Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История".

Работа содержит 1 файл

игпзс зачет.docx

— 81.59 Кб (Скачать)

    В  нововалиноском обществе в храмовые  советы, осуществлявшие судебные  функции включались представители народных собраний       городов, на территории которых  находились храмы. 
 

9.этапы  государственной  истории древнего  египта

Историю Древнего Египта принято делить на несколько  этапов. Современная египтология  в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

Додинастический период;

Раннее царство;

Древнее царство;

Первый переходный период;

Среднее царство;

Второй переходный период;

Новое царство;

Третий переходный период;

Поздний период, или Позднее царство;

Птолемеевский период. 

Додинастический Египет 

В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных  образований — номов — возникло два политических объединения —  Верхний Египет и Нижний Египет (со столицами в Иераконполе и  Буто). Создание единого государства  приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого  государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся  первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом. 

В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами  — на западе и кочевниками с  Синайского полуострова — на северо-востоке.

В XXVIII-XXIII веках  до н.э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось  во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам  был обожествлён. Выражением этого  было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и  Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все  фараоны (в титулатуре). 

Династический период

В XXIII-XXI веках  до н.э. Египет распадается на множество  номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились  правители южного города Фивы. Фиванский  фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого  Египта. 

В XXI-XVIII веках  до н.э.покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу  из Фив в Иттауи в Файюмском  оазисе. Новый распад Египта. 

В XVIII-XVI веках  до н.э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей  столицей город Аварис в восточной  части дельты Нила. Уничтожить владычество  гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя  их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего  могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут  направила экспедицию, в Древний  Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ  единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого  бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних  богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его  смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами  и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса. 

10.суд  и законы в древнем  египте

 Египетское  право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение  государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

• преступления религиозного характера - убийство священных  животных, чародейство;

• преступления против личности - убийство, членовредительство;

• имущественные  преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер. 
 
 

11.характеристика  законов хаммурапи

 Первая кодификация  законов Вавилонии, относившаяся  к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и

морализирующего элементов. Текст сборника состоит  из трех частей:

введение, в котором  Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи Законов;

• обширное заключение.

Источниками при  составлении сборника послужили:

обычное право;

шумерские судебники;

новое законодательство.

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался  на основе письменного договора  между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого

договора.

Главой семьи  был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное' ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось

иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную  власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон  и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В  качестве наследников выступали:                                     

•дети;                                                               

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают  усыновление детей);                                   

•внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия  преступления и перечня всех  деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:               

против личности;

имущественные;

против семьи.

К преступлениям  против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают  прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь  в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание  пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

•изгнание.

При определении  наказания за преступления, совершенные  против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась  та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость  украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие  основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца. 
 

12.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОЙ ДРЕВНЕГО  РИМА В ПЕРИОД  РЕСПУБЛИКИ

509 г. до н.э. - установление республиканского  строя после изгнания Тарквиния  Гордого. Организация власти в  этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря  на то, что республика значительно  разрослась. Сочетались аристократические  и демократические черты.

На основе происходившей  в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил  сложилась римская республиканская  конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных  его элементов сохранилось в  произведениях античных авторов.

Государственная организация отличается от родовой  тремя особенностями: наличием особого  аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а  также налогами, собираемыми для  содержания армии, должностных лиц  и т.д.

Высшим государственным  органом считается - народное собрание. У народного собрания было три  вида - комиций (от лат. соmitia - сходка); - куриатные; - центруриатные; - трибутные  комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено  в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций. 

Функции комиций  были разграничены достаточно четко, чем  и пользовалась в своих целях  правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат - контролировал  и руководил деятельностью народного  собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших  свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз  в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат  один из магистратов. Речи и решения  сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным  органом, его постановления - сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал  мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял  легионы между командующими.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"