Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
праве как «такие науки, которые могут сделать нас полезными государству»,
усматривая в этом служении государству «самую славную задачу мудрости и
величайшее проявление доблести и ее обязанность».
Мудрый государственный деятель, согласно Цицерону, должен видеть и
предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать
неблагоприятному ходу событий (смене форм правления в пагубную сторону,
отклонению от общего блага и справедливости) и всячески содействовать
прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».
Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым,
воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в
учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто
не может быть справедлив».
В том крайнем случае, когда под вопрос поставлено само благополучие
государства как общего дела народа, с согласия последнего истинный
государственный деятель, по Цицерону, должен «как диктатор установить в
государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целях, а
в общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон
полагал, что истинным правителям в награду за их дела «назначено
определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытывая
блаженство».
Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены
необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины,
справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не
должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные
несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим
несправедливость и трудиться для общего блага.
Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон
подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал
также долг гражданина защищать отечество в качестве воина.
Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и для правовой
теории Цицерона. В основе права лежит присущая природе справедливость.
Причем справедливость эта понимается Цицероном как вечное, неизменное и
неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы.