Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Пейн выделяет естественные права как присущие человеку по природе (право на счастье, свободу совести, слова), которыми он обладал в естественном состоянии. Последнее было реально и сохранилось у североамериканских индейцев. С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в «общий фонд» – так возникли гражданские права. Таким образом, гражданские права - это права, которые человек не способен защитить сам. К ним относится и право собственности, как приобретенное, но не естественное.
В естественном состоянии собственности на Землю не было. Оно возникло с появлением земледелия, а также в результате «недоплаты работникам». Вместе с ней возникло деление на бедных и богатых.
Происхождение государства договорное, так как люди не способны сами сохранить справедливость в отношении друг к другу. Следовательно, верховная власть принадлежит народу, который был вправе как суверен утвердить любую форму правления. Народ может и уничтожить ее, так как имеет право на восстание и революцию. Так была теоретически обоснована допустимость и необходимость отделения от Англии и образования собственного независимого государства.
Формы
государства Пейн делит на старые (наследственная
монархия), как самые несправедливые, ведущие
к тирании и узурпации народного представительства
и новые, основанные на принципе народного
представительства. Верховная власть
принадлежит законодательному органу,
избираемому на основе всеобщего избирательного
права.
Конституция США 1781 г.
резко критиковалась Пейном (в
момент принятия он был в Европе):
система сдержек и
Пейн – общественный и политический деятель. «Серьезная мысль», «Здравый смысл»
Естественные права принадлежат человеку по праву рождения. Право на счастье свободу совести, слова, равенство, равноправие полов, равные избирательные законы, революционное свержение тирана.
С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в «общий фонд» – так возникли гражданские права. Таким образом, гражданские права - это права, которые человек не способен защитить сам. К ним относится и право собственности, как приобретенное, но не естественное.
В естественном состоянии собственности на Землю не было. Оно возникло с появлением земледелия, а также в результате «недоплаты работникам». Вместе с ней возникло деление на бедных и богатых.
Договор – государство- Республика. Цель – охрана прав и, безопасности свобод. Старые монархия – несправедливые. Новые - на принципе народного представительства.
Верховная власть принадлежит народу, он может утвердить любую форму правления, уничтожить ее, имеет право на восстание и революцию.
Всеобщее избирательное
право. Однопалатный парламент. Правительство.
С развитием буржуазного
образа и ростом пролетариата в общественном
движении европейских стран все
большее распространение
Штейн понимал, что
социалистической движение, связанное
с развитием класса наемных рабочих,
имеет интернациональный
Штейн различает государство
и гражданское общество. Гражданское
общество основано на разделении труда,
которое зависит от форм собственности
и делится на классы. При феодализме, это
земледельцы и зависимые крестьяне, при
капитализме - капиталисты и рабочие. Идеи
социализма ( коммунизма ) есть выражение
надежд рабочего класса, борьбы против
капиталистов. Но если общество делится
на классы, то государство должно носить
надклассовый характер, то есть выражать
интересы общества, а не класса.
Так как господство
буржуазии ведет к застою (лишает
рабочий класс возможность
Власть в таком государстве делится на законодательную, исполнительную и княжескую ( монархическую ) и соблюдается «незыблемость» прав. Под правом он понимает равные возможности для улучшения своего положения.
Идеи Штейна были использованы
Бисмарком в качестве обоснования
Германии как «социальной монархии».
Штейн. Германия, юрист.
“Социализм и коммунизм в современной Франции”
«теория надклассовой монархии».
Государство носит надклассовый характер.
Гражданское общество – Классы (рабочие – идеи социализма), Интересы общества (Наследственная монархия)- Власти :Законодательная, Исполнительная, Княжеская
Незыблемость прав
– равные возможности для улучшения
своего положения.
Сложную позицию занимал
сторонник абсолютизма
В основу своего политико-правового учения Гоббс кладет своеобразное представление о природе и страстях человека. Он утверждает, что изначально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другим «право на все». Но человек еще и существо эгоистическое, жадное и честолюбивое. Окружают его завистники и враги. Отсюда фатальная неизбежность «войны всех против всех». И это является «естественным состоянием рода человеческого». Фактически Гоббс воспроизвел картину зарождавшегося капиталистического общества, а не открытие сути человека.
Но человеку исконно присущи страх, инстинкт самосохранения и разум. Они дают первый импульс процессу преодоления естественного состояния и подсказывают условия как его осуществить. Эти условия (предписания естественного разума) есть естественные законы.
Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий - люди обязаны выполнять заключенные соглашения. Здесь источник и начало справедливости. Кроме трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Их всех объединяет общее правило: не делай другому того, чего бы ты не желал по отношению к себе.
Но естественные законы к исполнению не обязательны. Такие законы есть свобода что-либо делать или не делать. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила - позитивный закон: предписание делать или не делать что-либо. Гарантом мира и реализации естественных законов является абсолютная власть, государство, путем издания гражданских законов. Цель законов в том, чтобы подобно изгороди дать правильное направление действиям людей.
Для того чтобы покончить с состоянием «войны всех против всех», люди, путем взаимной договоренности, отказываются от естественного права «делать все для самосохранения» и передают его отдельному человеку или собранию людей. Так возникло государство как «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты».
Первоначально Гоббс источником власти считал договор между подданными и правителем, который не может быть расторгнут без согласия сторон. Однако в ходе революции приводилось немало фактов нарушения королем взятых обязательств. И тогда Гоббс сформулировал иное понятие общественного договора: каждого с каждым, где правитель вообще не принимает участия, а значит и не может его нарушать. И таким путем были изъяты основания для расторжения договора. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции.
Гоббс различает государства в зависимости от путей возникновения. Появившиеся в результате добровольного соглашения, он относит к основанным на установлении или к политическим государствам, а, появившиеся в результате физической силы - на приобретении. Его симпатии на стороне первых. Он признает только три формы государства: монархия, народоправство, аристократия. Они различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которой были установлены. Глубинные симпатии- на стороне неограниченной монархии: «право наследования придает государству искусственную вечную жизнь». Но цель государства (безопасность граждан) достижима не только при абсолютной монархии: «Там, где известная форма правления уже установилась, не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует... считать наилучшей существующую». Если государство распалось, то право свергнутого монарха сохраняется, а обязанность народа исчезает: он вправе искать нового защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам свергнутого короля: «солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом обязать себя в подданство новому господину».
Но в любых формах
государства власть суверена всегда
абсолютна, безгранична: обширна настолько,
насколько это вообще можно себе
представить. Суверен ничем не связан,
в том числе гражданским
Абсолютная власть относилась по Гоббсу к области публичного, политического права. У народа по отношению к верховной власти есть только обязанности, прав нет, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить. Однако в области частного права подданным должна быть предоставлена широкая правовая инициатива, система прав, свобод и гарантий.
Отсутствие прав у народа к суверену Гоббс толкует как правовое равенство людей в их взаимных отношениях, которые гарантирует король: незыблемость договора, защита в суде, равные налоги, обеспечение частной собственности. Рассуждая об отношениях подданных между собой, он обосновал ряд конкретных требований в области права: суд присяжных, право на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.
Таким образом, Гоббс
обосновывал гражданское
В целом позиция
Гоббса была реалистична. Он, в частности,
утверждал, что если власть утрачивает
способность гарантировать безопасность
подданных, ради чего она и была создана,
то она теряет и право на их верность. Это
ничего не имеет общего с идеей сопротивления
неправедной власти, которая никогда не
может быть оправдана. Но неоднократная
смена им политической ориентации не делали
ее благородной. По словам Лейбница, Гоббс
«написал чудовищную книгу». После реставрации
Стюартов и смерти Гоббса, его сочинения
в Англии были запрещены.
Гоббс – английский мыслитель. (государство властно над мыслями) «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Естественное состояние – война всех против всех. Естественные права (свобода, собственность, самосохранение) не обеспечены.
Общественный договор – Государство. Цель: обуздание эгоизма индивидов, охрана собственности, безопасность. Формы правления: Монархия, аристократия, демократия. Лучшая абсолютная монархия (обеспечивает неделимость власти и ее суверенитет).
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"