Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 46 вопросов по дисциплине "История политико-правовых учений".

Работа содержит 1 файл

ИИПУ.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Республика – (Переходный период – Диктатура пролетариата ),- Социализм – Коммунизм –  Нет государства.  

  1. Учение Платона  о государстве и праве.

Платон (Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) - ученик Сократа, один из величайших мыслителей человечества и крупнейший идеолог полисной аристократии.

Платон создатель  философии объективного идеализма. Основу его философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов  и явлений Платон противопоставил мир идей, или общих понятий. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Материальный мир есть отражение мира идей. Субстанция (первооснова) мира - объективно существующее безличное сознание (мировой разум).

Платон, следуя Сократу, отвергавшему субъективизм софистов (Протагор - “человек мера всех вещей”), полагал, что “пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек”. Вселенная подчинена единому закону, установленному богом. Но богом не мифическим (с биографией и изваяниями), а единым абстрактным существом. Это первопричина мира. Бог - демиург - создатель, творец - мировая душа. Человек, общество, полис - часть Вселенной и, следовательно, тоже подчинены божественному закону. Так как возможности разума не безграничны и знания человека об окружающей природе не могут быть истинными, то подлинные знания дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Следовательно, познать божественный закон можно, лишь соединив разум и душевные (нравственные) силы.

Основные работы в  области права – это диалоги  “Государство”, “Политик”, “Законы”, “Софист”. «Государство» содержит знаменитый проект «идеального общественного  строя», построенного на принципах коллективной собственности правящих сословий.

Государство возникает по предначертанию богов как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, совместно, сотрудничая друг с другом. То есть на основе разделения труда. Обществу одинаково нужны сапожники, повара, солдаты... . Каждый занят своим делом, обеспечивая себя и других. То же солдат и правитель. В отдельности они не жизнеспособны. Полис обеспечивает их существование и его интересы - главное для общества.

Полис (государство) должен служить не группам, не мудрым, а интересам всех. Здесь Платон полемизирует с Фрасимахом (софист), по которому справедливость и закон, это то, что пригодно сильнейшему. Да, так бывает, соглашается Платон, но это коррумпированные власть, государство. «Там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только внутренних распрях».

В связи с этим Платон различает правильные (установленные  ради общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах какой либо группы, захватившей власть). В итоге, закон - это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно-нравственных норм для ориентации граждан. Но не правителей!

В работе “Государство”  по аналогии с человеческой душой  Платон излагает проект идеального справедливого государства.         Подобно тому, как в душе человека есть три начала: разумное, яростное и вожделеющее, так и в обществе - совещательное, защитное и деловое и соответствующие им сословия: правители, воины и производители материальных благ (ремесленники и земледельцы). Сословия не равны и наследственно замкнуты, Деление общества на сословия есть условие прочности государства. Переход из низшего сословия в высшее недопустим и является преступлением, ибо каждый должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.         Во главе государства необходимо поставить философов, “аристократов духа”, способных воплотить небесный мир идей в земной жизни.

Поскольку причиной нестабильности общества является неравенство, а неравенство есть последствия частной собственности, при которой человек думает не об общественном, а о личном, то у первых двух сословий частной собственности нет. «Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью

Что касается третьего сословия, то им разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать. Однако, их достаток должен быть средним.

Таким образом, отсутствие имущественного расслоения, бедняков и богатых - важнейшая социально-экономическая  особенность идеального государства. Для достижения единства общества, Платон вводит принцип единомыслия, под которым он понимал насильственное утверждение его идей о государстве.

Власть  в образцовом обществе может осуществлять либо монархия, если правит один философ, либо аристократия (идеал) - несколько философов. Вырождение аристократии мудрых, повлечет  утверждение частной собственности и обращения в рабов третьего сословия. Возникнет тимократия (“тиме” - честь), власть военных. Такое государство будет вечно воевать.         В результате войн у немногих частных лиц скопятся богатства, они захватят власть. Так появится олигархическая форма правления. Раздираемое враждой богачей и бедняков, такое государство будет воевать само с собой. Победа бедняков приведет к демократии - власти народа, где царит безначалие и своеволие. Чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - рабство. Устанавливается тирания - наихудшая форма правления. Главная причина смены форм государства есть порча нравов. Выход - возврат к правлению мудрых. На страже государства, законов должно быть, соответствующим образом устроенное, правосудие. Для убеждения (обоснования) истинного государства необходима религия.

Нарисованная картина  смены форм государства, являлась понятийно-логической схемой, отражавшей реальные процессы в истории Древней Греции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний.

Платон был реалист  и понимал, что его проект “непроходим” и тогда, в диалоге “Законы”, изображает “второй по достоинству” государственный строй, приближая его к действительности полисов. Фактически он идет на компромисс. Во-первых, он отказывается от коллективной собственности и устанавливает для всех граждан единый порядок пользования имуществом. Земля- собственность государства, а граждане получают надел во владение. Размер частной собственности ограничен. Все имеют семью. Во-вторых, граждане, а их для удобства управления 5040, делятся  не по сословию, а по имущественному цензу. Политические права приобретаются в зависимости от размеров имущества, записавшихся в один из четырех классов. Ремесленники и торговцы политическими правами не пользуются. Производственные потребности земледелия предполагалось полностью решать за счет рабского труда. В-третьих, в устройстве идеального государства совпадают начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выборы по заслугам и достоинству).

Во главе платоновского  государства стоит коллегия 37 правителей. Их возраст от 50 до 70 лет. Они избираются путем многоступенчатых выборов. Главная  их задача - быть “стражами законов”. Совет 360, избираемый по 90 человек от каждого класса и обладающий значительной властью. Верховная власть принадлежит тайному “ночному собранию” из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Они стоят над законами. Все кандидаты на должности проходят докимасию - проверку правомочности их притязаний. Что касается народного собрания, то его посещение обязательно только для граждан первых двух классов и функции четко не прописаны.

В диалоге “Политик”  Платон выделил семь форм правления. Законные, когда монархия, аристократия и демократия опираются на законы и незаконные - власть управляет вопреки законам и обычаям. Это тирания, олигархия и извращенная демократия. Однако, все они есть отступление от идеального, “подлинного” государства, где политик единолично управляет, “руководствуясь знаниями”.

Вклад Платона в политико-правовую мысль сводится к следующему: основа политического объединения (государства), есть общее благо и общий интерес; частная собственность - причина социальных конфликтов и противоречий; четкое определение форм государства и закономерностей их круговорота; законность- важнейший атрибут власти. Это достижения, что касается негативов, то к ним относятся идеализация кастового строя и аристократической формы правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, регламентация всех сторон жизни, утверждение единомыслия. Процесс перерастания родовой  аристократии в земледельческую вызвал изменения  в политическом сознании знати: необходимость законов и твердость в сохранении полисного земледелия. Эти изменения зафиксировал Платон в своих программах.

Платон. Диалоги: «Государство». «Политик», «Законы»

Государство- аристократическая, республика возникло по велению богов  как результат потребностей людей  вызванных  разделением труда.

Власть: Правление  философов «аристократов духа». Законы придумывают философы (“Государство”) Народное собрание («Законы») – законы обязательны для всех.

Разделение труда  по качеству души.

Сословия: Философы и  правители (совещательное), Воины (защитное) – Общая собственность и нет  семей. Производители (деловое) – есть семья и собственность – индивидуальны. 

Формы государства:

Монархия – правит один философ. Олигархия – власть богатых.

Аристократия –  несколько философов (идеально). Демократия – Власть народа.

Тимократия – власть военных. Тирания – наихудшая.  

«Полтитики»: Законные (опираются на законы): монархия, аристократия, демократия. Незаконные (не опираются на закон): тирания, олигархия, извращенная демократия.

Подлинное государство”: политик управляет единолично, руководствуясь знаниями 

  1. Политическая  концепция И.Т.Посошкова.
 

Преобразования Петра I привели к росту купечества. Их идеологом стал предприниматель  и торговец И.Т. Посошков (1652?-1726). В  работе “Книга о скудости и богатстве” (1652) он изложил программу абсолютизма  с точки зрения купечества. Посошков - сторонник теологического обоснования царской власти, ее суверенитета тождественного божественной власти. Власть должна осуществлять тотальную регламентацию, заставить всех работать и быть бережливыми.

Сословия появились  в результате разделения труда и, следовательно, государство пусть заставит каждое из них делать свое дело. Посошков не был противником привилегий дворян, но упор делал на их обязанности и выступал за расширение крепостничества. Он понимал, что крестьянин - главный производитель, от его труда все богатство России. Поэтому считал, что повинности их надо урегулировать, от произвола защитить, подумать о грамотности, стимулах труда. Посошков рекомендовал, чтобы помещик заставлял работать крестьянина 7 дней в неделю, для пресечения побегов ввести паспорта, ограничить указом повинности. Размер повинностей должен определяться съездом дворян.

Купечество, по Посошкову - “это великое дело”, “оно и воинству товарищ”. Без него нет богатства  у государства. Поэтому следовало  бы указами регламентировать порядок торговли, определить цены, установить, что купечество единственное торговое и промышленное сословие, крепостными обеспечить промышленность, заставить на предприятиях работать нищих, а в зимнее время - крестьян.

Не полагаясь только на указы, он предлагает принять свод законов - Уложение (“сочинить правосудную книгу”). Для его подготовки учредить Собрание из представителей каждого сословия, собрать старые и новые указы. После обсуждения проекта всеми сословиями (с целью избежать ошибок, пробелов), царским указом дать ему правовую силу. Гарантом уложения должен быть суд. Но для этого надо искоренить в них “неправду” (взяточничество, волокита, неправосудие): судей штрафовать и сурово карать (каторга, смертная казнь и др.), изменить состав суда - ввести в его состав из низших чинов, отставных военных, купцов “с острым умом”. В суде все должны быть равны, а судьи подчинялись бы только царю и богу. Второе условие гарантии Уложения - грамотность народа, дабы уберечь, особенно нерусских, от незаконных поборов. Учить принудительно, хотя бы по одному грамотному иметь в каждой деревне.

Дворянство восприняло идеи Посошкова враждебно. После  отправки книги царю, он был арестован, скончался в Петропавловской  крепости.

Посошков. Купец.

«Книга о скудости и богатстве»

Форма власти – абсолютная. Тотальная регламентация.

Реформы:

Крестьянская : Твердые  размеры податей. Отделение крестьянской земли от помещичьей. Экономическая: Развитие отечественной промышленности, протекционизм, свободный торг купечеству, регулирование цен, развитие внешней торговли, заставить работать на промышленных предприятиях нищих, а зимой - крестьян

Военная: хорошо обученная  и малочисленная содержащаяся на жаловании армия.

Сословная: Определение  прав и обязанностей сословий.

Судебная: Суд един для всех. «Сочинить правосудную книгу» (Уложение),  «общесоветием (собранием), выборными людьми  «ото всех чинов». Общесословный состав суда: дворяне, отставные военные, купцы «с острым умом», ремесленники 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Учение Аристотеля о происхождении, сущности и классификации форм государства.

Разработку идеологии  земледельческой знати продолжил  Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.

“Политика”, “Никомахова  этика” и “Афинская полития”.

Государство - творение природы, продукт естественного развития. В его основе- потребности человека к общению. Человек, по знаменитому определению Аристотеля - “животное политическое” или общественное. Он не может жить один, нуждается в контактах, в объединении. Социабельность - неотъемлемое качество человека. Основные ступени объединения: семья - селение, или род - полис. “Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”. Фактически государство является целью существования семьи и селения. Таким образом, государство по Аристотелю - это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Полис в этом плане идеален. С одной стороны, он достаточен, чтобы удовлетворить социальные потребности человека (занятия искусством, наукой, политикой и др.), а с другой - он мал, чтобы человек  смог в нем затеряться.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политико-правовых учений"