Учение Цицерона о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.21 Кб (Скачать)

влияние заметно и там, где он видит  существо  и  смысл  справедливости  (и,

следовательноосновной  принцип  естественного  правав  томчто  «она

воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».

      Справедливость, согласно Цицерону, требует  не  вредить  другим  и  не

нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости  отмечал

он, состоит в том, чтобы никто никому не  вредилесли  только  не  будет

спровоцирован на это несправедливостьюа  затемчтобы  все  пользовались

общей собственностью как общей, а частной как своей». С  этих  позиций  он

отвергал такие акции  римских  популяровкак  кассация  долговущемление

крупных землевладельцев и  раздача  своим  приверженцам  и  плебсу  денег  и

имущества, отнятых у законных владельцев.

      Естественное  право  (высшийистинный  закон),  согласно   Цицерону,

возникло «раньше, чем какой бы то ни было  писаный  законвернеераньше,

чем какое-либо государство вообще  было  основано»Само  государство  (как

«общий правопорядок») с его установлениями  и  законами  является  по  своей

сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

      Отсюда   вытекает   требование,   чтобы   человеческие    установления

(политические   учреждения,   писаные   законы   и   т.д.)   соответствовали

справедливости и праву, ибо последние не  зависят  от  мнения  и  усмотрения

людей.

      Право  устанавливается  природойа  не  человеческими  решениями   и

постановлениями.  «Если  бы  права  устанавливались   повелениями   народов,

решениями первенствующих людей, приговорами судей,   писал  Цицерон  то

существовало  бы  право  разбойничать,   право   прелюбодействовать,   право

предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать  одобрение

голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый  людьмине  может

нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из  зла,

честное из позорного.

      Свои   общие   представления   о    справедливых    законах    Цицерон

конкретизировал  в  предлагаемых  им  проектах  законов  о   религии   и   о

магистратах. Имея в виду универсальный  характер  этих  законовон  писал:

«Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и  для  всех

Информация о работе Учение Цицерона о государстве и праве