Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".

Работа содержит 1 файл

игпзс зачет.docx

— 81.59 Кб (Скачать)

Основной  целью наказания  было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: "мосин" - клеймение тушью на лице, "исин" - отрезание носа, "фэйсин" - отрезание ног, "чужин" кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" - отрубание головы. Кроме того применялись такие наказания как битье палками и плетьми. отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п.

Суд в Китае не был  отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным 

24.формирование  спартанского государства

реди полисов  Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и  политический режим уникальны и  даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его весьма своеобразных традиций. 

Название государства  произошло от города, основанного  в Х в. до н.э. на левом берегу р. Ефрот. Во внешних сношениях Спарту называли Ла-кедемон. Судя по всему, в  архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и  развивалась, как и другие дорийские  племенные образования. В каждой из трех ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин. 

Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннесс, но постепенно спартанцы захватили  всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла  общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности  на землю и рабов содействовало  процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни  из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров. 

Разбогатевшая знать, верхушка спартанцев и ахейцев  превращалась в господствующее сословие, приобретая все новое имущество - в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений создавало  почву для эксплуатации и закабаления  общинников. Процесс классообразования  и формирования государства здесь  почти не отличался от процессов, подобных тем, что имели место  в Афинах перед реформами Солона. Но в Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В VII в. до н.э. нехватка плодородных земель стала ощущаться  особенно заметно. 

Начались войны  за захват Мессении, расположенной  в центре полуострова. В результате 2 мессенских войн под властью Спарты оказалась весьма обширная территория с многочисленным населением. Здесь  проживало 200 тыс. рабов-илотов, 32 тыс. периэков. Спартанцев - мужчин-воинов - было только 10 тыс. Войны, грабеж порабощенного  народа обогатили знать Спарты, среди  общины начались раздоры, аристократы  стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства  приняли широкие масштабы. Демос  и аристократия обособились и  противостояли Друг другу. Межплеменной антагонизм усиливал социальную напряженность. Спартанская община была на грани  развала. Диагноз ее состояния определил  легендарный Ликург: «Спарта - это  больное тело, пораженное всяческими болезнями», 

Спартанцы в  Мессении поработили население, большинство  которого принадлежало к дорийскому народу; победители и побежденные  говорили на одном языке, имели одну религию. Находясь в явном меньшинстве, в окружении огромной массы населения, которое люто ненавидело поработителей, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимали военные доспехи, не расставались с оружием. Доведенные до отчаяния рядовые спартанцы могли  пойти на крайние меры. Знать об этом догадывалась и, вероятно, предвидела опасность ее физического истребления, как это было в других полисах, при ранних тираниях. Чрезвычайно  сложная и опасная обстановка вынудила ее в начале VII в. до н.э. провести серию радикальных преобразований. 

По преданию, перепуганные правители Спарты несколько  раз обращались за помощью и советом  к мудрейшему Ликургу, который состоял  в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора 
 

25.реформы  ликурга в спарте

Реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового  характера. Их антиаристократическая  направленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как  бы растворилась в массе демоса. 

По реформам все спартанцы, призываемые в  ополчение, были наделены земельными участками (клерами).

Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок  нельзя было продать, подарить, -оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым  как бы утверждалась экономическая  основа «общины равных». Участки  обрабатывали илоты, обязанностью которых  было содержать спартанца и его  семью.

Илотию можно  рассматривать как специфическую  разновидность античного рабства. Особенность правового положения  илота в том, что он не был отделен  от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении.

Полноправные  спартанцы между собой считались  равными, большая ретра Ликурга  предусматривала довольно жестокий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу. 

Дети с 7 лет  воспитывались в гимнасиях, под  наблюдением наставников-педагогов. Мальчики содержались в суровых  условиях, их подвергали свирепой муштре; основная цель обучения - воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом  тростнике, ходили босые, прикрытые  одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях. 

По ночам юноши  делали засады на дорогах и убивали  запоздавших илотов. Их приучали к  жестокости. 

Девушки регулярно  занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми  матерями. Они прыгали как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.

Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого - усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель - иметь хороших воинов

В целом положение  женщин Спарты было сравнительно высоким. Они не знали многих забот по хозяйству - илоты доставляли продукты, детей  воспитывало государство. Мужья  часто гибли в войнах. Женщины  конкурировали с мужчинами в  понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели  приличное материальное обеспечение

Контакты с  внешним миром практически исключались. Государство было закрытым. Реформы, приписываемые Ликургу, в какой-то степени достигли цели: «община равных»  сохранялась; имущественное неравенство  сдерживалось и ограничивалось (до определенного периода) эффективными мерами.

Реформы Ликурга  в принципе признавали идею равенства, своеобразной демократии. Богатство  граждан осуждалось. Исключение делалось в тех случаях, если зажиточный спартанец  содержал за свой счет скаковых лошадей  и участвовал в конных состязаниях. 

Стремясь сохранить  иллюзию «всеобщего равенства», государство  поддерживало особый психологический  климат, в котором нормой и идеалом  сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая  экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ  и т. д. Обычной стала мелочная регламентация хозяйственной и  иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь  граждан и даже семейные отношения. 
 

26.организация  власти и управления  в спарте

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание -апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось  двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием.

Коллегия  эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в . их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право  привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе  и архонтов. Под руководством и  наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия  десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия  архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела. 
 
 

27.реформы  солона и образование  афинских государств

Афинское государство  возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие  государственных должностей; простых  земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично  свободные, но ограниченные в своих  политических и экономических правах.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"