Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Дальнейшее развитие
Афинского государства тесно
связано с борьбой широких
народных масс - демоса с господством
родовой аристократии, долговым рабством
и другими формами закабаления.
Решающими этапами в
Афинский аристократ Солон своими реформами
запретил долговое рабство для граждан и вернул
очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах
могли стать только пленные.
Политическая реформа Солона устанавливала
имущественный ценз и была направлена на уничто-
жение наследственных привилегий знати, замену
привилегий происхождения привилегиями богат-
ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин
могли участвовать в управлении государством.
Солон закрепил деление граждан на четыре
разряда по имущественному признаку. Самые бо-
гатые были причислены к первому разряду. Просто
богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан
получали право замещения всех важнейших постов
в государственном аппарате, но архонтами и каз-
начеями могли становиться лишь представители
первого разряда. Третий разряд составили гражда-
не среднего достатка. Все прочие - феты - были
зачислены в один четвертый и последний разряд.
По предложению Солона высшим органом власти
было афинское Народное собрание. Оно было
самым высоким органом власти и получало самые
широкие полномочия: принимало законы, решало
законы о войне и мире, заключало или расторгало
договоры с другими полисами, избирало должност-
ных лиц и проверяло их работу. В Собрании каж-
дый имел право высказаться и каждый вопрос тща-
тельно обсуждался. Были созданы два новых органа:
совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд
присяжных.
Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние
на Народное собрание и прямо ограничивал власть
ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным
органом одновременно. В народном собрании участ-
вовали все
разряды свободного населения.
28.органы власти в афинском государстве
4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.
Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.
Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.
5. Высшим
судебным органом была
гелиэя, действовавшая под руководством
коллегии архонтов. Гелиэю составляли
6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно
избиравшихся по жребию архонтами из числа
полноправных граждан не моложе 30 лет.
Гелиэя разбирала наиболее важные частные
дела афинских граждан, государственные
дела, спорные дела между союзниками и
все важные дела граждан союзных государств.
Помимо судебных функций гелиэя также
выполняла функции в области законодательства.
Прочими судебными органами в Афинах были
несколько других коллегий, каждая из
которых разбирала лишь определенные
дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии
эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
31.древнейшее римское право
Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".
Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.
Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.
Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. Земли и количество скота, выпасаемого на общественных пастбищах.
К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.
Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – реc манципи и рее нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.
Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь.
Все другие вещи,
даже и драгоценные, переходили с
помощью простой традиции, то есть
бесформальной передачи на условиях,
установленных договором купли-
Старый раб, как и старая лошадь требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза – традиции
Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.
Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.
О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.
Издревле в
Риме существовали три формы бракозаключения:
две древнейших и одна сравнительно
новая. Древнейшие свершались в торжественной
обстановке и отдавали женщину-невесту
под безграничную власть мужа. В
первом случае брак совершался в религиозной
форме, в присутствии жрецов, сопровождался
поеданием специально изготовленных
лепешек и торжественной
Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени
легиксакционный процесс
33.развитие частного права в древнем Риме
С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщест-венный характер священных законов — в центре правовой системы теперь стояли интересы гражданина полиса в их единстве с интересами римского народа. Понемногу в системе права сложились особые традиции регулирования того, что касалось интересов единичного гражданина, и того, что касалось интересов республики. Главной чертой системы было разграничение на право публичное и на право частное.
Частное право
— то, что принято называть гражданским
правом и, отчасти, процессуальным правом;
главное внимание в нем сосредотачивалось
на охране личного статуса и
Охватывая в совокупности сферы охраны и личных, и имущественных прав гражданина, частное право Рима создавало как бы особый правовой мир индивидуальной автономии, подчиненной принципам юридической независимости и свободы жизненного усмотрения полноправного лица. Считалось, что «никто не понуждается действовать против своих желаний» и что «кто пользуется своим правом, никому не вредит».
Такие общие
начала подхода к защите обособленных
интересов гражданина определили значительное
своеобразие важнейших
Брачно-семейное право
В раннем римском праве брак был в значительной степени обусловлен началами родового быта и священных законов. Ни о каком, даже приблизительном, равенстве ни супругов, ни вообще членов семьи в праве речи не шло. Существенными были и внутрисословные различия в брачных институтах.