Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много
приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового
государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не
столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их
врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе позицию
Аристотеля, Цицерон отвергал широко распространенные в его время
представления о договорном характере возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как
первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем
возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и
собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной
образования государства является охрана собственности. Нарушение
неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон
характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.
Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу
людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно
велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей
природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и
основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы,
отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит
разум». Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом
Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания
«природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего
источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно
благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума и
справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал,
стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения,
добродетелей, государства и права.
Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий
все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы
и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости
нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».