Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)
  1. Историческая  школа права.

Историческую школу  права представляли профессор права  в Геттингене Густав Гуго (1764 – 1944), профессор Берлинского Университета Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861) и его ученик Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846). Они выступили с критикой рационализма теории естественного права, веры во всесилие закона. Поводом стало требование юриста А.Ф. Тибо  о создании для феодально-раздробленной Германии единого гражданского кодекса (по образу кодекса Наполеона).

Отвергая концепцию  общественного договора, представители  школы утверждали, что государства  возникали и развивались другим путем, таких договоров никогда  не было. Общественный договор практически  невозможен, так как миллионы незнакомых людей вступить в соглашение и договориться о подчинении государству, неизвестным учреждениям и лицам не могли. К тому же, теория общественного договора вредна, так как власть не будет прочной, если обязанность повиноваться зависит от договора.

Поэтому право создается не волей законодателя, а в результате процесса медленного развития человечества и общественных отношений. Его начало теряется в доисторическом прошлом. При этом законодатель не творец права, а выразитель народного духа, который можно познать лишь с помощью истории народа. Создать новое право и ликвидировать старое, так же невозможно, как создать язык или отменить диалекты.

Пухта, объясняя появление  права, полагал, что первоначально  право существовало в форме обычая, который вытекал из народного  сознания. Затем, для появления обычая в «твердой форме» создается законодательство. Следом возникает юриспруденция, право юристов, раскрывающее юридические положения, лежащие в глубине народного духа, но не выраженные явно обычаем и законом. Законодатели и юристы не создают нормы права, а лишь содействуют раскрытию народного духа.

Таким образом, главная идея исторической школы права – отрицание творческого законодательства, возможности революционных преобразований. Они были взяты реакционерами в борьбе против революции во Франции. Вместе с тем, представители школы внесли в теорию поступательного развития политико-правовой науки элементы историзма. Так, Савиньи, применив исторический подход к изучению Римского права средних веков, утверждал, что оно не погибло в III-V веках, а видоизменилось в соответствии с «духом народа».

Достижением является и попытка юристов обнаружить закономерности истории права, рассмотреть  ее как объективный процесс, не всегда зависящий от законодателя, утверждение, что право создается не кабинетным путем, а объективным процессом жизни общества, заново и произвольно не устанавливается. 

Историческая Школа  Права: Гуго, Савиньи, Пухта.

Общественный договор  не возможен. Право создается в  результате процесса медленного развития человечества.

Дух нации – Источник права: Обычай- неписанные правила поведения, Закон- положительное право. Закон дополняет право, а создает последнее народное сознание. – Правление права- Обычай – законодательство – Юриспруденция.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теория естественного права и договорного происхождения государства Гуго Гроция.

Г. Гроций (1583-1645 гг.) в работе «О праве войны и мира. Три книги» (1625г.). 

Исходный  пункт политико-правовой доктрины Г. Гроция - природа человека, его социальные качества. Она основывается на признании того, что все люди равны от природы, от рождения, т.е. изначально и наделены естественными страстями, разумом, стремлениями, правами. Следовательно, законы природы определяют естественное право и ему должно соответствовать позитивное, волеустановленное право. И таким образом, право основывается не на воле бога, а на природе человека.

Качество, отличающее людей от животных, выражается в  стремлении к мирному общению, согласованному с требованиями разума. Это природное  стремление к общению и есть источник права, не зависимый от действующих положительных правовых норм. Человек наделен не только стремлением к общению, но и разумом и, следовательно, осознает, что согласно со стремлением к общению, а что противоречит ему. И поэтому право понимается как соответствующее природе справедливое действие. Гроций различает естественное и волеустановленное право. Естественное право основано на человеческом разуме, его требования (предписания) направлены на обеспечение справедливости: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой вещи, возмещение выгоды и причиненного ущерба, соблюдение обещаний, воздаяния людям наказания. Волеустановленное право должно соответствовать естественному и делится в свою очередь на человеческое и божественное (предписания церкви) право. Т.о. исходная и стержневая категория его доктрины есть отношение справедливости и естественного права, их тождественность

Общество преследует цель, чтобы пользование своим  достоянием было обеспечено каждому  общими силами и с общего согласия. И таким образом, справедливость как условие существования общества состоит в необходимости пользоваться своим и воздержании от посягательства на чужое достояние.

О договорном происхождении  государства. Было время, считает Г. Гроций, когда существовало «естественное состояние», т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, появилось насилие, а с ним угроза жизни и бессилие человека. И тогда разум привел людей к пониманию о необходимости объединения: так был заключен договор о создании государства. Государство - «это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», т.е. результат их сознательной деятельности, следствие общественного договора. Признаком государства является наличие верховной власти и ее атрибутов: издание законов (в т.ч. религиозных), осуществление правосудия, назначение должностных лиц, взимание налогов, решение вопросов войны и мира, заключение международных договоров. Идея договорного происхождения государства возникла задолго до Гроция (практика средних веков), но только у него договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, основа самого государства, отношения власти и подчиненности. И все теоретические построения XVII-XVIII вв. о причинах, сущности и способах создания государства отталкивались от договора.

О формах правления. Для Гроция это не принципиально. Народ может избрать любую форму правления, но, передав власть ее носителю (одному, немногим, народному собранию), обязан подчиняться и изменить не может, кроме двух обстоятельств. Первое, если об изменении формы правления в договоре явно или неявно прописано, или если договор расторгнут правителем. Второе, при крайней необходимости, явной опасности, когда правитель проникнут духом враждебности к народу: испанский монарх ради одного народа (испанцев) задумал гибель другого (нидерландцев). В этом случае борьба против Испании законна. 

О войне и мире. Гуго считается отцом науки международного права. Он отрицает мнение, что в международных отношениях сила решает все. «Война и мир есть право народов» и «законы не заглушаются пушками». Ведение войны должно вестись только по международному праву как части естественного и части положительного права.

Однако война является естественным способом защиты интересов государства. Поэтому войны бывают справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Зачинщики последних должны возместить ущерб и понести наказание. При этом от военных действий не должно страдать мирное население, женщины и дети, а с «военнопленными следует обращаться человечно». Это была позиция крупнейшего юриста на варварскую практику агрессора.     

Теория естественного  права и общественного договора становится интернациональной. С 1627 г. его книга «О праве войны и мира» была в индексе, но за 30 лет выдержала 40 изданий.

Гуго Гроций нидерландский  ученый.«О праве Войны и Мира. Три книги»

Исходный тезис: Люди наделены естественными правами. Все люди равны от природы. Природа человека его социальные качества. В естественном состоянии нет государства и частной собственности – С утратой простоты общения появилось насилие – Разум – договор об объединении – создали Государство (совершенный союз свободных людей ради соблюдения права и общей пользы)

Форма правления : непринципиально но избрав форму правления народ должен подчиняться и изменить ее не может, кроме особых случаев. (. Первое, если об изменении формы правления в договоре явно или неявно прописано, или если договор расторгнут правителем. Второе, при крайней необходимости, явной опасности, когда правитель проникнут духом враждебности к народу: испанский монарх ради одного народа (испанцев) задумал гибель другого (нидерландцев). В этом случае борьба против Испании законна.)

Право: Естественное – источник человеческий разум. Волеустановленное: Человеческое и божественное.

О войне и мире: «Война и мир есть право народов». Ведение войны только по международному праву. Классификация войн: Справедливые – оборонительные. Несправедливые – захватнические. 

  1. Обоснование демократии в учении Б.Спинозы.

Теоретическое обоснование  демократии осуществил Барух Спиноза (1632-1677 гг.). Политико-правовые взгляды великого голландского философа изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим способом» (1675) и незавершенном «Политическом трактате».

В основе его политико-правового  учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. А утверждение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает разрыв с религиозным представлением о создании мира богом. «Бог и природа есть одно и то же». В природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного. Действия человека (части природы) тоже подчинены строгой необходимости и определенным причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен, когда руководствуется одним только разумом, а его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. В связи с этим происхождение государства и права Спиноза объясняет с позиции необходимости.

Исходным моментом в учении Спинозы является понятие  естественного права, под которым он понимал необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа, «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». При этом естественное право он отождествлял с «мощью» – способностью природы к самосохранению.

Объясняя механизм происхождения государства, Спиноза утверждает, что мощь человека, его самосохранение лучше всего обеспечиваются разумом, который в условиях «нестабильности» предписывает ему искать общения с другими людьми. И в этом есть крайняя необходимость: в одиночку человек не может приобрести все, что ему необходимо для жизни, вне общества нет безопасности и его естественное право не обеспечено, мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчинится чужой силе. В конечном счете, противоречие между природой человека (эгоистичность, корыстолюбие, жадность, погоня за наживой - вечные категории) и разумом приводят к пониманию необходимости государства и законов, чтобы подчинить страсти разуму. Свобода состоит в подчинении закону. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское, где обеспечивается его благо (собственность). Цель государства - свобода, мир и безопасность. 

Спиноза. Голландский  философ. «Богословско – политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом», «Политический трактат»\

Теоретическое обоснование  доктрин: Эгоистичность и жадность вечные проблемы. – Естественное состояние  конфликтно. Естественное право и  безопасность не обеспечены.

Разум требует: Общественного  договора. Подчинение закону.

Государство: Цель- свобода  мир и безопасность. Формы : Мнархия, Аристократия, Демократия.

Демократия (наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность  и устойчивость). Каждый соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе. Каждый переносит свое естественное право на большую часть всего общества, единицу которого он составляет. Там «менее должно боятся нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы блоьшинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политико-правовые идеи в США в период борьбы за независимость. Т. Пейн.

Т. Пейн (1737 – 1809) был первым кто в статье «Серьезная мысль» поставил вопрос об отделении от Англии, а в статье «Здравый смысл» показал несовершенство английского государственного строя и предложил для колоний название – Соединенные Штаты Америки. Идеи Пейна изложены в  «Декларации независимости Соединенных штатов» (1776), автором которой является Джефферсон.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"