Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Право: Естественое
право- право индивида, Естественный
закон – требование здравого разума,
Позитивное право – законы государства,
защищены его силой, веление здравого
разума; У народа нет прав есть только
обязанности.
идеология феодальной аристократии. Наиболее видным ее представителем был князь М.М. Щербатов (1733-1790).
В своих работах он пытается доказать “химеричность равенства сословий”. Люди имеют разные способности. Это естественное неравенство связано с сословным неравенством, возникшим исторически в период образования государства и разделения труда, когда “люди уступили свою вольность для общей пользы”. Эта польза сохраняется и обеспечивается сословным делением. Отмена Петром III (1762 г.) обязательной службы дворян потребовала нового обоснования их привилегий. Щербатов ее решает следующим образом. Прежде всего, привилегии дворян и их земли передаются по наследству за особые заслуги перед государством их предков. На этом основании и власть императора держится. Во-вторых, дворяне имеют “особенное образование, просвещение и воспитание”. В-третьих, дворяне служат государству тем, что управляют крестьянами, выполняя его функции. Он был против права купечества владеть крестьянами (“равный не может владеть равным”) и присвоения дворянских званий выходцам из других сословий, против просвещения народа (“не произведет ли это бунта?”).
Отношение к самодержавию у Щербатова было сложным: там где речь шла о защите феодального строя, он отдавал все силы и знания, где ставился вопрос о привилегии дворянства - выступал с резкой критикой. Порицал хаотичность законодательства, жестокость законов, бездарность чиновников, неустроенность правосудия. Для ограничения самовластия Щербатов предлагал передать законодательную власть дворянскому собранию и ограничить власть монарха “основательными законами”.
В итоге, в работе “Путешествие
в землю Офирскую господина С.
швецкого дворянина”, он рисует свой идеал
кастового рабовладельческого общества.
Во главе офирцев стоит царь, подчиненный
законам, издаваемым сословными дворянскими
собраниями и правящий совместно с ними
(верховный совет, высшее правительство).
Все стороны жизни, быта, правовое положение
каст регламентирует “Катехизма законов”.
“Благородные” имеют монопольное право
на рабов и занятие государственных должностей.
Особые привилегии у вельможной знати.
Щербатов. «Путешествие в землю Офирскую господина С. швецкого дворянина»
Идеал – кастового рабовладельческого общества.
Законы: Издает дворянское собрание, Царь им подчиняется. Правительство – Царь + Дворянское собрание (Высшее правительство)
«Катехизма законов»
- правовое положение, быт каст: Привилегии
дворян основаны на заслугах предков,
на их образованности, на служении государству;
Купечество не может владеть крестьянами;
Народ держать в темноте.
Первым, кто в идеологии просветительства создал развернутую политическую доктрину, был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – выдающийся юрист и политический мыслитель Франции. Основные его работы: «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и «О духе законов» (1748). Методология Монтескье, где принцип историзма дополнен историко-сравнительным методом, позволила создать правовую теорию, в которой впервые в систематизированном виде изложен огромный фактический материал, накопленный в XVIII веке.
О происхождении государства. Соглашаясь с идеей естественного состояния, Монтескье не признал образования государства на основе требований естественного права. Не принял он и понятие общественного договора. Возникновение государства (политически организованного общества), законов он рассматривал как исторически закономерный процесс – результат войны, а не договора.
Анализируя закономерности общественной жизни через категорию «общего духа народа», он приходит к выводу, что на дух народа (нации) воздействуют физические и моральные причины (нравы, законы). На начальной стадии, когда люди выходят из состояния дикости, определяющими являются физические факторы: климат, почва, размеры и положение страны, численность населения. Ведущая роль принадлежит географическому фактору (положению страны). Исходя из этих обстоятельств, на юге (люди изнежены и ленивы) «обыкновенно царит деспотизм»; на севере, где климат суровый, а люди закалены и свободолюбивы, характерны «умеренные формы правления». И «законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают средства к жизни» – это точное и глубокое определение!
Моральные причины (принципы политического строя, религия, нравственность, обычаи, быт и др.), вступают в действие позднее физических с развитием цивилизации. Они вытесняют физические и определяют законодательство, «более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами». Среди моральных причин, главной является организация государственного (политического) строя.
Таким образом, Монтескье делает выводы: 1. История развития общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов; 2. Тенденция возрастания роли субъективного фактора в истории – закономерность.
О разумной организации государства. Разумная организация государства Монтескье, как и другие представители идеологии либерализма, связывает с категорией свобода. Он ведет речь о ее политической, правовой составляющих, а не о социальной и отождествляет ее с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. свобода обеспечивается законностью, «право делать все, что дозволено законами». Идеал свободы обосновывался результатами анализа существующих форм государства. Монтескье различает две правильных формы: республику (демократию и аристократию) и одну неправильную – деспотию. Каждая из них характеризуется определенными принципами, взаимоотношениями с гражданами. Республика – власть принадлежит народу (демократия) или его части (аристократия). Её основополагающий принцип – политическая добродетель (любовь к отечеству). Монархия – единоличное правление, опирающиеся на законы, принцип – честь, а его носителем является дворянство. Деспотия – антипод республики и монархии, правление реализуется на беззаконии и произволе, а держится на страхе. В борьбе с деспотией климат и нравы бессильны, а человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления. Монтескье считал (вслед за античной традицией), что деспотия применима для государств больших размеров, монархия – средних, республика – небольших (типа полиса). Последняя возможна и на обширной территории, при федеративном устройстве. Таким образом, теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах. Что касается законов, то они тесно связаны со способами добычи средств к жизни.
Разумную организацию государственного строя он связывал со свободой.: «Свобода устанавливается только законами».
Для достижения свободы,
предотвращения перерождения монархии
в деспотию необходимо правильно
организовывать верховную власть, осуществить
разделение властей на законодательную,
исполнительную, судебную. При этом каждая
из них должна принадлежать различным
государственным органам, иметь специальные
полномочия для ограничения и сдерживания
друг друга, чтобы «одна власть останавливала
другую». Идеал подобного состояния он
видел в Англии. Триада власти Монтескье
стала классической формулой конституционализма.
Монтескье. Юрист и политический деятель Франции.
«Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов»
Ход истории определяется действием социальных закономерностей.
Естественное состояние – войны; физические и моральные факторы(«дух народа» нравы и законы) – государство и законы (Законы тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства жизни)
Разумная организация государства - Свобода – Свобода устанавливается только законами.
Формы правления: Правильные (Республика, Монархия, Аристократия), Неправильные (Деспотия)
Гарантия свободы – Разделение властей (законодательную, исполнительную, судебную) – Формула конституционализма
Монтескье считал (вслед
за античной традицией), что деспотия
применима для государств больших
размеров, монархия – средних, республика
– небольших (типа полиса). Последняя
возможна и на обширной территории,
при федеративном устройстве. Таким образом,
теоретически предсказана возможность
образования республики в крупных государствах.
Ярким и оригинальным мыслителем в истории правовых учений был Жан-Жак Руссо (1712 – 1778). Основные его труды в этой области – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1754) и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). С именем Руссо связаны радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. Выдвинутая им программа, соответствующая требованиям радикально настроенной бедноты, крестьян получила название политического радикализма.
О происхождении и видах неравенства. Представление о естественном состоянии он использует как гипотезу (отсюда название подхода «гипотетическое естественное состояние»), для изложения своих взглядов на весь процесс жизни человечества, в том числе и политико-правовой мысли. По мнению Руссо, в естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны, ничего не было общественного, даже языка. Люди жили как звери. Неравенство здесь лишь физическое. Но по мере накопления знаний и опыта, совершенствования орудий труда складываются общественные связи, зарождаются социальные формирования - семьи, народности. Начинается период выхода человека из состояния дикости в общественное, оставаясь свободным - это была “самая счастливая эпоха”. А дальше развитие цивилизации было сопряжено с регрессом свободы (появление и рост социального неравенства). Первое - имущественное неравенство. Оно связано с появлением частной собственности на землю, противоречащему естественному состоянию. На смену последнему пришло гражданское общество. “Первый кто, огородив участок земли, придумал заявить: ”Это мне!” и нашел людей достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества”. В таком обществе идет постоянная борьба между богатыми и бедными. «Общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных”.
Затем появилось политическое неравенство. Для того чтобы обезопасить себя и свое имущество, богатые составили “хитроумный план”: якобы для защиты от взаимных раздоров предложили учредить публичную власть и законы. Так образовалось государство и люди поделились на правящих и подвластных. Принятые законы уничтожили естественную свободу, закрепили собственность и ради выгоды немногих “обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету”. Государство возникло на договорной основе путем “ловкой узурпации”. Создалась ситуация, когда “человек рождается свободным, но повсюду он в оковах”. Последний передел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В деспотии нет законов, все люди равны - они ничто перед тираном, равны в своем бесправии. Люди оказались в естественном состоянии. Круг замкнулся.
Учение Руссо о происхождении неравенства не имело аналогов. Им сделана попытка проследить возникновение и развитие общества, объяснить внутреннюю динамику этого процесса. Рассуждения мыслителя о поступательном развитии общества за счет углубления социального неравенства содержит элементы исторической диалектики.
О праве. Согласно Руссо, в естественном состоянии права не существуют. У людей ни права, ни морали (звери). И таким образом, у него естественное право и естественный закон лишены юридического смысла, а выступают как естественная для человека, то есть исключительно нравственная категория. Что касается второго естественного состояния (деспотия), то и здесь нет права, так как все определяется силой. В деспотическом государстве все держится на силе и, следовательно, применения силы по отношению к тирану естественно и правомерно: он не может пожаловаться на насилие, так как “насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем”. Пока народ терпит и повинуется, то это хорошо, но, сбросив тирана - поступит еще лучше. Такова логика Руссо в обоснование оправдания насильственного революционного ниспровержения абсолютизма.
Об общественном договоре. Восстание против деспота, как полагает Руссо, правомерно лишь по законам деспота, но само по себе не приводит к образованию законной власти. Основанием права могут быть только договор и соглашение - политическое право (основано на договоре). Первоначальный договор создавал ситуацию, когда в обществе есть правительство и законы, но нет права, юридических отношений между людьми. Поэтому представление о договорном происхождении власти Руссо соотносит не с прошлым, а с будущим, с политическим идеалом. Переход в состояние свободы предполагает заключение подлинного общественного договора, когда взамен мнимых прав, основанных на силе, личность приобретает гражданские права, и в том числе собственность, защищаемые обществом. Таким путем индивидуальные права приобретают юридический характер.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"