Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена
в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за
их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного
распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно
власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей
и достаточно свободы у народа».
Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от
платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально
осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской
государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).
Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь желание,
оно «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бы
возможно усмотреть разумные основы гражданственности».
В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в
качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула) Цицерон
последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия
отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона состоял в
том, что он, отстаивая республиканские традиции и систему республиканских
учреждений, выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных
слоев римских граждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная»
позиция отчетливо проявилась и в политическом лавировании Цицерона между
«оптиматами» и «популярами» — приверженцами, условно говоря, двух линий
политической ориентации соответственно на верхи и низы общества. Сознавая
различие целей оптиматов и популяров, Цицерон вместе с тем развивал
представление о том, что подлинные интересы тех и других вполне могут быть
соединены и учтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон, после избрания
его на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии) как
истинного защитника народа, как консула-популяра.
С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует
все. же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен
основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую
он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут