Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Пейн выделяет естественные права  как присущие человеку по природе (право на счастье, свободу совести, слова), которыми он обладал в естественном состоянии. Последнее было реально и сохранилось у североамериканских индейцев. С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в «общий фонд» – так возникли гражданские права. Таким образом, гражданские права - это права, которые  человек не способен защитить сам. К ним относится и право собственности, как приобретенное, но не естественное.

В естественном состоянии  собственности на Землю не было. Оно возникло с появлением земледелия, а также в результате «недоплаты работникам». Вместе с ней возникло деление на бедных и богатых.

Происхождение государства договорное, так как люди не способны сами сохранить справедливость в отношении друг к другу. Следовательно, верховная власть принадлежит народу, который был вправе как суверен утвердить любую форму правления. Народ может и уничтожить ее, так как имеет право на восстание и революцию. Так была теоретически обоснована допустимость и необходимость отделения от Англии и образования собственного независимого государства.

Формы государства Пейн делит на старые (наследственная монархия), как самые несправедливые, ведущие к тирании и узурпации народного представительства и новые, основанные на принципе народного представительства. Верховная власть принадлежит законодательному органу, избираемому на основе всеобщего избирательного права. 

Конституция США 1781 г. резко критиковалась Пейном (в  момент принятия он был в Европе): система сдержек и противовесов, создание двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, срок полномочий сенаторов (6 лет – много), несменяемость судей. Он был против единоличной главы исполнительной власти, предпочитая коллегиальный орган. Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому имеет право изменять Конституцию. Его идеи, в том числе всеобщее избирательное право, ежегодные выборы в парламент, оказали большое влияние не только на борьбу за независимость в США, но и в испанских колониях Латинской Америки, в Англии (чартисткое движение).  

Пейн – общественный и политический деятель. «Серьезная мысль», «Здравый смысл»

Естественные права  принадлежат человеку по праву рождения. Право на счастье свободу совести, слова, равенство, равноправие полов, равные избирательные законы, революционное свержение тирана.

С образованием общества и государства люди передали часть  своих естественных прав в «общий фонд» – так возникли гражданские  права. Таким образом, гражданские права - это права, которые  человек не способен защитить сам. К ним относится и право собственности, как приобретенное, но не естественное.

В естественном состоянии  собственности на Землю не было. Оно возникло с появлением земледелия, а также в результате «недоплаты работникам». Вместе с ней возникло деление на бедных и богатых.

Договор – государство- Республика. Цель – охрана прав и, безопасности свобод. Старые монархия – несправедливые. Новые - на принципе народного представительства.

Верховная власть принадлежит народу, он может утвердить любую форму правления, уничтожить ее, имеет право на восстание и революцию.

Всеобщее избирательное  право. Однопалатный парламент. Правительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теория надклассовой монархии Л.Штейна.

С развитием буржуазного  образа и ростом пролетариата в общественном движении европейских стран все  большее распространение получали идеи социализма и коммунизма. С  их критикой выступил немецкий юрист  Лоренц фон Штейн (1815-1890). Его теория изложена в книге «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842).

Штейн понимал, что  социалистической движение, связанное  с развитием класса наемных рабочих, имеет интернациональный характер, высока возможность неизбежности революции. Для ее предотвращения он теоретически обосновывает проект реформ государства и права.

Штейн различает государство  и гражданское общество. Гражданское общество основано на разделении труда, которое зависит от форм собственности и делится на классы. При феодализме, это земледельцы и зависимые крестьяне, при капитализме - капиталисты и рабочие. Идеи социализма ( коммунизма ) есть выражение надежд рабочего класса, борьбы против капиталистов. Но если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер, то есть выражать интересы общества, а не класса.  

Так как господство буржуазии ведет к застою (лишает рабочий класс возможность приобрести частную собственность), а победа рабочего класса - к переделу собственности, прекращению производства, то республика как форма государства не подходит. При высоком цензе установится власть буржуазии, при общем избирательном праве - власть пролетариата. Следовательно, предпочтительнее наследственная монархия. Монарх чужд частным интересам, осознает интересы общества и может даже защищать рабочий класс от притеснений буржуазии.

Власть в таком  государстве делится на законодательную, исполнительную и княжескую ( монархическую ) и соблюдается «незыблемость» прав. Под правом он понимает равные возможности для улучшения своего положения.

Идеи Штейна были использованы Бисмарком в качестве обоснования  Германии как «социальной монархии». 

Штейн. Германия, юрист.

“Социализм и коммунизм  в современной Франции”

«теория надклассовой монархии».

Государство носит надклассовый характер.

Гражданское общество – Классы (рабочие – идеи социализма), Интересы общества (Наследственная монархия)- Власти :Законодательная, Исполнительная, Княжеская 

Незыблемость прав – равные возможности для улучшения  своего положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Гоббс о государстве  и праве.

Сложную позицию занимал  сторонник абсолютизма английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В своей основной работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) он пытался учение о государстве и праве превратить в столь же точную науку как геометрия, «фигуры и линии которой никто не оспаривает».

В основу своего политико-правового учения Гоббс кладет своеобразное представление о природе и страстях человека. Он утверждает, что изначально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другим «право на все». Но человек еще и существо эгоистическое, жадное и честолюбивое. Окружают его завистники и враги. Отсюда фатальная неизбежность «войны всех против всех». И это является «естественным состоянием рода человеческого». Фактически Гоббс воспроизвел картину зарождавшегося капиталистического общества, а не открытие сути человека.

Но человеку исконно присущи страх, инстинкт самосохранения и разум. Они дают первый импульс процессу преодоления естественного состояния и подсказывают условия как его осуществить. Эти условия (предписания естественного разума) есть естественные законы.

Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий - люди обязаны выполнять заключенные соглашения. Здесь источник и начало справедливости. Кроме трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Их всех  объединяет общее правило: не делай другому того, чего бы ты не желал по отношению к себе.

Но естественные законы к исполнению не обязательны. Такие  законы есть свобода что-либо делать или не делать. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила - позитивный закон: предписание делать или не делать что-либо. Гарантом мира и реализации естественных законов является абсолютная власть, государство, путем издания гражданских законов. Цель законов в том, чтобы подобно изгороди дать правильное направление действиям людей.

Для того чтобы покончить  с состоянием «войны всех против всех», люди, путем взаимной договоренности, отказываются от естественного права «делать все для самосохранения» и передают его отдельному человеку или собранию людей. Так возникло государство как  «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты».

Первоначально Гоббс  источником власти считал договор между  подданными и правителем, который  не может быть расторгнут без согласия сторон. Однако в ходе революции приводилось немало фактов нарушения королем взятых обязательств. И тогда Гоббс сформулировал иное понятие общественного договора: каждого с каждым, где правитель вообще не принимает участия, а значит и не может его нарушать. И таким путем были изъяты основания для расторжения договора. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции.

Гоббс различает государства  в зависимости от путей возникновения. Появившиеся в результате добровольного  соглашения, он относит к основанным на установлении или к политическим государствам, а, появившиеся в результате физической силы - на приобретении. Его симпатии на стороне первых. Он признает только три формы государства: монархия, народоправство, аристократия. Они различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которой были установлены. Глубинные симпатии- на стороне неограниченной монархии: «право наследования придает государству искусственную вечную жизнь». Но цель государства (безопасность граждан) достижима не только при абсолютной монархии: «Там, где известная форма правления уже установилась, не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует... считать наилучшей существующую». Если государство распалось, то право свергнутого монарха сохраняется, а обязанность народа исчезает:  он вправе искать нового защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам свергнутого короля: «солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом обязать себя в подданство новому господину». 

Но в любых формах государства власть суверена всегда абсолютна, безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Суверен ничем не связан, в том числе гражданским законом. Он сам издает и отменяет их, объявляет войну и заключает мир, судит и милует, назначает должностных лиц. Его прерогативы неделимы и непередаваемы. «Делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных.

Абсолютная власть относилась по Гоббсу к области публичного, политического права. У народа по отношению к верховной власти есть только обязанности, прав нет, и  потому она не может быть по праву  уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Однако в области частного права подданным должна быть предоставлена широкая правовая инициатива, система прав, свобод и гарантий.

Отсутствие прав у  народа к суверену Гоббс толкует  как правовое равенство людей  в их взаимных отношениях, которые гарантирует король: незыблемость договора, защита в суде, равные налоги, обеспечение частной собственности. Рассуждая об отношениях подданных между собой, он обосновал ряд конкретных требований в области права: суд присяжных, право на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.

Таким образом, Гоббс  обосновывал гражданское общество, «учредителем» которого и гарантом является авторитарная неограниченная королевская власть, фактически тоталитаризм.

В целом позиция  Гоббса была реалистична. Он, в частности, утверждал, что если власть утрачивает способность гарантировать безопасность подданных, ради чего она и была создана, то она теряет и право на их верность. Это ничего не имеет общего с идеей сопротивления неправедной власти, которая никогда не может быть оправдана. Но неоднократная смена им политической ориентации не делали ее благородной. По словам Лейбница, Гоббс «написал чудовищную книгу». После реставрации Стюартов и смерти Гоббса, его  сочинения в Англии были запрещены. 

Гоббс – английский мыслитель. (государство властно  над мыслями) «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Естественное состояние  – война всех против всех. Естественные права (свобода, собственность, самосохранение) не обеспечены.

Общественный договор  – Государство. Цель: обуздание эгоизма  индивидов, охрана собственности, безопасность. Формы правления: Монархия, аристократия, демократия. Лучшая абсолютная монархия (обеспечивает неделимость власти и  ее суверенитет).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"