Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и
неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к
несчастью. Царская власть, чреватая произволом единовластного правителя,
легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по
мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных.
Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов,
но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та,
при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и
полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям,
к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.
Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или
толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами
государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство,
понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и
общеобязательное для всех право.
Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению
Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида
государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения
положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он,
— желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное,
чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих
людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». В
качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал
прочность государства и правовое равенство его граждан.
Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием)
трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской
власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в
полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в
полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и
народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и
мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал