Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

томчто  все  они  неизбежнов  силу  присущей  им   односторонности   и

неустойчивости, находятся  на  «обрывистом  и  скользком  пути»ведущем  к

несчастью. Царская властьчреватая  произволом  единовластного  правителя,

легко вырождается тираниюа  власть  оптиматов  из  власти  наилучших  (по

мудрости и доблести) превращается в  господство  клики  богатых  и  знатных.

Хотя такая власть и продолжает ошибочно  именоваться  правлением  оптиматов,

но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем  та,

при  которой  богатейшие  люди  считаются  наилучшими».   Соответственно   и

полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к  пагубным  последствиям,

к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.

      Эти уродливые виды  властвования  (тирания  единоличного  владыки  или

толпыгосподство  кликиуже  не  являютсясогласно  Цицеронуформами

государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует  само  государство,

понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие  интересы  и

общеобязательное для всех право.

      Предотвратить  подобное  вырождение   государственности,   по   мнению

Цицеронаможно  лишь  в  условиях  наилучшего  (тесмешанного)   вида

государственного  устройстваобразуемого   путем   равномерного   смешения

положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо,   подчеркивал  он,

желательно, чтобы в  государстве  было  нечто  выдающееся  и  царственное,

чтобы одна часть власти была уделена  и  вручена  авторитету  первенствующих

людей, а некоторые дела  были  предоставлены  суждению  и  воле  народа»В

качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон  отмечал

прочность государства и правовое равенство его граждан.

      Как путь к смешанной  форме  правления  Цицерон  (вслед  за  Полибием)

трактовал  эволюцию  римской  государственности  от  первоначальной  царской

власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он  видел  в

полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти  оптиматов    в

полномочиях сената, народной власти   в  полномочиях  народных  собраний  и

народных  трибуновВ  этой  связи  Цицерон  восхищался  дальновидностью  и

мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и  призывал

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве