.
При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и
граждан римской республики, но вовсе не рабов.
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское
состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то
есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то
угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи
угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая
дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика
рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о
соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая
часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души
(страстями, гневом и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует относиться,
как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им
то, что полагается.
Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от
распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии»,
однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его
общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг
другу», что между людьми никакого различия нет, что человек — «гражданин
всего мира, как бы единого града» и т. д. Много внимания в творчестве
Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного
деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления
эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать
на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и
политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и
искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения
практически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что
«сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизнь людей более
безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки о государстве и