Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
По предмету История Политических и правовых учений.
«Учение Цицерона о государстве и праве».
Студент 1-го курса факультета
Международных отношений, политических и административных наук
Бузату Иван
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права
находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего
учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное»
влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить
и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно-
правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского
государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами
современной ему социальной и политической действительности. В целом
творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении
Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в
области теории государства и права.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа
(res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение
людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих
людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью
интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только
как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было
характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как
согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое
образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков