Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Н.М. Муравьёв (1796-1843) Свои политико-правовые идеи он изложил в трёх проектах Конституции, последний написан им в тюрьме по указанию тюремщиков.
Абсолютную монархию Муравьёв считал противоестественной, ибо всякое повиновение держится на страхе. И хотя каждый народ образует государство по договору, но он оставляет за собой суверенитет и не утрачивает естественных прав. "Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать всё дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека".
Об отмене крепостного права. Одновременно с личной независимостью, "крестьяне получают в свою собственность дворы", где живут, скот и орудия и по две десятины. Если покажут себя умелыми, то будут иметь право "приобретать землю в потомственное владение". Таким образом, никаких выкупов для освобождения крестьян Муравьёв не предлагал.
В последующем, все объявляются равноправными, чины и классы уничтожаются, учреждается единая система налогов, провозглашаются равные для всех права и свободы: слова, совести, передвижения и занятия, право обращаться с жалобами в Народное Вече.
Лучшей для России формой правления, Муравьёв считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей. Законодательная власть принадлежит Народному Вечу, составленному из двух палат: Верховной Думы (45 человек), избираемой на 6 лет и каждые два года обновляемой на одну треть, и Палаты Представителей (450 человек), избираемой на 2 года. Необходимость последней вызвана тем, что государственное устройство России, предполагалось в форме федерации, где каждая из них имеет своих представителей в законодательном органе.
Для членов Думы устанавливался возраст - не моложе 30 лет и имущественный ценз - не менее 6000 рублей серебром. Государственные чиновники лишались права быть избранными в Народное вече.
Исполнительная власть принадлежит монарху. Он является верховным начальником военных сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих, представляет Россию в международных вопросах, имеет право созывать палаты и изменять время их заседаний до двух месяцев. Деятельность императора контролируется представительным органом (даже поездка по стране). Особы его семьи не имеют никаких привилегий и не могут занимать государственные должности. Двор содержится на доход.
Государственное устройство Муравьёв предполагал в виде федерации 11-13 областей (держав), где власть принадлежит областному управлению: Областная (Державная) Дума и Палата выборных. Компетентность палат определена Конституцией России. Областная держава имеет полномочия только в местных хозяйственных, административных и финансовых делах.
Судебная власть. В уездах создаются совестные суды. Судьей может быть только гражданин с доходом не менее 2000 рублей серебром. Такие суды рассматривают гражданские тяжбы и мелкие уголовные дела, судопроизводство осуществляется гласно. Взять под стражу можно лишь по предписанию суда. Апелляции подаются на съезды совестных судей. В областях суды избираются областными палатами из лиц с годовым доходом не менее 3000 рублей серебром. В таком суде имеются коллегия присяжных заседателей, стряпчие (адвокаты, соединённые в сословие), Блюститель по делам Правительства (обвинитель). Высший судебный орган - Верховное судилище. Народное Вече избирает его состав в количестве 5 или 7 судей из граждан с доходом не менее 15000 рублей серебром. Кроме своей компетенции, Верховное судилище один раз в четыре года представляет императору и палатам заключение о принятых законах и постановлениях. Судьи всех инстанций несменяемы (до 70 лет). Порядок изменения Конституции. В столице избирается Народный Собор равный по числу Народному Вечу и готовит законопроект. Затем каждая область избирает свой Собор в два раза больший по численности Народного Вече. Все соборы заседают одновременно и в один день. Проект принимается или отвергается двумя третями голосов.
Путь
преобразования Муравьёв видел в военно-революционном
перевороте. Все политические и гражданские
права устанавливаются немедленно.
Муравьев. Глава Северного одщества. Три проекта конституции.
Конституционная монархия. Федерация:
Монарх глава исполнительной власти. Законодательная власть – народное вече (Державная дума. Палата представителей). Судебная власть- Верховное судилище, Областное судилище, Совестные суды в уездах.
Политический режим – демократия. Всем политические и гражданские права.
Путь преобразований:
Военно-революционный
Выдающимся теоретиком социал-демократии был публицист и адвокат Фердинанд Лассаль (1825-1864). Именно он создал первую рабочую социалистическую партию Германии «Всеобщий германский рабочий Союз» (1863). Это была яркая личность.
Лассаль считал, что государство воплощает интересы общества, противостоящие индивидуализму и социальному эгоизму. Оно является организующим началом общества и его истории. Но сейчас буржуазия подчинила государство «грубой материи денег». При помощи имущественного ценза превратило его в слугу, охранника, «ночного сторожа». Таким образом, у государства только охранительные и нет социальных функций. Поэтому единственное средство улучшить материальное положение рабочих - отменить имущественный ценз и ввести всеобщее избирательное право.
К реализации этой цели Лассаль призывал все классы. Однако, речь здесь не идет об установлении господствующего положения «четвертого сословия», а о том, чтобы его идеи стали главной государственной идеей. И тогда из «ночного сторожа», государство станет народным и поможет рабочим освободиться от нищеты и эксплуатации буржуазии. Путь к этому в предоставлении неограниченных кредитов для создания рабочих товариществ. Добиться этого можно посредством митингов, петиций, демонстраций.
Лассаль различал
фактическую и юридическую
конституции. Вопрос о конституции -
это вопрос о силе, а не праве. Реальная
( фактическая ) конституция представляет
собой действительное
соотношение общественных сил страны.
А писаная только тогда имеет значение,
если точно отражает это соотношение.
Его идеи о конституции имели долговременное
влияние на теоретическое государствоведение.
Политико-правовые идеи
Лассаля во многом совпадают с
монархизмом. Главные отличия и
несовпадения в способах замены капиталистической
системы, разном понимании сущности
государства, в несовпадении взглядов
на всеобщее избирательное право. В
теоретической части Лассаль осуждал
капитализм и выступал за его революционное
свержение, в практической - за реформаторские
методы.
Лассаль. Адвокат Германия
Государство – воплощает интересы общества
Пути улучшения
материального состояния
Попытку политико-правового обоснования феодализма предпринял крупнейший идеолог католицизма, доминиканский монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). широко использовал труды Аристотеля.
Но Аристотель был язычником. Задачу “примирения Аристотеля с Христом” решили Альберт Великий и Фома Аквинский. Именно доминиканский монах, взяв у Аристотеля идею об “активной форме”, дающей жизнь “пассивной материи”, создал стройную систему построения мира на принципе иерархии форм (от бога - чистого разума к духовному миру и, от него, материальному), где высшие формы дают жизнь низшим.
Во главе всей иерархии (земли и неба) стоит бог. Духовный мир возглавляется папой (наместник бога). Так же организовано и общество, где поданные подчиняются царям, рабы - господам.
Особое место в доктрине Фомы занимают законы. Закон он понимает как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него и делит их на естественные, положительные, человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают путь достижения “небесного блаженства”). Из их сочетания выводит четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный.
Вечный закон (божественный естественный) - “сам божественный разум, управляющий миром”; он лежит в основе всего мирового порядка. Естественный закон (человеческий естественный) - отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон (человеческий положительный) - действующее феодальное право выражающее требования естественного закона подкрепленное принуждением. Закон необходим потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, могут творить зло и для обеспечения естественного закона их необходимо принудить силой и страхом наказания. Божественный (откровенный) закон - это Библия.
Суть этой концепции сводится к тому, что предписания человеческого (действующего, феодального) закона вытекают из воли и разума бога, а потому нарушение его не только влечет наказание, но и является грехом. Два последних закона не должны противоречить естественному закону.
До Фомы Аквинского
сословное неравенство
Рассматривает Фома и вопрос о возможности сопротивления тиранической власти. Если правитель нарушает естественные законы, то это зло ниспослано подданным за грехи, сопротивление - грех и во избежание смуты надо подчиняться. Если же действия правителя противоречат божественному закону, то в этом случае церковь может низложить тирана, ему нельзя повиноваться. Так обосновывались теократические притязания церкви.
Фома Аквинский
Государство – часть мра, созданного богом, поэтому церковь дложна стоять над светской властью, духовно направлять ее усилия.
Формы Государства:
Правильные: Сущность – божественна. Происхождение – наследственно. Употребление – законно. Цель – общее благо и законность. Монархия, аристократия, полития
Неправильные: Попрание всех элементов власти, произвол и беззаконие. Цель личное благо. Тирания, олигархия, демократия.
Лучшая монархия (монарх – подданные, господа-слуги). Допутсима смешанная форма правления.
Закон – общее правило для достижения цели.
Вечный – Божественный разум управляющий миром. Естественный – отражение человеческим разумом вечного закона. Человеческий – естественный закон подкрепленный принуждением. Божественный – библия .
Суть концепции
– предписания человеческого (действующего
феодального) закона вытекают из воли
бога и его нарушение - грех
Политико-правовая концепция
Фомы Аквинского была основательной апологией
феодализма. Католической церковью он
был провозглашен “святым”, “ангелическим
доктором”. В 1879 г. его учение объявлено
“единственно истинной философией католицизма”.
Против притязаний католической церкви на светскую власть выступил бывший одно время ректором Парижского университета Марсилий Падуанский (1280? - 1343 гг.).
В работе “Защитник мира” (1324 г.) он утверждал, что основная причина войн, смут и возмущений - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира государства.
Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, различия между грехом и заслугами перед богом, а также наказания и награды в мире, где судья Христос. Человеческий закон обеспечивает правоту и общее благо, прочность власти; различает правомерное и неправомерное, устанавливает справедливость. Его соблюдение обеспечивается принуждением. Специфика законов определяет цели, сферу и методы деятельности церкви и государства.
К делам церкви относятся божественные законы. Духовенство имеет право только учить, проповедовать вероучения, но не принуждать. Марсилий Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии и, следовательно, наказывать нарушителей божественного закона (грешников) может только бог.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"