Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".

Работа содержит 1 файл

игпзс зачет.docx

— 81.59 Кб (Скачать)

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом,

том числе большой  автономией. Ими управляли царевичи. Для проверю царевичами действий местных чиновников существовал  институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии.

Деревня была низшей единицей провинциального управления.

3. В Древней  Индии существовали две системы судов:

• царские;                                                       

• внутриобщинные (кастовые).       

             Высшей судебной инстанцией был  царский суд, в котором участвовав сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахман и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.     

 Начиная с  десяти деревень, во всех административных  единицах должна была назначаться  судебная коллегия из трех  судейских чинов. Кроме того, уголовные  дела разбирали специальные судьи.  Борьбой с преступлениями в  городах занимались городские  власти. Большинство дел рассматривали  общинные кастовые суды.

4. Войны и  грабеж других народов рассматривались  как один из главных источников  процветания государства. В связи  с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников:

• наследственные воины - кшатрии;

• наемники;

• воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также  несла функции по охране общественного  порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности. 

1. Разложение  первобытнообщинного строя и  развитие общественного и имущественного  неравенства привело к появлению  сословий – варн. Всё свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением

 рабовладельческого  государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией.

 В соответствии  с Законами Ману существовали  следующие варны:

брахманы - члены жреческих родов;

кшатрии - военная аристократия;

вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах.

В компетенцию  первых двух варн входило государственное  управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством,

 ремеслом  и торговлей. Шудры должны были  находиться в услужении у трех  высших варн.

С течением времени  сословия становились все более  замкнутыми. Этому способствовали:

строгая эндогамность - заключение браков между представителями  одной варны;

определенная, наследственно  закрепленная профессия;

поклонение одним  богам.

Переход из одной  варны в другую строго запрещался. Ограничивалась

возможность смешанных  браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости  от его принадлежности к  определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену  низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот.

 Впоследствии, с превращением свободных общинников  в зависимых крестьян, вайшьи  стали по значению приближаться  к шудрам, а две первые касты  - касты знати - обособились от  двух низших.

2. Важнейшим  компонентом социального, общественного  и  экономического строя в  Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления.

Со временем все большее значение приобретали  главы деревни. Вначале глава  общины выбирался на собрании общинников, затем

утверждался государственной  властью, постепенно превращаясь в  ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

• верхушка, эксплуатировавшая  рабов и наемных работников;

• общинники, которые  сами работали на своих участках;

• разорившиеся общинники, которые лишались земли  и орудий труда и были вынуждены  работать в качестве арендаторов.                 Деревенские ремесленники также  занимали различное положение:

• ремесленники, которые работали самостоятельно и  имели собственные мастерские;

• ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

3. Рабство Древней  Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, рейдовых и кастовых связей.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике  Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и  рабов, поскольку, хотя это государство  и было рабовладельческим, но варны  заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие  разряды рабов:              

• захваченные  под знаменем (военнопленные);

• рабы за содержание;

• рабы, рожденные  в доме хозяина; 

  • купленные;
  • подаренные;
  • доставшиеся по наследству;
  • рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие  законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. 
 

20.формирование  китайской государственности.власть  и управление

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость  удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс  складывания государства.

Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени  трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся  сосредоточением высшей государственной  власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном  аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков  налогов и др. - профессиональные чиновники.

Высшую ступень  социальной иерархии занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть  населения составляли свободные  общинники. В период государства  Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли  владеть как частные лица, так  и государство. Источниками рабства  являлись: военный плен, продажа  за долги, обращение в рабство  за некоторые преступления, получение  рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли  иметь ни семьи, ни имущества.

В период царства  Чжоу царь по-прежнему является верховным  собственником земли, но владения рабовладельческой  знати постепенно превращаются в  частную собственность, которую  можно было отчуждать, сдавать в  аренду, закладывать. Для простых  общинников продолжала сохранять свое значение община.

В период Чжоу китайское  государство претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете  распалось на отдельные самостоятельные  государства, которые вели между  собой постоянную борьбу. [Подробнее  об этом периоде читайте: Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994. С.46-69].

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Но и это  государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209"г. до н.э. циньской монархии.

Один из руководителей  восстания, сельский староста Лю Бал  стал основателем новой династии Хань.

Царями новой  династии были предприняты неоднократные  попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором  Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число  рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 гектаров земли и 200 рабов.

21.доктрина  легизма в китае

Наибольшее влияние  на развитие права Китая оказали  конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен  появлением многочисленных сборников  права.

Виды собственности  в Древнем Китае характеризовались  эволюцией от общинных форм к частной  собственности, прежде всего на землю  и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной  собственности как не землю, так  и на рабов.

Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием  договорной практики. При совершении торговый сделок требовалось заключение договора в письменной форме, кроме  того уплачивалась денежная пошлина. С  развитием ростовщичества получает распространение договор займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора дарения, аренды земли, личного найма  и др.

Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений:

1) против государства  (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство,  выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение  телесных повреждений); 4) воинские (неявки  к установленному сроку на  место сбора, не проявление  мужества воином); 5) против собственности  (кража, грабеж, убой чужого скота).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"