Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".

Работа содержит 1 файл

игпзс зачет.docx

— 81.59 Кб (Скачать)

3.общественный  и государственный  строй вавилона

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

• царских;

• храмовых;

• частновладельческих.                        

  Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить

ущерб.

Рабы не имели  права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

  Свободное население  Вавилона делилось на:

• полноправных (авилум);

• неполноправных (мушкену).

Основную массу  населения составляли полноправные свободные граждане- авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные

повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные

зажиточные общинники  становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Другую часть  населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным  делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

• первое место  занимали придворные служащие - царские телохранители и

высшее жречество;

• далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"-- различного

рода военнослужащие;

• в соответствии с государственным значением  религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

• высокое положение  в обществе занимало чиновничество;

• низшие ступени  профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском  обществе до правления Хаммурапи  ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской  власти привело к ограничению  судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

    В  нововалиноском обществе в храмовые  советы, осуществлявшие судебные  функции включались представители народных собраний        
 
 
 

4.общественный  и государственный  строй древнего  египта

  В период Раннего  царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением

ее носителей.

В период Раннего  царства в руках государства  находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской

долине.

2. Особенность  государственного строя Древнего царства заключается в

централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась

в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия  по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -

проводились под  его общим руководством. Авторитет  фараона укреплялся при помощи религиозной  идеологии

обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие  должности в государстве - верховных  сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным  лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная,

служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой  государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать  отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство  сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство  от предков. 

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой

древний племенной  союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники.

Общины владели  землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах. В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень.

Социальное и  имущественное расслоение населения  уже было четко определено. 
 

5. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Как и любая  другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод  исследования, которые тесно соотносятся  друг с другом.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

деятельности  и практического воздействия  людей.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох,

которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом  изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной

исторической  обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных  стран в историческом развитии, в  определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так  и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.  
 

8. Государственное устройство Вавилона

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском  обществе до правления Хаммурапи  ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской  власти привело к ограничению  судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"