Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

      В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание

анализу различных  форм  государственного  устройствавозникновению  одних

форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.

      Критерии   различения   форм   государственного   устройства   Цицерон

усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В  зависимости

от числа правящих он различал три простые формы правленияцарскую  власть,

власть оптиматов (аристократию) и  народную  власть  (демократию).  «И  вот,

когда верховная власть находится в руках  у  одного  человекамы  называем

этого одного царем, а такое государственное устройство    царской  властью.

Когда она находится в руках у выборныхто  говорятчто  эта  гражданская

община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь  ее  так  и  называют)

является такая община, в которой все находится в руках народа».

      Все эти простые формы  (или  видыгосударства  не  совершенны  и  не

наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть  вполне  прочны,

если только сохраняются те основы и  связи  (в  том  числе    и  правовые),

которые впервые накрепко  объединили  людей  в  силу  их  общего  участия  в

создании  государстваКаждая  из  этих  форм  имеет  свои  достоинства   и

недостатки. В случаеесли  бы  предстоял  выбор  среди  нихпредпочтение

отдается  царской  властиа  на  последнее  место   ставится   демократия.

«Благоволением  своим,  пишет  Цицерон  нас  привлекают  к  себе  цари,

мудростью оптиматы, свободой народы». Перечисленные  достоинства  разных

форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть  в  их  совокупности,

взаимосвязи и единстве представлены  в  смешанной  (а  потому  и  наилучшей)

форме  государстваВ  простых  же  формах  государства   эти   достоинства

представлены односторонне, что  и  обусловливает  недостатки  простых  форм,

ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к  смене  форм

власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

      Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицеронув

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве