Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание
анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних
форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон
усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости
от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть,
власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот,
когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем
этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью.
Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская
община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)
является такая община, в которой все находится в руках народа».
Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не
наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны,
если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые),
которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в
создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и
недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение
отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.
«Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к себе цари,
мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства разных
форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности,
взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей)
форме государства. В простых же формах государства эти достоинства
представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм,
ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм
власти, к их вырождению в «неправильные» формы.
Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в