Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".

Работа содержит 1 файл

игпзс зачет.docx

— 81.59 Кб (Скачать)

Магистратом мог  быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались -цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий - полгода, и  консула во время ведения военных  действий).

Власть магистратов: высшая (военная власть, право заключать  перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать  к их исполнению, право суд и  назначения наказания - у диктатора, консула и претора; диктатор мог  приговорить к смертной казни  без права на обжалование, консул - его приговор мог быть оспорен  в центуриатном собрании; претор не мог) и общая (право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их неисполнение).

Консулы - 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной  части, в войну один оставался  в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали  военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.

Преторы - исполняли  судебную власть. Преторы (городской  и перегринский) руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III-II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет, они  составляли списки граждан для распределения  их по трибам и разрядам, наблюдали  за нравственностью и издавали соответствующие  эдикты.

Квесторы - помощники  консулов ведали государственной казной, хранили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами  и расследованием некоторых уголовных  дел.

Эдилы - (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.

Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и  некоторыми судебными делами. Плебейские трибуны сначала защищали плебеев  от произвола патрициев, наблюдали  за законностью, защищали несправедливо  обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения  в народные комиции.

Армия - народное ополчение, которое формировалось  по разрядам: центурии (командовали  центурионы); легионы (командовали военные  трибуны); отряды конницы (командовали  декурионы).

Постепенно различие в правовом положении патрициев  и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский  государственный строй в форме  аристократической рабовладельческой  республики.

Центуриатные  комиции решали вопросы войны  и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц.

Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые  в ранний период были собранием только плебеев, а затем всех граждан  данной трибы. К ним перешло издание  законов. 

Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы  текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом  аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам. Магистраты и  сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в  Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический  характер. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное  дело, вопросы культа. Римские магистры были выборные, коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при  чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся  верховная военная и гражданская  власть сроком на 6 месяцев. 
 

14.закрепление  системы варн в  законах ману

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в  форме двустиший (шлок). Непосредственно  правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в  главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление  существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение  согласно религиозному учению варн, указывается  на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная  окраска всех его положений.

Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным  оформлением рабовладельческого государства  деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно  существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих  уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер  и шудр - из ступней.

Для каждой варны  была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни. 
 

15.реформы  с. Туллия и  образование римского  государства

Государственная надстройка, отражая и закрепляя  в интересах экономически-господствующего  класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения . Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие  периоды:

1. Разложение  родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна  ожесточенная сословная борьба  между патрициями и плебеями, появления классов , возникновения  новых органов государственной  власти.

2. Римская республика ( III - I века до н.э. ). В этот период  ранней Республики шел процесс  укрепления римского рабовладельческого  государства и распространения  ею господства вначале на весь  Апеннинский полуостров, а затем  и на многие тер-рии Средиземноморья.  Вследствие этого во время  поздней Республики старые органы  государственной власти оказались  неспособными удерживать в повиновении  эксплуатируемые массы свободных  граждан и рабов , а также  осуществлять управление захваченными  территориями. Этот период сопровождался  усилением классовой борьбы . Это  привело к кризису Римской  империи.

3. Римская империя  (I век до н.э. - V век н.э.) - это  период глубоких социальных потрясений  римского общества. На первом  этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого  хозяйства. Войны ведутся лишь  на окраинах Империи. Бурно  развивается экономическая жизнь  провинций. Но обострение классовой  борьбы, углубление кризиса рабовладельческой  системы привело к установлению  военной диктатуры. Восстания  рабов и гражданские войны  потребовали установления жестких  мер для охраны классового  господства рабовладельцев.

Процесс возникновения  древнеримского государства был  весьма длительным и отличается большой  сложностью. Родовая община представляла собой родственную , хозяйственную  общность людей . В течении длительного  времени такая община была и ячейкой  общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и  разрешались дела, представляющие общий  интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению  частной собственности отдельных  семей. Богатеющие семьи получали возможность  эксплуатировать своих сородичей  и соплеменников.

На смену родовой  общине приходит сельская, соседская  община, которая объединяла людей  не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные  обряды. Родовой строй превратился  в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для  войны становятся регулярными функциями  общественной жизни. Военноначальник  является необходимым должностным  лицом. Избравшая ею родовая знать  и образует совет при военноначальнике, совет воинов. 

В этот период римская  община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены  римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось  римским народом. Они сообща владели  землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи - это  население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин , а также из чужестранцев. Поэтому  они стояли вне родовой организации  римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных  собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между  патрициями и плебеями не признавались законными. 

реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй  был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской  общине.

Тем не менее, родовой  строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её.

Война и организация  для войны были регулярными функциями  общественной жизни; публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных  граждан. Военная организация воплощала  главную силу власти господствующего  класса и играла ведущую роль внутри государства.

Для оформления и утверждения государства в  Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам.

Также реформа  позволила создать мощную, обученную  армию Древнего Рима, чтобы вести  захватническую политику. 
 
 

19.общественный  и государственный  строй древней  индии

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой  государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял  во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

паришад - совет  царских сановников;

тайный совет;

раджа-сабха, или  царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она уже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

2. В эпоху  Маурьев государство имело следующее  административно-территориальное деление:

- главные провинции;

- обычные провинции  (джанапады);

- области (прадеши);

- деревни.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"