Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
Следовательно, под «природой» как источником справедливости и права (права
по природе, естественного права) в его учении имеются в виду весь космос,
весь окружающий человека физический и социальный мир, формы человеческого
общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его тело
и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе» (в силу ее
божественного начала) присущи разум и законообразность, определенный
порядок. Именно данное духовное свойство природы (ее разумно-духовный
аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав, занимающий
подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе,
чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, по
Цицерону, подлинным источником и носителем естественного права.
Цицерон дает следующее развернутое определение естественного права:
«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе,
распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к
исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно,
однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не
запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или
запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона — кощунство;
сколько-нибудь ограничивать 1его действие не дозволено; отменить его
полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением
народа освободиться от этого закона не можем».
Этот «истинный закон» — один и тот же везде и всегда, и «на все народы
в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем
будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей — бог, создатель,
судья, автор закона».
Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно не покоряется
данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который
неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежать
обычного людского наказания.
В своем учении о естественном праве Цицерон находился под большим
влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это