Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

праве как «такие науки, которые могут сделать  нас  полезными  государству»,

усматривая в этом служении государству  «самую  славную  задачу  мудрости  и

величайшее проявление доблести и ее обязанность».

      Мудрый государственный деятель, согласно  Цицеронудолжен  видеть  и

предугадывать пути и повороты в делах государствачтобы  воспрепятствовать

неблагоприятному ходу событий (смене  форм  правления  в  пагубную  сторону,

отклонению от  общего  блага  и  справедливостии  всячески  содействовать

прочности и долговечности государства как «общего правопорядка».

      Лицо, ведающее делами государства, должно быть  мудрымсправедливым,

воздержанным и красноречивымОно  должнокроме  тогобыть  сведущим  в

учениях о государстве и «владеть основами права, без  знания  которых  никто

не может быть справедлив».

      В том крайнем случае, когда под вопрос  поставлено  само  благополучие

государства  как  общего  дела  народас  согласия   последнего   истинный

государственный деятель, по Цицеронудолжен  «как  диктатор  установить  в

государстве порядок». Здесь политик выступает не в своих корыстных целяха

в  общих  интересах  как  спаситель  республикиСледуя  Платону,   Цицерон

полагалчто  истинным  правителям  в  награду  за   их   дела   «назначено

определенное  место  на  небечтобы  они   жили   там   вечно,   испытывая

блаженство».

      Обязанности  идеального  гражданинасогласно  Цицеронуобусловлены

необходимостью  следования  таким   добродетелям,   как   познание   истины,

справедливость, величие духа и благопристойностьГражданин  не  только  не

должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или  совершать  иные

несправедливостинокроме  тогообязан  оказывать  помощь  потерпевшим

несправедливость и трудиться для общего блага.

      Всемерно   восхваляя   политическую   активность   граждан,    Цицерон

подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных  лиц»Он  отмечал

также долг гражданина защищать отечество в качестве воина.

      Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны и  для  правовой

теории Цицерона. В  основе  права  лежит  присущая  природе  справедливость.

Причем справедливость эта понимается  Цицероном  как  вечноенеизменное  и

неотъемлемое  свойство  и  природы  в   целом,   и   человеческой   природы.

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве