Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Однако царская  власть чревата произволом и легко вырождается в тиранию, власть оптиматов превращается в господство клики богатых и знатных, демократия ведет к произволу толпы, к ее тирании. Эти уродливые виды властвования уже не являются формами государства, поскольку в таких случаях оно отсутствует вовсе, т.к. отсутствуют общие интересы, общее дело и общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности можно  лишь в условиях наилучшего, смешанного вида государственного устройства. Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика, поддерживаемая «согласием сословий», «единомыслием всех сословий», сочетающая начала монархии (власть консулов), аристократии (правление сената) и демократии (народное собрание и власть трибунов).

Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и  “владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив”. Это должен быть «первый человек в республике», «умиротворитель», блюститель и попечитель» в эпоху кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя.

Цицерон, говоря о  народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, всех трудящихся он причислял к числу презренных людей. С такими людьми у достойных граждан не может быть никаких общих интересов. Естественно, что это касалось и рабов. Рабство обусловлено самой природой, которая дарует “лучшим людям владычество над слабыми”. К рабам, полагал Цицерон, следует относиться как к наемникам. Такой подход к определению рабства, заметный шаг вперед, в сравнении с рабом как “говорящим орудием”.

Правовая теория Цицерона базировалась на апелляции к природе, к ее разуму и законам. В основе права лежит присущая природе справедливость, разум и определенный порядок. Именно это ее духовное свойство и является подлинным источником и носителем естественного права. Естественное право, “истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей... отменить его невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем”. “Бог, создатель, судья, автор закона”. Основной принцип естественного права - справедливость, “она воздает каждому свое”. Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло “раньше, чем какой бы то ни было писаный закон”. Отсюда вытекает требование, чтоб человеческие установления  (писаные законы, политические учреждения) соответствовали справедливости и праву. Законы, принимаемые в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Для укрепления божественного авторитета закона он должен иметь преамбулу. При этом под действие закона должны подпадать все.

Цицерон «О государстве», О законах.

Государство – Возникло естественным путем, «оно не только моральное  но и правовое сообщество». Цель: охрана собственности и жизни.

Форма власти: Простые  – царская власть, власть оптиматов, народная власть. Уродливые – тирания, тирания толпы, клика богатых и знатных.

Аристократическая сенатская  республика. Начала – монархии, аристократии и демократии. Консулат + сенат + народное собрание и трибуны.

Право – воплощение требований и естественного здравого разума в правилах, принятых государством. Естественное – истинный закон. Положительное – государственное (частное, публичное). Право народов – международное. Положительное право соответствует естественному «право не создается из бесправия»

Писаное право Цицерон делит на частное и публичное. Так называемое международное право трактуется им как часть положительного права разных народов и как часть естественного права международного права (т.е. как международное естественное право). Он был сторонником соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал несправедливой и нечестивой всякую войну, которая “не была возвещена и объявлена”. 

  1. Идеи Филофея  в работе «Москва-третий Рим».
 

По теории Филофея  вся история человечества представляет собой историю трех великих всемирных  государств, чья судьба направлялась богом. Первое (Рим - пало из-за ереси). Второе  (Византия) было завоевано турками  из-за Флорентийской (1439 г.) унии. Третьим  Римом стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, “а четвертому не быти”, и московский государь - “высокопоставленный”, “вседержавный”, “богоизбранный” наследник власти великих государств.

Россия, сохранившая верность православию, не только осталась невредима, но и явно набрала силу: сбросила монгольское иго, успешно обороняет свои границы, укрепила свой международный авторитет. Слава и могущество Рима и Византии не исчезли, они возродились в России как преемницы православия.

Легитимность царской  власти на Руси, Филофей обосновывает в послании великому князю Василию  Ивановичу  ссылкой на его «древнейшее  родословие». В числе «великих предков  князя» он называет «Великого Константина, … святого Владимира … и  богоизбранного Ярослава».

 Соотношение светской  и церковной властей Филофей  решает следующим образом. Царь  является наместником бога на  земле и его слуга, «сердце  царево в руке божией», в  его лице светская и духовная  власть совмещаются. Светская  власть должна руководствоваться законами, царь жить праведно, наблюдая за тем, чтобы подданные  жили по закону и заповедям. Церковь же представляет одно из ведомств государства, поэтому царь должен  назначать епископов, искоренять недостатки в православии, содержать церковь и монастыри, бороться с ересями.

Таким образом, Филофей  увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, ее полным подчинением светским правителям, но с сохранением за духовенством права «говорить правду»  царям. Но при этом, светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно», наблюдать за тем, чтобы подданные жили по закону и «заповедям». Не выделяя право как самостоятельный социальный регулятор, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются.

Филофей (Начало XVI в.) Псковский монах

Теория “Москва  – третий  Рим”

История человечества – история  трех.

Политические аспекты: Верховенство власти московских государей над удельными князьями. Претензии Москвы на объединение православных народов.

Власть: Происхождение – наследственное. Сущность – Божественная «скипетр получил из рук Бога» Употребление – законное. Светская – заботиться о церкви, преследует ее врагов, назначает епископов. Духовная – поддерживает светскую силой своего авторитета.

Царь – строг, справедлив и заботлив. Подданные служат ему  верой правдой и покорением.  
 

В теории можно усмотреть  два аспекта: внутриполитический и  внешнеполитический. Первый - возвышал власть московских государей над удельными князьями. Второй - Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. Однако, эта идея не соответствовала реальному положению вещей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Обоснование запрета  смертной казни Ч.Беккариа.

Идеи Беккариа: равенство  перед уголовным законом, нет  преступления и нет наказания  без указания о том в законе, соответствие тяжести наказания тяжести преступления и др., были восприняты уголовно-правовой наукой и уголовным законодательством. Его идеи, защищающие такие универсальные ценности как свобода, честь и достоинство человека, общественный порядок, обеспечиваемый законами и сознанием индивидов – весомый вклад в разработку европейскими просветителями теории правового государства, принципов либерализма. 

Чезаре  Беккариа (1738 –1794)

“О преступлениях  и наказаниях “

Естественное состояние  – война всех против всех. – Общественный договор (во имя безопасности и обеспечения свободы). Государство – Справедливость: Божественная и Естественная (Божественный закон и естественный закон (основа)), Человеческая( Общественный договор (основа)) – Законы государства не справедливы. – Пресвященная монархия. Частная собственность – Преступность (Презумпция невиновности), Социальное неравенство. Нет преступления и нет наказания, без указания на то в законе.

Тяжесть наказания  соответствует тяжести преступления. 

Причина преступности в социальном неравенстве людей. Беккариа был противником смертной казни.

Обоснование запрета  смертной казни:

По естественному  праву человек не имеет права  на лишения себя жизни и не может  предоставить его другим. Смертная казнь – это война общества с гражданином, т.е. возврат в естественное состояние Смертная казнь не оправдана с моральной точки зрения, т.к. способствует ожесточению народа. Смертная казнь не оправдана с юридической точки зрения, т.к. возможна непоправимая судебная ошибка зрения. Смертную казнь заменить пожизненным заключением.  

 Это первое в  истории теоретическое обоснование  отмены смертной казни. 
 

  1. Политко-правовые идеи нестяжателей и иосифлян.

 Религиозная форма  борьбы была вызвана тем, что  церковь приобрела большие богатства, прежде всего, земельные, что побуждали ее к активной политической борьбе. Это привело к расколу церковников на “нестяжателей” и “иосифлян” (стяжателей).

Нестяжатели выступали за реорганизацию деятельности церкви и отторжение от нее земельных владений. Они были категорически против вмешательства церкви в политическую жизнь государства, поддерживали боярскую оппозицию. Иосифляне были сторонниками сохранения существующих форм церковной организации и ее экономического статуса, поддерживали усиление власти московских князей. Иосифляне и нестяжатели принадлежа к внутрицерковным кругам, ставили перед собой задачу улучшить работу церкви, но по-разному видели ее идеалы. Конфликт возник из-за вопроса, должна ли церковь обладать богатством. Но с ним был органически связан -должна ли церковь поддерживать усиление царской власти.

Основоположником  учения «нестяжателей» был Нил Сорский (1433 – 1508). С цель укрепления авторитета церкви, он выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. Сорский поселился в вологодском крае, где организовал свою Нило - Сорскую пустынь в которой реализовал идеал пустынножительства: вместе с другими монахами жил своим трудом. Его слава была очень велика, «сиаше...яко светило в пустыни на Беле озере», а и сам великий князь «держал его в чести и велице». Учение нестяжателей наиболее полно были разработаны Максимом Греком.

Основные идеи нестяжателей, во многом совпадающие с положениями теории естественного права,  сводились к следующему: идеалом монашеского устройства является община. Монах скита (общины) живет за счет своего труда, наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым. Накопление богатств (собирание “по насилию от чужих трудов”) нельзя оправдать даже “благими целями” в виде частичного использования на подаяния. Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную; современные монастыри не соответствуют идеалу монашеского служения, и поэтому иноческий подвиг следует нести в виде скитничества, частной собственности не должно быть ни у монахов, ни у монастырей; духовная и светская власть должны иметь свою сферу деятельности, свои способы и методы ее осуществления; поиски духовного спасения каждым христианином (еретиком) индивидуальны, насилие над свободной волей человека не допустимо.

 Нил Сорский.

Церковь- нестяжательна  заботиться о спасении душ хрестианских, наставляет советом, убеждает.

Монастырь – Общежительный, монахи живут общиной и трудом своим (не делай , да не ешь)  нет частной собственности.

Власть – происхождение  выборное или наследное, духовенство подчинено и содержиться на жаловании. 
 

Еретика можно наказать силами государства, смертная казнь  исключена. Законными способами  происхождения власти являются не только наследственное занятие престола, но и выборный путь, когда в выборах участвуют и “простейший люд”; царь должен обладать высокими нравственными качествами, господствовать над своими страстями. Можно критиковать правителя вплоть до признания его правления “мучительским”, но предпринимать что-либо против него недопустимо. Предпочтительной формой власти является такая, в которой царь управляет при помощи советников. Царская власть действует в рамках закона; суд осуществляется на основе положительных законов.

Максим  Грек

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"