Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
В основе политико-правовой доктрины Бентама лежат четыре постулата: смысл человеческой деятельности в получении удовольствия и исключения страдания; самый значимый критерий оценки всех явлений - полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи; нравственность создаётся всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; максимизация всеобщей пользы путём установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. Политико-юридические взгляды Бентама изложены в «Принципах законодательства» и «Фрагменте о правительстве ». У Бентамовского либерализма необычное лицо. Ядром либерализма принято считать свободу индивида, свободное пространство деятельности, самоутверждение индивида, обеспечиваемое частной собственностью и политико-юридическими установлениями. У Бентама в центре не свобода, а интересы и безопасность личности. Человек сам беспокоится о себе, о своём благополучии, сам определяет в чём его интерес.
А что касается свободы, то оно сродни своеволию и, следовательно, пагубно. Поэтому свобода и права личности - это зло. Права человека, неотъемлемые права человека - фикция. Естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали. То есть он был против теории естественного права. Бентам был против и различения права и закона. Те кто различает право и закон придают праву антизаконный смысл. Не разделяет он и тезис о договорном характере общества и государства, так как, полагал, что это положение бездоказательно.
В вопросах организации государственной власти Бентам стоял на демократических началах, осуждал монархию, особенно наследственную. По его мнению, правление государства должно быть в форме республики с тремя ветвями власти: законодательная (однопалатный парламент), исполнительная (чиновники, назначаемые парламентом и ответственными перед ним), судебная (выборные судьи, подчинённые только закону). Эти власти действуют сообща и независимо друг от друга.
О праве. Поскольку естественного права нет, то оно должно быть только волеустановленное, источник права - сумма удовольствий и страданий индивида, предпочтительным является прецендентное право. Закон- часть права, признанный государством как неизбежное зло. Господствует равенство интересов общества и индивида. Наказание - не возмездие, а устранение зла и восстановление права, нарушенного преступлением.
В целях демократизации
политической системы Бентам предлагал
расширить избирательные права (предоставить
их женщинам), с помощью инструментов
демократии: пресса, дискуссии, публичные
собрания - контролировать власть. Функции
правительства только охранительные
(безопасность и собственность). Оно не
имеет право определять, что есть счастье?
Заслуга
Бентама в стремлении освободить
законодательство от устаревших элементов,
привести его в соответствие с переменами.
Его соотношение законодательства с социальными
целями и балансом интересов, послужило
становлению социологической школы права,
а подход к соотношению естественного
права и закона - предвосхищал юридико-позитивистскую
школу права.
Б.
Либерализм во Франции
В условиях бурного развития капитализма во Франции её монархический государственный строй был уже не способен отменить завоевания революции, ликвидировавшей привилегии, установившей новую правовую систему.
Идеологи буржуазии основное внимание уделяют в этих условиях обоснованию "индивидуальных прав и свобод", усматривая при этом опасность не столько со стороны феодальной реставрации, сколько со стороны демократических теорий революционного периода.
Наиболее заметной фигурой либерализма во Франции был писатель и публицист Бенжамен Констан (1767 - 1830).
Бенжамен основное внимание уделяет личной свободе, понимаемой как свобода совести, слова, предпринимательства, частной инициативы. В связи с этим он различает политическую и личную свободы.
Политическая свобода - это свобода заниматься политикой, управлять государством, принимать законы. Это свобода древних, где государства небольшие, есть рабы, а значит и свободное время, голос каждого "слышим и значим". Но государство вмешивалось в их жизнь. Оно предписывало религию, нравы, вмешивалось в собственность, регламентировало хозяйственную деятельность.
Время изменило многое, сменился дух воинственный на коммерческий. Современные народы заняты промышленностью, торговлей, трудом и им не до политики. Они болезненно реагируют на вмешательство государства в их личные дела. Следовательно, свобода сегодняшних людей - это личная, гражданская свобода. Она предполагает независимость от власти, свободу слова, печати, совести, предпринимательства.
Констант был против вмешательства государства в заработную плату рабочих (откровенная защита эксплуатации). Особую опасность для "коммерческого духа" он видел в революционной теории народного суверенитета, как посягательства на индивидуальную свободу.
О формах правления. Констант осуждал любую форму где нет гарантий индивидуальных свобод: разделения властей и общественного мнения. Поэтому, он предполагал необходимым существование выборного (представительного) органа как органа выражения общественного мнения. Государственный режим он предлагал в форме конституционной монархии, где существует "нейтральная власть". Глава государства не только глава исполнительной власти (Монтескье), но участвует во всех ветвях власти, предупреждая конфликты, имеет право вето, роспуска выборной палаты, назначения членов наследственной палаты (пэров), помилования.
В парламент избираются
только богатые. Бедняки "слабы умом
как дети". Его теория, изложенная
в « Курсе конституционной
политики », длительное время была общепризнанной
доктриной буржуазии.
Эволюционизируя, либерализм
был вынужден признать положительные
функции государства: всеобщее образование,
здравоохранение, материальное обеспечение,
ставшие основой "неолиберализма".
Констан. Франция «курс конституционной политики».
Свобода: Политическая (Свобода заниматься политикой управлять государством, принимать законы), Личная (независимость от власти, свобода слова, печати, совести, предпринимательства).
Конституционная монархия.
«Нейтральная власть». Представительный
орган (палаты: Выборная, Пэров)
Бентам. Юрист Англия “Принципы законодательства”, “Фрагмент о правительстве”
Теория утилитаризма: Смысл человеческой деятельности в получении удовольствий и исключении страданий. Критерий оценки явлений – полезность. Цель развития человечества –всеобщая польза. Нравственность создается тем, что ориентирует на получение наибольшего добра. Индивид сам определяет в чем его интерес.
Республика. Власти: законодательная, исполнительная и судебная (Выборные судьи)
Право: Источник –
сумма удовольствий и страданий
индивида. Право(волеустановленное). Закон
часть права, признанный государством
как неизбежное зло.
По итогам буржуазных революций были проведены преобразования правовых систем, приспособив их к регулированию товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. И тогда буржуазные теоретики начали отказываться от теории естественного права. Отказ от представления о существовании рядом с позитивным правом естественного права, требующего его воплощения в законодательстве - есть юридический позитивизм. Произошло отождествление права с законом.
Вот это отождествление права с законом, преследовало идеологические и практические цели: защитить позитивное право от критики. Коль скоро позитивное право, есть право существующего гражданского общества (капиталистического), то эти законы критиковать нельзя, их надо выполнять. Всё вернулось на круги своя!
Позитивисты изначально отрицали иное право кроме позитивного. В их поле зрения не обычай, а закон, установленный властью, происхождение и обоснование закона не дело правоведения. Одним из первых в разработке теории юридического позитивизма был Джон Остин (1790 - 1859). Свои идеи он изложил в « Лекции о юриспруденции, или философии позитивного права » (1832г.). Дж. Остин считал, что термин "право" используется в самых различных случаях (мораль, религия ), что мешает точному определению предмета юриспруденции. И поэтому, он выделяет юриспруденцию в чистом виде, как науку о праве. Он имеет дело с законами или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения плохи они или хороши. В таком понимании приказ власти (право) обязателен для выполнения. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика (логика правовых конструкций). Естественное право есть только предположение и если его принимать, то оно несёт анархию. Тогда как позитивное право - гармонию, безопасность, создаёт прочный правопорядок.
Немецкий юрист К. Бергбом считал, что сущность любого права состоит в том, что оно действует. Он рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное. И источник права в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда Бергбом делает вывод о верховенстве закона.
"Отказом от оценочных суждений", юридический позитивизм выводил за пределы правоведения не только всю критику права, но и проблему его совершенствования. Вся теория юридического позитивизма основана применительно к правовому государству. К тому же проблематично обеспечить законность правотворческой деятельности государства, если само оно сила, творящее право.
Юридический позитивизм отвергает права человека вместе с теорией естественного права. Человек признавался лишь физическим лицом. На началах юридического позитивизма строились концепции либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии.
Характерным представителем
этого направления был
Главным, в его учении, было обоснование условий функционирования парламентского правления - наличие двух партий. Эсмен был против провозглашения права на материальное обеспечение, образование, труд, поскольку считал достаточным наличие индивидуальных прав для развития способностей человека. Он полагал, что депутат не зависит от избирателей и неподотчётен им, так как формирует общую волю, а не округа.
Избирательное право предоставить следует только "способным", поэтому он был против избирательных прав для женщин, выступал за ценз оседлости и имущества (к тому времени общепризнанные) и высокий возрастной ценз.
Таким образом, юридический
позитивизм, это правовая оболочка
капиталистических отношений. В
теоретическом плане он был основой
формально-догматической
Юридический позитивизм. Отказ от представлений о существовании рядом с позитивным правом естественного права требующего своего воплощения в законодательстве.
Цель: защитить позитивное право(буржуазное) от критики.
Остин (Англия, правовед) «лекции о юриспруденции или философии позитивного права» «юриспруденция выделяется в чистом виде как наука о праве. Основа- формальная логика (логика правовых конструкций) – Приказ власти (его право) обязателен.
Бергом (германия юрист) «юриспруденция и философия права». Право: Источник – суверенная власть; Нечто логически законченное и беспробельное.
Эсмен ( Франция, юрист)
«общие основания конституционного
права». Депутат не зависит от избирательного
окргуа. Обоснование условий
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ПРАВОВАЯ ОБОЛОЧКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"