Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".
Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались -цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий - полгода, и консула во время ведения военных действий).
Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению, право суд и назначения наказания - у диктатора, консула и претора; диктатор мог приговорить к смертной казни без права на обжалование, консул - его приговор мог быть оспорен в центуриатном собрании; претор не мог) и общая (право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их неисполнение).
Консулы - 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.
Преторы - исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский) руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III-II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и издавали соответствующие эдикты.
Квесторы - помощники
консулов ведали государственной казной,
хранили государственные
Эдилы - (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.
Коллегии "26 мужей"
(5 коллегий) надзирали за тюрьмами,
чеканкой монеты, очисткой дорог и
некоторыми судебными делами. Плебейские
трибуны сначала защищали плебеев
от произвола патрициев, наблюдали
за законностью, защищали несправедливо
обиженных граждан, обладали правом
вето на действия любых магистратов,
вносили законодательные
Армия - народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы); легионы (командовали военные трибуны); отряды конницы (командовали декурионы).
Постепенно различие
в правовом положении патрициев
и плебеев было уничтожено. К III в.
до н.э. окончательно сложился римский
государственный строй в форме
аристократической
Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц.
Важнейшее значение
имели трибутные комиции, которые
в ранний период были собранием только
плебеев, а затем всех граждан
данной трибы. К ним перешло издание
законов.
Народное собрание
созывалось сравнительно редко, вопросы
текущей политики разрешались сенатом,
который был важнейшим оплотом
аристократии, исполнительная власть
принадлежала магистрам. Магистраты и
сенат пользовались фактически всей
полнотой государственной власти в
Римской республике, которая получила
ярко выраженный аристократический
характер. В ведении сената находились
финансы, внешняя политика, военное
дело, вопросы культа. Римские магистры
были выборные, коллегиальные, краткосрочные
(обычно годичные) и безвозмездные.
Кроме обычных магистратур, при
чрезвычайных обстоятельствах назначался
диктатор, которому вручалась вся
верховная военная и
14.закрепление системы варн в законах ману
Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.
Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".
С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.
Для каждой варны
была сформулирована своя
дхарма, т.е. закон образа
жизни.
15.реформы с. Туллия и образование римского государства
Государственная
надстройка, отражая и закрепляя
в интересах экономически-
1. Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов , возникновения новых органов государственной власти.
2. Римская республика
( III - I века до н.э. ). В этот период
ранней Республики шел процесс
укрепления римского
3. Римская империя
(I век до н.э. - V век н.э.) - это
период глубоких социальных
Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную , хозяйственную общность людей . В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.
Развитие производительных
сил привело к возникновению
частной собственности
На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.
Организация власти
выступает в виде военной демократии,
т.к. война и организация для
войны становятся регулярными функциями
общественной жизни. Военноначальник
является необходимым должностным
лицом. Избравшая ею родовая знать
и образует совет при военноначальнике,
совет воинов.
В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.
Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.
Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин , а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.
Браки между
патрициями и плебеями не признавались
законными.
реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.
Она заложила основы
новой организации римского общества
не по родовому, а по имущественному
и территориальному признаку. Итогом
сословной борьбы плебеев с патрициями
явилось то, что родовой строй
был подорван разделением на классы
и заменен государственной
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её.
Война и организация
для войны были регулярными функциями
общественной жизни; публичная власть
сосредоточилась в руках
Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам.
Также реформа
позволила создать мощную, обученную
армию Древнего Рима, чтобы вести
захватническую политику.
19.общественный и государственный строй древней индии
Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:
паришад - совет царских сановников;
тайный совет;
раджа-сабха, или царский совет.
В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она уже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.
2. В эпоху
Маурьев государство имело
- главные провинции;
- обычные провинции (джанапады);
- области (прадеши);
- деревни.