Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

народов, честных и стойких духом».

      Ряд  важных  положений  о   правовой   регламентации   государственной

деятельности высказан Цицероном в проекте  закона  о  магистратахТакон

отмечал, что империй (полномочия  должностных  лицдолжен  быть  законным.

Следует, считал он, установить «не только для магистратов  меру  их  власти,

но и для граждан меру их повиновенияВедь  тоткто  разумно  повелевает,

рано или поздно должен будет подчиняться, а тоткто  покорно  подчиняется,

достоин того, чтобы рано или поздно начать  повелевать»В  общем  виде  им

формулируется и следующий правовой  принцип:  «Под  действие  закона  должны

подпадать все».

      В учении Цицерона о праве наряду с  отличием  естественного  права  от

писаного содержится деление самого писаного права  на  частное  и  публичное

право. Так называемое право народов трактуется им как  частью  положительное

право разных народов и частью как естественное право международного  общения

(т. е. как международное естественное право).  Он  формулирует  существенный

принцип  международного  права  о  необходимости  соблюдения   обязательств,

налагаемых международными договорами. Проводя различие  между  справедливыми

и несправедливыми войнами, он  считал  несправедливой  и  нечестивой  всякую

войну, которая «не была возвещена и  объявлена»Война  характеризуется  им

как  вынужденный  актдопустимый  лишь  в  случае   безуспешности   мирных

переговоровВ  качестве  причины   справедливой   войны   им   указывается

необходимость защиты государствав  качестве  цели    установление  мира.

Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.

      Отдавая  должное  этим  исторически  прогрессивным  идеям  Цицерона  в

области международного права, следует вместе с  тем  отметить  его  в  целом

одобрительное  отношение  к  завоевательным  войнам  римской  державы  и  ее

претензиям на мировую гегемонию.

      Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и

праве, оказало большое влияние на  всю  последующую  человеческую  культуру.

Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историкии

христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к  его

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве