Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Под людьми здесь понимаются только свободные граждане полисов. Гражданин, это тот, кто может  участвовать в законосовещательной  и судебной власти государства. Следовательно каждой его форме соответствует свое определение понятия государства.

Классификация форм государства проводится в “Политике” по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные - личные выгоды). К правильным относятся монархия, аристократия и полития (идеальное государство). К неправильным - тирания, олигархия и демократия.

Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии,  возникающей из сочетания олигархии и демократии. Их порождением или смешением, (соотношение богатых и неимущих),  являются все остальные разновидности власти. В политии преобладает собственность средних размеров, чем ослабляются противоречия в обществе. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Лица, занятые физическим трудом исключены из числа граждан. Важнейшими частями государства являются воины и правители. Власть сосредоточена в руках воинов. Крестьяне имеют сильно урезанные права граждан.

Поскольку полития  характеризуется сочетанием демократических  и олигархических методов осуществления  власти, то Аристотель различает два вида справедливости. Уравнивающая, принципом ее является “арифметическая пропорция”, затрагивает отношения обмена, возмещение ущерба, назначения наказания за имущественные преступления и т.п. Закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а “с лицами обходится как с равными во всем”. Распределяющая (неравная справедливость) учитывает положение человека в обществе. Ее принципом служит “геометрическая пропорция” - воздаяние по достоинству и заслугам. Она применяется в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства.

Таким образом, концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти земледельческой аристократии.

Правовая  теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью. В целом право как политическое явление он называет “политическим правом”. Это означает невозможность неполитического права, отсутствие права в деспотических формах правления. Нет права в отношениях господ и рабов, отцов и детей. Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). “Естественное право - то, которое имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его”. К нему относятся общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, войны с варварами и др. Под условным (волеустановленным) правом подразумевается все то, что в последующем стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К нему относятся установление закона и всеобщих соглашений, включая писаные и неписаные правовые законы.

Закон должен соответствовать  политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к  деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Поэтому естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Политическое правление - это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - “уравновешенный разум”.

Несколько доводов  приводит Аристотель в обоснование рабства. Решающий из них - естественные (природные) различия между людьми. Варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Второй довод - экономический. Рабство, с этой позиции, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. Подобно рабству, утверждал Аристотель, частная собственность коренится в природе и является элементом семьи. Частная собственность - это стимул к труду, производству и обогащению, что выгодно гражданину, то выгодно и полису. Общность имущества - противоестественна. Общий интерес - ничей интерес. Здесь нет стимула к производству, содействует лени, стремлению воспользоваться плодами труда других.

К бессмертным тезисам  в защиту частной собственности  Аристотеля и оправдание коллективной собственности, так называемый “коммунистический проект” Платона за более чем двухтысячелетнюю историю политической мысли мало что добавлено. Однако, предвидя последствия частной собственности - напряжение и конфликты в обществе, Аристотель высказывается о путях ее приобретения.         Первый путь - труд, производство, создание материальных благ. Второй - торговля, спекуляция, ростовщичество. Он сторонник первого пути, при этом частная собственность распределяется равномерно, т.е. формируется средний класс, а плоды используются для общего блага. в  последствии эти идеи будут восприняты христианством и исламом.

Аристотель (384 – 322)

“Политика”, “Никомахова этика”, “Афинская полития

Государство – творение природы продукт естественного развития, в его основе социабельность человека.

Формы государства:

Правильные (общее  благо) Монархия (власть одного), Власть немногих – знатных – Аристократия. Власть всех граждан - полития

Неправильные (личное благо) Тирания(власть одного), Власть немногих – богатых –олигархия. Власть всех граждан – демократия

Олигархия + демократия = идеал

Политическое право: Естественное. Волеустановленное ( обычное. Писанное) 

  1. Идея единовластия и сильной княжеской власти в  «Молении» Даниила Заточника.
 

Идея единовластия, сильной княжеской власти, рассматриваемой главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в “Молении Даниила Заточника” (конец ХII или начало ХIII вв.).

Находясь в заточении, он обращается к князю с просьбой защитить его от притеснений и освободить от оков. Все беды (свои и “сирот”) Даниил усматривает от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Самоуправство бояр беззаконно и несправедливо, порождает в стране неурядицу. Их действия ведут к ослаблению государства.  Все надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной “яко дуб” княжеской властью.

Силовые методы в деятельности князя Даниил величает «царскою грозою», направленные на укрепление суверенитета государства, стабильности политической жизни, внутреннего порядка и внешней безопасности. «Грозная власть» восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие.

Установление единовластия князя - основная идея “Моления”. Единовластие - единственное средство возвеличивания государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих поданных, защищать их от произвола. «Земля плод дает обилия, древеса овощ; а ты нам княже богатству и славу». Эта идеализация “хорошего князя” послужила основой широко распространившимся позже “царским иллюзиям” русского крестьянства. 

Установление единовластия князя - основная идея “Моления”. Единовластие - единственное средство возвеличивания государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих поданных, защищать их от произвола. «Земля плод дает обилия, древеса овощ; а ты нам княже богатству и славу». Эта идеализация “хорошего князя” послужила основой широко распространившимся позже “царским иллюзиям” русского крестьянства.

Даниил  Заточник (конец ХІІ или начало ХІІІ вв.)

«моление» Все беды от бояр – надежда на порядок  в сильной княжеской власти.

Структура власти: Князь (умен, храбр, милостив), Дума (разных состояний  «обильных разумом»), Войско (многочисленно)

Форма правления: раннефеодальная монархия. Управление – умно и справедливо.

Князь - Заботится  о численности народа, плодородии земли, порядке в стране, безопасности, поддерживает справедливость, пресекает беззаконие, карает виновных 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Полибий о естественном круговороте политических форм.
 

С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства приходят в упадок. Кризис полиса и утрата независимости породили в обществе настроения упадничества, неуверенности, аполитизма. Политико-правовая мысль  этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Полибий (200-120 гг. до н.э.), последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Основной труд “История” в 40 томах. Ее мотив - путь римлян к мировому господству. 

Возникновение государств и смену форм правления Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “Закону  природы”. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояние зарождения, расцвета и упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. История общества есть бесконечное движение по кругу, где “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.

В ходе круговорота  происходит последовательная смена  форм государства. Первая монархия - единоличное  правление вождя (царя), основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в свою противоположность - тиранию. “Благородные мужи” свергают тиранию и устанавливают аристократию, где власть немногих преследует общее благо. Аристократия вырождается в олигархию. Народ, разуверенный власти одного или немногих, устанавливает собственную власть - демократию. Ее извращением является охлократия (власть толпы). При ней водворяется господство силы, переделы собственности, “народ дичает и вновь приобретает властителя”. Преодолеть круговорот политических форм способен мудрый законодатель. Для этого необходимо установить, по примеру Рима, смешанную форму правления, сочетающую начала монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание).

Именно  такое сочетание, полагал Полибий  и позволило Риму стать могущественной державой, покорившей “мир”. Политическая концепция Полибия послужила связующим звеном правовых  воззрений Древней Греции и Древнего Рима.

Полибий (210? – 123? ) «История» 40

Возникновение и смена  форм государства – естественный процесс, совершаемый по «закону природы»

Монархия- тирания  – аристократия – олигархия –  демократия – охлократия – (монархия)

Преодалеть круговорот способен правитель, создав мудрые законы и смешанную форму правления. Монархия (консулат)+ аристократия(сенат)+ демократия( народное собрание) = Пример Рима. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цицерон о государстве  и праве.

Марк  Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - знаменитый оратор,  государственный деятель и писатель из сословия всадников. Виднейший идеолог римской аристократии в период республики. Вопросам государства и права посвящены его специальные работы “О государстве” и  “О законах”.

Цицерон исходит из общих для сторонников аристократии представлений о естественном происхождении  государства. Гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила “не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе”.

Но государство (respublica) Цицерон определяет не только как естественный организм, но и как искусственное образование как дело, достояние народа (res populi), “народное установление”. Под народом понимается “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Следовательно, право выступает основой государства, а само государство - не только моральное, но и правовое сообщество. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи “правового государства”.

Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Охрана собственности одна из причин его образования. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права.

Цицерон уделял большое  внимание анализу различных форм государственного устройства, поиску “наилучшей” формы. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все эти формы несовершенны и если бы предстоял выбор среди них, то предпочтительнее царская, а на последнем месте - “демократия”.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"