Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая  опасность  крена

в сторону того или иного начала смешанной государственности  и  выступая  за

их  взаимное  равновесие,   он   подчеркивал   необходимость   «равномерного

распределения прав, обязанностей и полномочий    с  темчтобы  достаточно

власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих  людей

и достаточно свободы у народа».

      Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в  отличие  от

платоновских  проектов  идеального  государстваЦицерон   считал   реально

осуществимойподразумевая  при  этом  практику   римской   республиканской

государственности  в  лучшую  пору   ее   существования   («при   предках»).

Платоновское же государство это, скорее, не реальностьа  лишь  желание,

оно «не такое, какое могло  бы  существоватьа  такоев  каком  было  бы

возможно усмотреть разумные основы гражданственности».

      В своем творчестве и в своей практической политической деятельности (в

качестве   квестора,   сенатора,   эдила,   претора   и   консула)   Цицерон

последовательно выступал за строй сенатской республики, против  полновластия

отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

      Смысл «срединного» характера политической позиции Цицерона  состоял  в

том, что он, отстаивая республиканские традиции  и  систему  республиканских

учреждений, выступал  под  лозунгом  «всеобщего  согласия»  всех  социальных

слоев римских  граждан  в  рамках  «общего  правопорядка»Эта  «срединная»

позиция отчетливо проявилась и в  политическом  лавировании  Цицерона  между

«оптиматами» и «популярами»   приверженцамиусловно  говорядвух  линий

политической ориентации соответственно на верхи и  низы  обществаСознавая

различие  целей  оптиматов  и  популяровЦицерон  вместе  с  тем  развивал

представление о том, что подлинные интересы тех и других вполне  могут  быть

соединены и учтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон, после  избрания

его на  народном  собрании  консуломаттестовал  (не  без  демагогиикак

истинного защитника народа, как консула-популяра.

      С учетом специфики практической политики и ее особой   логики  следует

все. же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом  оставался  верен

основным идеям и принципам той теоретической концепции государствакоторую

он развивал  в  своем  политическом  ученииКлючевая  роль  и  там  и  тут

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве