Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

той юридизации  понятия  государствакоторая  в  последующем  имела  много

приверженцев,   вплоть   до   современных   сторонников   идеи    «правового

государства». Основную причину происхождения государства  Цицерон  видел  не

столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия),  сколько  в  их

врожденной  потребности  жить  вместеРазделяя  в  этом  вопросе   позицию

АристотеляЦицерон  отвергал   широко   распространенные   в   его   время

представления о договорном характере возникновения государства.

      Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном  роли  семьи  как

первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и  естественным  путем

возникает  государствоОн  отмечал   изначальную   связь   государства   и

собственности и разделял  положение  стоика  Панетия  о  томчто  причиной

образования   государства   является   охрана    собственности.    Нарушение

неприкосновенности   частной   и   государственной   собственности   Цицерон

характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

      Возникновение государства (также и права) не  по  мнению  и  произволу

людей, а согласно всеобщим требованиям  природыв  том  числе  и  согласно

велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что  по  своей

природе и сущности они (государство и право) носят божественный  характер  и

основаны  на  всеобщем  разуме  и  справедливостиИзучение  всей  природы,

отмечал Цицерон, приводит к пониманию тогочто  «всем  этим  миром  правит

разум». Данное положениесформулированное  еще  древнегреческим  философом

Анаксагоромиспользуется  Цицероном  для  обоснования   своего   понимания

«природы» как обусловленного и  пронизанного  божественной  волей  всеобщего

источника разумных и справедливых  установлений  и  действий  людейИменно

благодаря томучто  люди  самой  природой  наделены  «семенами»  разума  и

справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных  начал,

стало возможным само  возникновение  упорядоченного  человеческого  общения,

добродетелей, государства и права.

      Разум высшая и лучшая часть души,  «царский  империй»обуздывающий

все низменные чувства и страсти в  человеке (алчность, жажду власти и  славы

и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал  Цицерон,  «при  господстве  мудрости

нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве