Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Еретика можно изгнать  из государства, но это право князя, а не священника. Он был против привилегий пап, выступал за выборность священников  и в целом за реформу церкви.   

Поскольку цель человеческого закона – общее благо, то он должен приниматься народом. Народ лучше повинуется тем законам, которые сам создал. Обществу принадлежит большая сила для принуждения к соблюдению закона. Что касается правительства, приводящего законы в исполнение, то оно должно быть подзаконно и выбираться народом. При этом лучше, если правитель – монарх, пожизненно избираемый и ответственный перед народом.  действие  Идеи Марсилия Падуанского о принадлежности народу законодательной власти, подзаконности правительства, выборности правителя предвосхитили лозунги революций ХVII-ХVIII вв. Исходили они в большей части из практики современных ему городских республик.

Марсилий  Падуанский (1280 ? – 1343) Юрист, богослов и медик, ректор Парижского университета, отлучен от церкви в 1328 г.

«защитник мира» 

Основная причина  смут и возмущений - вмешательство  церкви в дела светской власти.

Государство

Политическая организация: Исполнительная власть: Монарх, Правительство. Законодательная власть: Представительный орган. Духовная власть.

Социальная организация: Благородные граждане(духовенство, военные, судьи), Простые граждане(ремесленники, торговцы, земледельцы)

Церковь принудительной силой не обладает.

Законы – часть  права охраняемая силой государства : Человеческий – обеспечивает правду, общее благо, прочность государства. Божественный – указывает пути достижения общего блаженства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политико-правовые идеи «великих социалистов». Сен-Симон

Граф  Анри де Сен-Симон (1760-1825), участник Войны за независимость США и Французской революции свое учение изложил в работах «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленника» (1823), «Новое Христианство» (1825) и других.

В отличие от Просветителей, Сен-Симон считал, что социальная наука должна быть подобна естественным наукам и основана на анализе фактов. История человечества имеет свои закономерности, а каждый этап человеческих знаний поднимает общество на новую, более высокую ступень развития. В связи с этим прогрессом, «Золотой век» не в прошлом, а в будущем, впереди, в разумном общественном строе, построенном на позитивной науке. Такой подход получил название «исторического оптимизма». Заслуга мыслителя в том, что он доказывает неизбежность установления справедливого общественного строя, так как человечество движется по восходящей линии. И второе - частная собственность есть основа общественного здания.

В годы Французской  революции произошло ее перемещение  от дворян к буржуазии, революция  не оправдала надежд.

На основе изложенного  Сен-Симон выделяет три этапа в истории человечества: теологический, метафизический, позитивный.

Теологический - это время древнего мира и феодальной системы, где господствует церковь (религиозные представления). Метафизический- период крушения феодализма и торжества буржуазии. Религия теряет свои позиции, господствуют философские идеи. Позитивный - господство позитивной науки и на ее основе создается справедливое общество - промышленная система.

Новой системе соответствуют  и классы: ученые, собственники и неимущие. В основе деления - социальное положение. Но позже он делит общество по принципу роли в производстве: паразитические  (дворяне, рантье, чиновники, военные, юристы. Их около 40%) и промышленные  (ученые, пролетарии, фабриканты, торговцы, банкиры.) Так как в результате Французской революции власть не перешла от паразитического класса к промышленному, то средство перехода к справедливому социальному устройству (промышленному) - новое христианство, а цель - «улучшение участи бедных». 

Проповедь нового христианства обращена к просвещенным промышленникам и правителям. Последние, следуя заповедям нового христианства и нормам нравственности преобразуют общество.

Таким образом, Сен-Симон полагал, что ученые, имущие и рабочие составляют один класс и у них одни интересы. При этом мнение правит миром, а промышленники - вожди пролетариата. Все это довольно спорно.

Пути достижения цели - максимальное использование возможностей  знаний для удовлетворения потребностей человека, создание единой централизованной системы планового хозяйства - ассоциации. Здесь все трудятся, частная собственность сохраняется, но подчинена плану, действует принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Форма политической организации  может быть различной; к примеру: король, правительство и парламент. Их функция  - поддержание порядка. Но при этом создаются новые структуры, так как в новом строе место системы управления людьми займет система управления вещами и производством. Это Академия ( Совет ученых ) - для разработки планов народного хозяйства и Совет промышленников - для реализации этих планов.  

Заслуга Сен-Симона бесспорна в разработке идеи исторического детерминизма, закономерности общественного развития и прихода к справедливому общественному строю, обосновании необходимости плановости народного хозяйства, права на труд, о всестороннем развитии способностей человека, о максимальном удовлетворении его потребностей, о превращении науки в науку об управлении производством.

В целом критика утопистами капитализма способствовала формированию идеологии рабочего класса. Новым в их учении было и то, что рабочие сами основывают производство на коллективистских и плановых началах, идея отмирания государства. Теория утопистов базировалась на возможности использования безграничных достижений научно-технического прогресса, культуры и цивилизации.

Сен-Симон. Великие  социалисты – утописты. Граф Франция 

“О промышленной системе”, “Катехизис промышленника”, “Новое христианство”

Исторический Оптимизм. Частная собственность - основа общества:

Этапы человечества: Теологический(древний мир и феодализм), Метафизический (буржуазный), Позитивный (господство науки, промышленная система)

Справедливое общество- промышленная система.

Классы: Промышленные, паразитические 4%

Переход к правителям и промышленникам.. цель: Улучшение участи бедных. Средство- новое христианство

Ассоциации: все трудятся. Плановое хозяйство. Частная собственность  подчинена плану. Максимальное использование  науки для удовлетворения потребностей человека

Власть: парламент, король. Правительство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политико-правовая доктрина И. Макиавелли.

Его политическое учение свободно от теологии, оно основано на опыте современных ему городов-государств, правителей Античного мира, на знании интересов и страстей человека, участников политической жизни. Макиавелли полагал, что изучение прошлого, учет психологии людей дает возможность предвидеть будущее и определить средства и способы действий.

В политике всегда следует  рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное. Государство - есть некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Главное - реальная способность правительства повелевать подданными. Цель государства и основа его прочности - безопасность личности и незыблемость собственности; «человек, которого лишают какой либо выгоды, никогда не забывает этого». «Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных».

Благо свободы (незыблемость частной собственности и безопасность личности) - цель и основа прочности государства, наилучшим образом обеспечены в республике. Воспроизводя вслед за Полибием идеи о возникновении и круговороте форм правления, он как и античные мыслители отдает предпочтение смешанной форме (монархии, аристократии и демократии). Особенность же его учения в том, что смешанную республику он считал результатом борющихся социальных групп.

Макиавелли высказывает  свое, отличное от общепринятого среди  политиков, мнение о народе: народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко - в частных. Даже взбунтовавшийся народ менее страшен, чем тиран: народ можно уговорить словом, от тирана можно «избавиться только железом». Жестокость народа направлена против тех, кто посягает на общее благо, жесткость государя - кто «может посягнуть на его собственное личное благо». От народа он отличает знать. Нет общества, где бы не было противостояния знати и народа. Честолюбие первых - источник беспокойства смут в государстве, их претензии безграничны. Но знать неизбежна и нужна государству. Именно из ее среды выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники. Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что государственные органы включают аристократические и демократические учреждения, играющие роль сдерживающего фактора.

Что касается дворянства («те, кто праздно живет на доходы от своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь»), то Макиавелли отзывался о нем с ненавистью и призывал к его уничтожению. Дворяне - "решительный враг всякой гражданственности» и каждый «желающий создать республику ... не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их до единого».

Для создания свободной Итальянской республики Макиавелли предлагает ряд мер. Среди них освобождение от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и дворян, от папы и интриг католической церкви. Кроме того нужен единоличный правитель с абсолютной и чрезвычайной властью, учреждающий мудрые законы и порядки. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым с самим спокойствием народа. Для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Везде основой власти «служат взаимозависимые, хорошие законы и хорошее войско». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука - «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого».

Макиавелли отказывает итальянским городам - государствам в народовластии как в реальной перспективе и единственной политической формой, способной затормозить процесс  деградации, призвано самодержавие. «Там, где (материал) испорчен, не помогут даже хорошо упорядоченные законы, если только они не предписываются человеком, который с такой огромной энергией заставляет их соблюдать, что испорченный материал становится хорошим». Однако, тиранию он считал временной мерой, горьким но необходимым лекарством, надобность в котором отпадет, как только будет остановлено развитие болезни.

Особое отношение  было у Макиавелли к религии. Это важное средство политики, мощный фактор воздействия на умы и нравы людей. Она  «помогает командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных». Государство должно использовать религию для руководства подданными. Но Макиавелли критически относится к христианству, проповедующему покорность и смирение, и высоко ценит религию античности, почитающую «высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными». Отрицательно он относился и к духовенству, дурными примерами, лишившими страну «всякого благочестия». В связи с этим Макиавелли допускал преобразование религии, но в отличие от лидеров Реформации основой реформы считал не идеи раннего христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Его вывод о том, что не политика на службе у религии, а религия на службе у политики - резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

Макиавелли решительно отделял политику от морали. Политика (учреждение, организация и деятельность государства) есть особая сфера деятельности, имеющая свои закономерности, которые необходимо  изучать и осмысливать, а не выводить из св. Писания и конструировать умозрительно.

Эпоха средневековья  сказалась на взглядах мыслителя  о методах, способах и приемах политической деятельности. Они полностью отделены от морали. Если мораль оперирует такими категориями как «добро»-«зло», то политика - «польза»-«вред». Поэтому поступки политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.

Методами осуществления  власти являются не только военная  сила, но и хитрость, коварство, обман. И поэтому политические правила  и нормы морали не совместимы, государственный  деятель не должен быть верен договорам, если это вредит интересам общества. Он должен уметь решиться на «великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства». «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты». Идеалом государственного деятеля для Макиавелли был герцог Романьи Цезаре Борджиа, гений коварства в политике.

При этом Макиавелли считал, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет власти. Отсюда он выводил излюбленное правило  политики: «Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло  человек может отомстить, а за большое - не может». «Лучше убить, чем грозить, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая - отделываешься от врага окончательно». Особое внимание правитель должен обращать на создание собственного имиджа. «Самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся...каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство».

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"