Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".
Под людьми здесь понимаются
только свободные граждане полисов.
Гражданин, это тот, кто может
участвовать в
Классификация форм государства проводится в “Политике” по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные - личные выгоды). К правильным относятся монархия, аристократия и полития (идеальное государство). К неправильным - тирания, олигархия и демократия.
Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, возникающей из сочетания олигархии и демократии. Их порождением или смешением, (соотношение богатых и неимущих), являются все остальные разновидности власти. В политии преобладает собственность средних размеров, чем ослабляются противоречия в обществе. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Лица, занятые физическим трудом исключены из числа граждан. Важнейшими частями государства являются воины и правители. Власть сосредоточена в руках воинов. Крестьяне имеют сильно урезанные права граждан.
Поскольку полития характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти, то Аристотель различает два вида справедливости. Уравнивающая, принципом ее является “арифметическая пропорция”, затрагивает отношения обмена, возмещение ущерба, назначения наказания за имущественные преступления и т.п. Закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а “с лицами обходится как с равными во всем”. Распределяющая (неравная справедливость) учитывает положение человека в обществе. Ее принципом служит “геометрическая пропорция” - воздаяние по достоинству и заслугам. Она применяется в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства.
Таким образом, концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти земледельческой аристократии.
Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью. В целом право как политическое явление он называет “политическим правом”. Это означает невозможность неполитического права, отсутствие права в деспотических формах правления. Нет права в отношениях господ и рабов, отцов и детей. Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное). “Естественное право - то, которое имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его”. К нему относятся общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, войны с варварами и др. Под условным (волеустановленным) правом подразумевается все то, что в последующем стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К нему относятся установление закона и всеобщих соглашений, включая писаные и неписаные правовые законы.
Закон должен соответствовать политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Поэтому естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Политическое правление - это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - “уравновешенный разум”.
Несколько доводов приводит Аристотель в обоснование рабства. Решающий из них - естественные (природные) различия между людьми. Варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Второй довод - экономический. Рабство, с этой позиции, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. Подобно рабству, утверждал Аристотель, частная собственность коренится в природе и является элементом семьи. Частная собственность - это стимул к труду, производству и обогащению, что выгодно гражданину, то выгодно и полису. Общность имущества - противоестественна. Общий интерес - ничей интерес. Здесь нет стимула к производству, содействует лени, стремлению воспользоваться плодами труда других.
К бессмертным тезисам в защиту частной собственности Аристотеля и оправдание коллективной собственности, так называемый “коммунистический проект” Платона за более чем двухтысячелетнюю историю политической мысли мало что добавлено. Однако, предвидя последствия частной собственности - напряжение и конфликты в обществе, Аристотель высказывается о путях ее приобретения. Первый путь - труд, производство, создание материальных благ. Второй - торговля, спекуляция, ростовщичество. Он сторонник первого пути, при этом частная собственность распределяется равномерно, т.е. формируется средний класс, а плоды используются для общего блага. в последствии эти идеи будут восприняты христианством и исламом.
Аристотель (384 – 322)
“Политика”, “Никомахова этика”, “Афинская полития
Государство – творение природы продукт естественного развития, в его основе социабельность человека.
Формы государства:
Правильные (общее благо) Монархия (власть одного), Власть немногих – знатных – Аристократия. Власть всех граждан - полития
Неправильные (личное благо) Тирания(власть одного), Власть немногих – богатых –олигархия. Власть всех граждан – демократия
Олигархия + демократия = идеал
Политическое право:
Естественное. Волеустановленное ( обычное.
Писанное)
Идея единовластия, сильной княжеской власти, рассматриваемой главным образом в плане внутриполитических и социальных отношений, выражена в “Молении Даниила Заточника” (конец ХII или начало ХIII вв.).
Находясь в заточении, он обращается к князю с просьбой защитить его от притеснений и освободить от оков. Все беды (свои и “сирот”) Даниил усматривает от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Самоуправство бояр беззаконно и несправедливо, порождает в стране неурядицу. Их действия ведут к ослаблению государства. Все надежды на личное освобождение и установление порядка в государстве он связывает с сильной “яко дуб” княжеской властью.
Силовые методы в деятельности князя Даниил величает «царскою грозою», направленные на укрепление суверенитета государства, стабильности политической жизни, внутреннего порядка и внешней безопасности. «Грозная власть» восстанавливает нарушенную справедливость и пресекает беззаконие.
Установление единовластия
князя - основная идея “Моления”. Единовластие
- единственное средство возвеличивания
государства, установления твердого порядка
и избавления простых людей от бедствий.
При этом князь должен быть мудрым и решительным,
советоваться с образованными и умными
людьми независимо от происхождения, избегать
феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии
своих поданных, защищать их от произвола.
«Земля плод дает обилия, древеса овощ;
а ты нам княже богатству и славу». Эта
идеализация “хорошего князя” послужила
основой широко распространившимся позже
“царским иллюзиям” русского крестьянства.
Установление единовластия князя - основная идея “Моления”. Единовластие - единственное средство возвеличивания государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. При этом князь должен быть мудрым и решительным, советоваться с образованными и умными людьми независимо от происхождения, избегать феодальных усобиц и заботиться о благосостоянии своих поданных, защищать их от произвола. «Земля плод дает обилия, древеса овощ; а ты нам княже богатству и славу». Эта идеализация “хорошего князя” послужила основой широко распространившимся позже “царским иллюзиям” русского крестьянства.
«моление» Все беды от бояр – надежда на порядок в сильной княжеской власти.
Структура власти: Князь (умен, храбр, милостив), Дума (разных состояний «обильных разумом»), Войско (многочисленно)
Форма правления: раннефеодальная монархия. Управление – умно и справедливо.
Князь - Заботится
о численности народа, плодородии
земли, порядке в стране, безопасности,
поддерживает справедливость, пресекает
беззаконие, карает виновных
С середины IV в. до н.э.
древнегреческие государства
Полибий (200-120 гг. до н.э.), последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Основной труд “История” в 40 томах. Ее мотив - путь римлян к мировому господству.
Возникновение государств и смену форм правления Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “Закону природы”. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояние зарождения, расцвета и упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. История общества есть бесконечное движение по кругу, где “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.
В ходе круговорота происходит последовательная смена форм государства. Первая монархия - единоличное правление вождя (царя), основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в свою противоположность - тиранию. “Благородные мужи” свергают тиранию и устанавливают аристократию, где власть немногих преследует общее благо. Аристократия вырождается в олигархию. Народ, разуверенный власти одного или немногих, устанавливает собственную власть - демократию. Ее извращением является охлократия (власть толпы). При ней водворяется господство силы, переделы собственности, “народ дичает и вновь приобретает властителя”. Преодолеть круговорот политических форм способен мудрый законодатель. Для этого необходимо установить, по примеру Рима, смешанную форму правления, сочетающую начала монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание).
Именно такое сочетание, полагал Полибий и позволило Риму стать могущественной державой, покорившей “мир”. Политическая концепция Полибия послужила связующим звеном правовых воззрений Древней Греции и Древнего Рима.
Полибий (210? – 123? ) «История» 40
Возникновение и смена форм государства – естественный процесс, совершаемый по «закону природы»
Монархия- тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия – (монархия)
Преодалеть круговорот
способен правитель, создав мудрые законы
и смешанную форму правления.
Монархия (консулат)+ аристократия(сенат)+
демократия( народное собрание) = Пример
Рима.
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - знаменитый оратор, государственный деятель и писатель из сословия всадников. Виднейший идеолог римской аристократии в период республики. Вопросам государства и права посвящены его специальные работы “О государстве” и “О законах”.
Цицерон исходит из
общих для сторонников
Но государство (respublica) Цицерон определяет не только как естественный организм, но и как искусственное образование как дело, достояние народа (res populi), “народное установление”. Под народом понимается “соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов”. Следовательно, право выступает основой государства, а само государство - не только моральное, но и правовое сообщество. Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи “правового государства”.
Целью государства является охрана имущественных интересов граждан. Охрана собственности одна из причин его образования. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права.
Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного устройства, поиску “наилучшей” формы. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Все эти формы несовершенны и если бы предстоял выбор среди них, то предпочтительнее царская, а на последнем месте - “демократия”.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"