Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История"
Раздел I. Русь Древняя и средневековая
Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.
Вопрос 1. Русь изначальная.
Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.
Вопрос 3. Киевская Русь в Х—ХI вв.
Тема: Русские земли в XII—XIV вв.
Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.
Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—XIII вв.).
Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.
Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.
Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.
Тема: Образование
единого Российского
Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.
в единое государство.
Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.
Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.
Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV—XV в. Образование единого государства России.
Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI — начале XVII в.
Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.
Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Вопрос 14. Опричнина.
Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV—XVI вв.
Вопрос 16. Россия на рубеже XVI—XVII вв. Смутное время.
Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).
Тема: Исторические судьбы России в XVII в.
Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.
Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.
Вопрос 19. Церковный раскол.
Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.
Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.
Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.
Тема: Эпоха Петра I. Рождение империи.
Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.
Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.
Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.
Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.
Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.
Вопрос 28. Северная война 1700—1721 гг.
Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.
Тема: Российская империя в XVIII столетии.
Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.
Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.
Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.
Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Вопрос 34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.
Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIII в.
Тема: Российская империя в первой половине XIX в.
Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.
Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1812 гг. Реформы М. Сперанского.
Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.
Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812—1825 гг. Движение декабристов.
Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855).
Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 — 50-е годы).
Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.
Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.
Тема: Россия во второй половине XIX в.
Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в.
Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.
Вопрос 47. Общественное движение в 60 — начале 80-х годов XIX в. Народничество.
Вопрос 48. Внешняя политика России в 60—70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80—90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.
Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.
Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).
Раздел I. Русь древняя и средневековая
Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Вопрос 1. Русь изначальная
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения.
В. Религия восточных славян.
А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.
1. Славяне — крупнейшая
в Европе группа родственных
народов, объединенных
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.
2. Древнейшие исторические
сведения о славянах, известных
тогда под именем «венедов»,
относятся к 1—11 вв. н. э. и
встречаются в трудах греко-
3. Древние славяне
населяли Центральную и Восточн
> западные славяне — поляки, чехи, словаки;
> южные славяне —
болгары, сербы, хорваты,
> и самая большая,
третья ветвь — восточные
Б. Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения
1. В середине I тысячелетия
племена восточных славян
2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:
> поляне — по среднему течению Днепра;
> древляне — на
северо-западе, в бассейне реки
Припять и в Среднем Поднепровь
> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;
> дреговичи — между реками Припять и Березина;
> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;
> кривичи — в верховьях
Западной Двины, Днепра и
> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;
> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;
> радимичи — на Соже и Десне;
> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;
> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;
> белые хорваты — в предгорьях Карпат.
3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.
4. Основу хозяйственной
жизни восточных славян
Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.
Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.
Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.
В. Религия восточных славян
1. Эпохе первобытнообщинного
строя у восточных славян
2. Возникнув в глубокой
древности, когда еще только
начало формироваться человечес
На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны».
Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия.
Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод.
Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.
В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место.
Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей.
Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу.