Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
народов, честных и стойких духом».
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной
деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он
отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным.
Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их власти,
но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает,
рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется,
достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В общем виде им
формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие закона должны
подпадать все».
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от
писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное
право. Так называемое право народов трактуется им как частью положительное
право разных народов и частью как естественное право международного общения
(т. е. как международное естественное право). Он формулирует существенный
принцип международного права о необходимости соблюдения обязательств,
налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми
и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую
войну, которая «не была возвещена и объявлена». Война характеризуется им
как вынужденный акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных
переговоров. В качестве причины справедливой войны им указывается
необходимость защиты государства, в качестве цели — установление мира.
Цицерон выступал за гуманное обращение с пленными и побежденными.
Отдавая должное этим исторически прогрессивным идеям Цицерона в
области международного права, следует вместе с тем отметить его в целом
одобрительное отношение к завоевательным войнам римской державы и ее
претензиям на мировую гегемонию.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и
праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и
христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его