Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: “Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное целое. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образовавшееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державой - при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и поданными как подчиняющиеся законам Государства».
Обосновываемая Руссо
концепция общественного
О суверенитете народа. В результате договора равных между собой образуется республика, где индивид, подчиняясь обществу, становится свободным, так как не подвластен никому в отдельности. Суверенитет принадлежит народу: он осуществляет законодательную власть, а свобода - это когда граждане под защитой закона и сами его принимающие. Идея суверенитета народа, принцип равенства и свободы - ядро политической системы Руссо. Народный суверенитет имеет два признака: он неотчуждаем и неделим. Поэтому Руссо против представительного органа: решение принимает весь народ (мужчины), так как он не связан ранее принятыми законами, то может всегда изменить принятые решения, даже условия первоначального договора. В связи с изложенными доводами против идеи разделения властей, Руссо противопоставил ей идею разграничения функций и подчинения исполнительной власти суверену.
Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятий: воля всех (volonte de tous) - сумма интересов и общая воля (volonte generale) - образуется путем вычитания взаимоисключающих интересов. Общая воля есть точка пересечения волеизъявления граждан. Идея этих рассуждений лежит в поисках решения политической проблемы - согласования интересов индивида - сословия - общества. При таком подходе, если законы будут выражением общей воли, то и нет необходимости в согласовании - организм все согласует сам.
При народоправстве возможна
только Республика, а форма организации
будет определяться числом лиц, участвующих
в управлении - монархия, аристократия
или демократия. Детальная организация
общественного строя - дело конкретной
Республики. В республике возможна частная
собственность (Руссо идеолог крестьянства),
но она должна быть небольших размеров
и основываться на индивидуальном труде.
Руссо Французский мыслитель.
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права»
Программа политического радикализма (Равенство, социальная справедливость, народный суверенитет, законность сопротивления тирании).
О происхождении и видах неравенства: Возникновение частной собственности – Имущественное; Установление политической власти – Политическое; Перерождение государства в деспотию – Правовое.
В естественном состоянии
и деспотии права нет (применение
силы к тирану – правомерно). Право-
Основание права Договор. – Государство
– Республика Механизм выявления интересов
народа: «общая воля» (вычитание взаимоисключающих
интересов) и «воля всех». Суверенитет
принадлежит народу, все равны и свободны.
– Ядро политической системы.
Доктрина Руссо - поворотный
момент в истории политико-правовых учений
XVIII века, а его авторитет был так велик,
что фактически нет последующих мыслителей,
кто бы ни обращался к его идеям.
Одним из первых представителей либерализма был профессор МГУ С.Е. Десницкий (1740?-1789).
Десницкий связывал развитие общества, государства и права с хозяйственной деятельностью народа, способом добывания средств к жизни. И делил историю человечества на четыре этапа: охотничий, пастушеский, земледельческий и коммерческий. Государство возникает только в коммерческом состоянии. Ранние “первовозникающие государства”, соответствующие “хлебопашескому состоянию”, государством в собственном смысле не были, поскольку не имели ни права, ни средств для его реализации. Хотя власть была у тех, кто обладал богатством.
Десницкий признавал существование “природных прав” человека: права на жизнь, здоровье, честь, собственность. Право частной собственности складывается в эпоху “хлебопашеского состояния” как результат трудовых затрат (по Локку). Историческое, географическое или другие условия могут обусловить такое явление, как рабство. К примеру, Рим: территория обширная, “подлого” сословия много, оно склонно к бунтам, а потому лучше его держать в неволе. Это же он переносит и на крестьян, “нет возможности без нарушения общего спокойствия дать крестьянам права”. Но продавать их надо лишь с их согласия. Цель государства - достижение наибольшего количества благ наибольшим числом людей. А лучшая форма организации власти - конституционная монархия.
Законодательная власть, по проекту Десницкого, осуществляется монархом совместно с однопалатным Сенатом (600-800 депутатов). Сенату дозволено “... с приказанием и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать ... и сверх того, пошлины в государстве налагать ... войну продолжать и заключение трактатов с соседними державами наблюдать”. Но “конечное повеление” принадлежит только монарху. Сенату вручается и высшая судебная власть.
В предложениях по учреждению судебной власти, Десницкий считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставление права защиты.
Исполнительная власть у него осуществляется монархом, имеющим право отлагательного вето, и высшими органами управления - коллегии с двойными подчинением: монарху и сенату. Наказательная власть вручена воеводам, назначаемым монархом и подотчетным губернскому суду. Гражданская власть (ведает вопросами градостроительства, благоустройства, устанавливает цены, пошлины) - органам местного самоуправления. Компетенция всех пяти властей должна строго определяться законом, с тем, чтоб одна власть не выходила из своего предела в другую.
В правовой сфере Десницкий предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное, выступал за строжайшее соблюдение законности в практике государственной жизни. Был он также за ограничение смертной казни (лишь за умышленное убийство и измену Родине), против крепостного права. А в вопросах внешней политики придерживался мирной ориентации, но признавал необходимость армии как средства “защищения от неприятельских нападений” и считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества. В целом просветительская доктрина Десницкого была направлена не на утверждение “просвещенного абсолютизма”, а на создание конституционного варианта монархического правления в России.
Таким образом, дворянский
либерализм отличался от буржуазного
тем, что не содержал проектов политических
реформ. Это естественно. Их принадлежность
к привилегированному сословию защищала
дворян от произвола чиновников. Иное
дело - положение торгово-промышленного
сословия. Если в экономическом отношении
они не требовали более прав приобретения
крестьян, то в области правовой им нужны
были юридические гарантии и защита.
Десницкий профессор МГУ.
Периоды истории человечества: Охотничий, Пастушеский, Земледельческий частная собственность)
Земледельческий – Государство (Ограниченная монархия)
Власти: Законодательная (Монарх +Сенат 600-800ч), Исполнительная (Монарх, Коллегии с подчинением монарху и сенату), Судебная ( присяжные заседатели), Гражданская (городское управление), Наказательная (воеводы)
Право: Государственное
(Лицо-государство), Судебное (лица), Гражданское(
супруги, родители, дети, опекуны), Уголовное
(преступления против лиц, общества, государства)
Перед мыслителями конца XIX века стояли вопросы, рожденные гражданским обществом: противоречия и конфликты, соотношения общества и государства, социальные процессы. Велся поиск внешних по отношению к государству и праву обстоятельств, которыми можно было обосновать правовое государство. На помощь была призвана социология.
Первым, кто сделал попытку применить идеи социализма к учению о государстве и праве был немецкий юрист Рудольф фон Аурих Иеринг (1818-1892).
Считая недостаточной «юриспруденцию понятий», формальный подход к праву Иеринг в работе «Цель в праве» стремился дать современным ему праву и государству социологическое обоснование. Центральное понятие его теории - интерес, выраженный в праве. Он полагал, что право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением. Под последним понималась государственная власть. Отход от формального определения права и попытки раскрыть его общественное содержание связаны с апологией гражданского общества, основу которого составляет частная собственность. Поэтому частная собственность вытекает из природы человека, а деньги есть апостол равенства, «когда речь заходит о деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия».
В мире, по Иерингу, все подчинено причине. И причиной действий людей являются цели (интерес) . Достижение цели обеспечивается правом. Все члены гражданского общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели. А право, следовательно, выражает «всеобщий интерес».
В работе «Борьба за
право» (1872) он утверждает, что право
не всегда выражало интересы общества,
а развивалось стихийно и мирно
(историческая школа). Напротив, оно
развивалось в кровавой борьбе классов
и сословий, добивающихся закрепления
в праве своих интересов (отмена
рабства, крепостничества, собственность,
свобода совести...)
Но борьба меняет свой характер. После утверждения в праве равенства, частной собственности и др. задача государства обеспечивать и поддерживать твердый порядок, то есть существующее право. Поэтому тезис о кровавом пути права - это речь о прошлом. Поскольку человек не всегда готов бороться за ущемление незначительного интереса, то Иеринг призывал к «здравому правовому чувству» как мотиву борьбы, «в борьбе ты обретешь право свое».
Для охраны интересов необходимо государство - общество, которое принуждает. Выражая интересы германской буржуазии, поддерживая политику «железа и крови» Бисмарка, Иеринг утверждал, что каждому государству свойственно стремление расширить свои границы. В этом интерес государства, он должен ограничиваться законом, то есть разумной политикой власти.
У теории Иеринга, а
она получила название «юриспруденция
интересов», много слабых мест. Если
право тождественно охраняемому
интересу, то сохранится ли право, если
интерес утрачен? Где мера законности,
если государство связано «разумностью
политике» государя?
Иеринг. Юрист Германия.
«цель в праве». Социологическая концепция государства и права.
ПРАВО – Система социальных целей гарантируемых принуждением.
В мире все подчинено Причине. Причина действие людей – цель. Цель обеспечивается правом – «всеобщий интерес»
Борьба за право:
1 этап: Развитие права
– КРОВАВЫЙ и длительный
2 этап: Цель – творец права. Безопасность личности. Охрана собственности, стабильность государства. В борьбе приобретены и выражены в праве ограничение власти, законность, конституционный режим, правосудие. Совпадение интересов государства и общества.
Результат построение правового государства.
«Юриспруденция интересов»
С конца XVIII в. Англия
превращалась в ведущую капиталистическую
державу. Центральной темой политико-
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"