Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

Следовательно, под «природой» как источником справедливости и  права  (права

по природе, естественного права) в его учении имеются в  виду  весь  космос,

весь окружающий человека физический и социальный  мирформы  человеческого

общения и общежития, а также само человеческое бытие, охватывающее его  тело

и душувнешнюю  и  внутреннюю  жизньВсей  этой  «природе»  (в  силу  ее

божественного  началаприсущи  разум  и   законообразность,   определенный

порядокИменно  данное  духовное  свойство  природы  (ее  разумно-духовный

аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный составзанимающий

подчиненное  и  второстепенное  место  (как  тело  по  отношению   к   душе,

чувственные части души по отношению к разумной  ее  частии  являетсяпо

Цицерону, подлинным источником и носителем естественного права.

      Цицерон дает следующее развернутое  определение  естественного  права:

«Истинный  закон    это  разумное   положение,   соответствующее   природе,

распространяющееся на всех людей, постоянное, вечноекоторое  призывает  к

исполнению долга, приказывая; запрещаяот  преступления  отпугиваетоно,

однако, ничего, когда это не  нужноне  приказывает  честным  людям  и  не

запрещает им и не воздействует на бесчестныхприказывая  им  что-либо  или

запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона   кощунство;

сколько-нибудь  ограничивать  1его  действие  не  дозволеноотменить   его

полностью невозможно, и  мы  ни  постановлением  сенатани  постановлением

народа освободиться от этого закона не можем».

      Этот «истинный закон» один и тот же везде и всегда, и «на все народы

в любое время будет распространяться один вечный и неизменный законпричем

будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей богсоздатель,

судья, автор закона». 

      Всякого, кто, презрев человеческую природу, своевольно  не  покоряется

данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от  самого  себякоторый

неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже  ему  удастся  избежать

обычного людского наказания.

      В своем учении о естественном  праве  Цицерон  находился  под  большим

влиянием соответствующих  идей  ПлатонаАристотеля  и  ряда  стоиковЭто

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве