Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)
  1. Проекты Конституций  Н.М. Муравьева.

Н.М. Муравьёв (1796-1843) Свои политико-правовые идеи он изложил в трёх проектах Конституции, последний написан им в тюрьме по указанию тюремщиков.

Абсолютную  монархию Муравьёв считал противоестественной, ибо всякое повиновение держится на страхе. И хотя каждый народ образует государство по договору, но он оставляет за собой суверенитет и не утрачивает естественных прав. "Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать всё дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека".

Об  отмене крепостного права. Одновременно с личной независимостью, "крестьяне получают в свою собственность дворы", где живут, скот и орудия и по две десятины. Если покажут себя умелыми, то будут иметь право "приобретать землю в потомственное владение". Таким образом, никаких выкупов для освобождения крестьян Муравьёв не предлагал.

В последующем, все  объявляются равноправными, чины и  классы уничтожаются, учреждается единая система налогов, провозглашаются  равные для всех права и свободы: слова, совести, передвижения и занятия, право обращаться с жалобами в Народное Вече.

Лучшей для России формой правления, Муравьёв считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть принадлежит Народному Вечу, составленному из двух палат: Верховной Думы (45 человек), избираемой на 6 лет и каждые два года обновляемой на одну треть, и Палаты Представителей (450 человек), избираемой на 2 года. Необходимость последней вызвана тем, что государственное устройство России, предполагалось в форме федерации, где каждая из них имеет своих представителей в законодательном органе.

Для членов Думы устанавливался возраст - не моложе 30 лет и имущественный  ценз - не менее 6000 рублей серебром. Государственные  чиновники лишались права быть избранными в Народное вече.

Исполнительная  власть принадлежит монарху. Он является верховным начальником военных сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих, представляет Россию в международных вопросах, имеет право созывать палаты и изменять время их заседаний до двух месяцев. Деятельность императора контролируется представительным органом (даже поездка по стране). Особы его семьи не имеют никаких привилегий и не могут занимать государственные должности. Двор содержится на доход.

Государственное устройство Муравьёв предполагал в виде федерации 11-13 областей (держав), где власть принадлежит областному управлению: Областная (Державная) Дума и Палата выборных. Компетентность палат определена Конституцией России. Областная держава имеет полномочия только в местных хозяйственных, административных и финансовых делах.

Судебная  власть. В уездах создаются совестные суды. Судьей может быть только гражданин с доходом не менее 2000 рублей серебром. Такие суды рассматривают гражданские тяжбы и мелкие уголовные дела, судопроизводство осуществляется гласно. Взять под стражу можно лишь по предписанию суда. Апелляции подаются на съезды совестных судей. В областях суды избираются областными палатами из лиц с годовым доходом не менее 3000 рублей серебром. В таком суде имеются коллегия присяжных заседателей, стряпчие (адвокаты, соединённые в сословие), Блюститель по делам Правительства (обвинитель). Высший судебный орган - Верховное судилище. Народное Вече избирает его состав в количестве 5 или 7 судей из граждан с доходом не менее 15000 рублей серебром. Кроме своей компетенции, Верховное судилище один раз в четыре года представляет императору и палатам заключение о принятых законах и постановлениях. Судьи всех инстанций несменяемы (до 70 лет). Порядок изменения Конституции. В столице избирается Народный Собор равный по числу Народному Вечу и готовит законопроект. Затем каждая область избирает свой Собор в два раза больший по численности Народного Вече. Все соборы заседают одновременно и в один день. Проект принимается или отвергается двумя третями голосов.

Путь  преобразования Муравьёв видел в военно-революционном перевороте. Все политические и гражданские права устанавливаются немедленно.  

Муравьев. Глава Северного  одщества. Три проекта конституции.

Конституционная монархия. Федерация:

Монарх глава исполнительной власти. Законодательная власть – народное вече (Державная дума. Палата представителей). Судебная власть- Верховное судилище, Областное судилище, Совестные суды в уездах.

Политический режим  – демократия. Всем политические и  гражданские права.

Путь преобразований: Военно-революционный переворот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правовые и  политические воззрения социал-демократов. Ф. Лассаль.
 

Выдающимся теоретиком социал-демократии был публицист  и адвокат Фердинанд Лассаль (1825-1864). Именно он создал первую рабочую социалистическую партию Германии «Всеобщий германский рабочий Союз» (1863). Это была яркая личность.

Лассаль считал, что  государство воплощает интересы общества, противостоящие индивидуализму и социальному эгоизму. Оно является организующим началом общества и его истории. Но сейчас буржуазия подчинила государство «грубой материи денег». При помощи имущественного ценза превратило его в слугу, охранника, «ночного сторожа». Таким образом, у государства только охранительные и нет социальных функций.   Поэтому единственное средство улучшить материальное положение рабочих - отменить имущественный ценз и ввести всеобщее избирательное право.

К реализации этой цели Лассаль призывал все классы. Однако, речь здесь не идет об установлении господствующего положения «четвертого сословия», а о том, чтобы его идеи стали главной государственной идеей. И тогда из «ночного сторожа», государство станет народным и поможет рабочим освободиться от нищеты и эксплуатации буржуазии. Путь к этому в предоставлении неограниченных  кредитов для создания рабочих товариществ. Добиться этого можно посредством митингов, петиций, демонстраций.

Лассаль различал фактическую и юридическую конституции. Вопрос о конституции - это вопрос о силе, а не праве. Реальная   ( фактическая ) конституция представляет собой действительное       соотношение общественных сил страны. А писаная только тогда имеет значение, если точно отражает это соотношение. Его идеи о конституции имели долговременное влияние на теоретическое государствоведение. 

Политико-правовые идеи Лассаля во многом совпадают с  монархизмом. Главные отличия и  несовпадения в способах замены капиталистической  системы, разном понимании сущности государства, в несовпадении взглядов на всеобщее избирательное право. В  теоретической части Лассаль осуждал капитализм и выступал за его революционное свержение, в практической - за реформаторские методы. 

Лассаль. Адвокат Германия

Государство – воплощает  интересы общества

Пути улучшения  материального состояния рабочих: Отмена имущественного ценза. Всеобщее избирательное право – Народному государству – Средство :неограниченные кредиты для создания рабочих товариществ. Путь – митинги, петиции, демонстрации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Фома Аквинский  о видах законов и праве народа на оказание сопротивления тиранической власти.

Попытку политико-правового  обоснования феодализма предпринял крупнейший идеолог католицизма, доминиканский  монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). широко использовал труды Аристотеля.

Но Аристотель был язычником. Задачу  “примирения Аристотеля с Христом” решили Альберт Великий и Фома Аквинский. Именно доминиканский монах, взяв у Аристотеля идею об “активной форме”, дающей жизнь “пассивной материи”, создал стройную систему построения мира на принципе иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, от него, материальному), где высшие формы дают жизнь низшим.

Во главе всей иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой (наместник  бога). Так же организовано и общество, где поданные подчиняются царям, рабы - господам.

Особое место в  доктрине Фомы занимают законы. Закон он понимает как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него и делит их на естественные, положительные, человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают путь достижения “небесного блаженства”). Из их сочетания выводит четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.

Вечный  закон (божественный естественный) - “сам божественный разум, управляющий миром”; он лежит в основе всего мирового порядка. Естественный закон (человеческий естественный) - отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон (человеческий положительный) - действующее феодальное право выражающее требования естественного закона подкрепленное принуждением. Закон необходим потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, могут творить зло и для обеспечения естественного закона их необходимо принудить силой и страхом наказания. Божественный (откровенный) закон - это Библия.

Суть этой концепции  сводится к тому, что предписания  человеческого (действующего, феодального) закона вытекают из воли и разума бога, а потому нарушение его не только влечет наказание, но и является грехом. Два последних закона не должны противоречить естественному закону.

До Фомы Аквинского сословное неравенство объяснялось  “установлением природы” и “необходимостью досуга” (Аристотель), “правом народов” (римские юристы), “грехом” (Августин Блаженный). Аквинат обосновывал феодальные привилегии сословной иерархией, возводимой им в ранг божественного установления.

Рассматривает Фома и  вопрос о возможности сопротивления тиранической власти. Если правитель нарушает естественные законы, то это зло ниспослано подданным за грехи, сопротивление - грех и во избежание смуты надо подчиняться. Если же действия правителя противоречат божественному закону, то в этом случае церковь может низложить тирана, ему нельзя повиноваться. Так обосновывались теократические притязания церкви.

Фома Аквинский

Государство – часть  мра, созданного богом, поэтому церковь  дложна стоять над светской властью, духовно направлять ее усилия.

Формы Государства:

Правильные: Сущность – божественна. Происхождение –  наследственно. Употребление – законно. Цель – общее благо и законность. Монархия, аристократия, полития

Неправильные: Попрание всех элементов власти, произвол и  беззаконие. Цель личное благо. Тирания, олигархия, демократия.

Лучшая монархия (монарх – подданные, господа-слуги). Допутсима  смешанная форма правления.

Закон – общее правило  для достижения цели.

Вечный – Божественный разум управляющий миром. Естественный – отражение человеческим разумом вечного закона. Человеческий – естественный закон подкрепленный принуждением. Божественный – библия .

Суть концепции  – предписания человеческого (действующего феодального) закона вытекают из воли бога и его нарушение - грех  

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией феодализма. Католической церковью он был провозглашен “святым”, “ангелическим доктором”. В 1879 г. его учение объявлено “единственно истинной философией католицизма”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Марсилий Падуанский о государстве и праве.
 

Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1280? - 1343 гг.).

В работе “Защитник  мира” (1324 г.) он утверждал, что основная причина  войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства.

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти;  различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.

К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных  трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только бог.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"