Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:47, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор,
юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве
значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти
вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд
политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных
политических и судебных речах.
влияние заметно и там, где он видит существо и смысл справедливости (и,
следовательно, основной принцип естественного права) в том, что «она
воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними».
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не
нарушать чужую собственность. «Первое требование справедливости, — отмечал
он, — состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет
спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались
общей собственностью как общей, а частной — как своей». С этих позиций он
отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление
крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и
имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону,
возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше,
чем какое-либо государство вообще было основано». Само государство (как
«общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей
сущности воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления
(политические учреждения, писаные законы и т.д.) соответствовали
справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения
людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и
постановлениями. «Если бы права устанавливались повелениями народов,
решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писал Цицерон, — то
существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право
предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение
голосованием или решением толпы». Закон, устанавливаемый людьми, не может
нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла,
честное из позорного.
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон
конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о
магистратах. Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал:
«Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех