Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Умер 1556 г., монах Афонского  монастыря

Правитель- Милосерден, правосуден, миролюбив. Ограничен божественными и положительными законами

Форма власти - Сословно – представительная монархия: царь и всесословный выборный “Вселенский  Совет”

Война допустима в  условиях обороны.Воина хорошо содержать  и нравственно воспитывать 

Иосифлян представлял  Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин, ок. 1439-1515 гг.) - церковный и общественный деятель Московского государства, игумен и основатель Волоколамского монастыря, богослов и публицист.

Центральным в его  учении было учение о власти. Он отделяет представление о власти как о божественном установлении от факта ее практической реализации главой государства. Властитель выполняет божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, поэтому может допускать ошибки. Ошибки могут погубить весь народ, т.к. “за государьское согрешение Бог всю землю казнит”. Поэтому власть неоспорима только в случае, если ее носитель основной задачей употребления власти видит благо подданных, в противном случае он “мучитель” и ему надо “оказать сопротивление”. Именно эти положения Иосиф выдвигал как программные, когда вел борьбу с великокняжеской властью, отстаивая имущественные права церкви. Одновременно Иосиф обосновал теорию о превосходстве духовной власти над светской. Царь не первое лицо в государстве, ибо “церкви подобает поклонятися паче, нежели царем или князем и друг другу”. 

В начале Иван III занимал  сторону нестяжателей, но после Соборов 1503-1504 гг. переориентировался на прочный  союз с церковью, где главенствовали иосифляне. Изменил свою позицию и Иосиф Волоцкий: его задача - возвеличить царя и доказать необходимость безоговорочного подчинения ему. Не отрекаясь от мысли, что “царь естеством подобен всем человекам”, но его божественное избранничество лишает простых людей возможности критиковать царя или князя. Что же касается монастырского стяжания, то оно обосновывалось необходимостью использовать церковное богатство на “благие дела”: строить монастыри и церкви, кормить монахов и подавать бедным. 

Победа “стяжателей” на Церковном Соборе 1503 г. не только усилила притязания иосифлян, но и определила формы совместной деятельности церкви и государства. В частности, одной из главных задач государства - помощь церкви в борьбе с еретиками. Обе партии внесли существенный вклад в развитие русской политической мысли. Если Нил Сорский первый поставил вопрос о недопустимости преследования людей за убеждения и образ мыслей, то Иосиф Волоцкий - о правомерности верховной власти, возможной утрате ее священного характера, если она реализуется с нарушением предъявляемых к ней требованиям. Мысли чрезвычайно плодотворны, ставшие основой демократических учений в России. 

Иосиф Волоцкий. Игумен основатель Волоколамского монастыря.

Власть – происхождение  наследственное. Употребление – законное. Сущность – божественная.

Нарушение элементов  власти вызывает утрату ее божественной сущности и иногда  ей можно оказать  сопротивление.

Светская власть – помогает церкви, преследует ее врагов. Не покушается на церковыные владения.

Церковь – поддерживает княжескую власть. Владеет имуществом (землей и крестьянами), использует труд крестьян. Цель – строительство храмов, содержание братства, подача милостыни.

Может оказывать неповиновение, если власть нарушает права граждан  и не заботиться о церкви.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Русские мыслители  о правовом государстве. Г.Ф. Шершеневич, Б.А.Кистяковский., С.А. Котляревский.

Котляровский. «власть  и право. Проблема правового государства»

Правовое государство: Государство обязательно примет облик првового государства. Назначение: Быть государством справедливости. Закон всегда справедлив. Способ его создания должен позволить достичь эту справедливость.

Принципы организации  деятельности: Недопустимость изменения  правопорядка без участия народного  представительства. Верховенство права а не Закона. Конституционный суд основной орган обеспечивающий реальную обоюдную ответственность государства и личности. 

Шершеневич: концепция  правого государства:

Атрибуты: разделение властей: исполнительная, законодательная, судебная. Неотъемлемые права личности. Правовое самоограничение власти. Верховенство закона. Гарантия – сдерживающая сила общественного мнения.

Пути формирования:

Государство должно ограничиться охраною субъективных прав. Строгое  определение полномочий органов  власти. Устранение произвола государственной  власти.

Определить пределы  свободы каждого и ограничить одни интересы от других. Необходимо установление норм объективного права.  

Кистяковский «Право как социальное явление», «Сущность  государственной власти», «Социальные  науки и право»

Гарантии справедливости судебных решений.: умение юриста сочетать право жизни и знание законов; беспристрастность судей; соразмерность наказаний преступлению; обоснованность выводов фактическим обстоятельствам дела; соответствие между целями законодательства и средствами, избираемыми для их достижения; равенство всех перед законом – Условия реализации справедливости в правовом  социалистическом государстве : власть подзаконна; существует народное представительство, каждый (в лице своего представителя) участвует в выработке законов и контроле за правительством; каждый отвечает за соблюдение правового порядка; достигнуто «полное единство государственной власти с народом» 

  1. Политико-правовая идеология анархизма. П.Ж. Прудон.

Одним из первых крупных  теоретиков анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Свои идеи он изложил в книге «Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти» (1840). Сущность социальной революции  Прудон видел в экономическом перевороте. Он различал две стадии социалистической теории: утопическую и научную. Социализм становится научным, когда опирается на экономическое обоснование. При этом общество есть естественная форма жизни людей. Оно основано на разделении труда, равенстве, взаимном обмене услугами и результатами труда, трудовой  собственности и на свободном объединении. В совокупности эти элементы составляют «социальную конституцию». Ее основа - свобода и равенство. Социальная конституция устанавливается в результате социального переворота. Главная задача переворота - упразднение «политической конституции», государства и права, так как « всякая власть, это деспотизм». Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать без эксплуатации общества. То же и право. От него вред обществу, поскольку законы издаются в интересах власти. Они многочисленны и изменчивы. Поэтому законодательство непременно растет, появляются все новые декреты, законы, эдикты, постановления, часто противоречивые и все это обрушивается на народ.Государство не только эксплуатирует общество и осуществляет тотальный надзор, силой подавляет недовольных. Конституционное государство - это и союз буржуазии против рабочих,   оно сохраняет прибыль и так далее. Поэтому, политические преобразования бессмысленны, а необходим экономический переворот, тогда будет справедливое распределение, прямой обмен результатами труда, бесплатный кредит, народный банк, собственность меняется владением. Метод, с помощью которого можно достичь этого - просвещение, в результате чего произойдет мирная революция.Вместо политической формы организации общества должна быть экономическая ассоциация.  А в целом общество будет представлять федерацию ассоциаций. Краеугольным камнем теории анархизма является автономия личности. Сделать человека свободным, значит уравновесить, уравнять его с другими. И человек действует автономно, независимо от авторитетов.

Цель  социализма по Прудону - освободить человека от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения государства, буржуазии и церкви. Социализм - единственно справедливый строй. Идеи социальности он противопоставлял буржуазному индивидуализму и эгоизму.

Прудон – теоретик анархизма.

“Что такое собственность? Изыскания о принципах права  и правительственной власти”Социальный  переворот.

Упразднение государства  и права «Политической конституции», на смену «социальная конституция» - «Экономическая ассоциация» - Общество – федерация ассоциаций Автономия личности.

Социализм единственный справедливый строй . Цель социализма – освободить человека от гнета, эксплуатации, нищеты, угнетения государства, буржуазии  и церкви. 

  1. Теократические  теории Ионна Златоуста и Аврелия Августина.
 

Одним из первых теоретиков теократии был дважды низложенный  константинопольский патриарх Иоанн Златоуст (345-407 гг.). Логика его рассуждений сводилась к следующему. Из слов апостола “всякая власть от бога”, не следует, что каждый князь лично ставится богом, это лишь общий принцип власти. Далее: библейские сказания свидетельствуют, что цари, вмешивавшиеся в дела церкви, - не истинные цари, они несли наказания за такие действия. Из этого следует вывод: “оставайся в своих границах - одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого... Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души... Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку священника”.

Виднейшим идеологом церкви и западной патристики был гиппонский епископ Аврелий Августин (354-430 гг.), “святой и учитель церкви”. В 387 году он принял крещение, с 395 года - епископ Гиппона.

Проблема мистически осмысленной диалектики истории  поставлена в трактате « О граде  Божием», написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 году.

В работе “О граде  Божием” Августин писал, что в  мире существует два государства: “Божий град” (церковь) - духовная общность,  основанная «на любви к богу, доведенной до презрения к себе», и “град  земной” (государство), основанный «на любви к себе, доведенной до презрения к богу».  Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь” и теперь есть царствие земное”. Только в ней “право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой”. К граду Божию принадлежит Авель - первый праведник.

Основателем града  земного был братоубийца Каин; государство -  создание человеческое, его цель - временная, “оно создано  насилием, держится принуждением”. “При отсутствии справедливости, что такое  государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки, что такое как не государства в миниатюре”. Оправдание государства, по Августину, в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.

Но государства  разные: есть два вида земных царств. Одни - организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцем Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”. Другие царства – это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных. В конечном счете, оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Августин призывал насильственно приобщать к христианской вере,  вооруженным путем искоренять ереси. Если неверие не поддается убеждению, то должно “принуждать людей, а не учить”. Ссылаясь на св. Луку, он призывал: “Принудьте войти всех, кого найдете”. Compelle intrare (“принуди войти”) - в средние века стали девизом инквизиции.

Всякое насилие - от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди» , до государственного насилия - для  Августина есть следствие греховной  испорченности человека и потому неизбежно. Таким образом, оправдание государства, по Августину, - и в поддержании социального порядка. Он выдвинул свой довод в оправдание рабства - “имя рабства заслужила вина, а не природа”. Источник рабства - прегрешение библейского Хама: “Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды”. 

Христианское вероучение в работах Августина откровенно приспосабливается к интересам  власть имущих. Так, частная собственность, имущественное неравенство, деление  на бедных и богатых - есть божественные установления. Бог сотворил “богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы испытать богатого”. Перетолковывает он и заповедь “не убий”, “ее отнюдь не переступает те, которые ведут войны по полномочию от бога”, читай - от церкви.  

Аврелий Августин гиппонский епископ. «О граде божием»

Государство – множество  людей объединенных общественной связью.

Виды государств: «Божий град» Церковь. Здесь «право и  общая польза, истинная справедливость, мир и покой»

«Земной град» - Государство  «Создано насилием, держится принуждением», здесь нет справедливости, это шайка разбойников. Общество «нечестивых», насилия и разбоя. «Христианские государства» - власть основана на заботе о подвластных.

Цель : поддержание  земного временного порядка, помощь церкви.

Имя «рабство» - заслужила  вина, а не природа.

Бог сотворил “богатого - чтобы помочь бедному, бедного - чтобы  испытать богатого”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"