Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:28, реферат
В России, как и на Западе, предпосылки для возникновения геополитических идей формировались в процессе изучения роли природной среды и особенно географического фактора в жизни общества. При этом русская геополитическая традиция полна глубоких оригинальных идей. Среди них современные геополитики, пожалуй, особо выделяют пространственный фактор, который лежит в основе российской истории. Несколько столетий подряд, с самого освобождения от татаро-монгольского ига, русский народ жил, говоря словами Ф.А. Степуна, «неисполнимою мечтою включения охватывающего русскую равнину горизонта в состав Государства Российского». И это была не просто мечта. Это была и созидаемая усилиями россиян реальность. Достаточно в подтверждение этого указать на тот факт, что за 400 лет территория России увеличилась в 36 раз.
3. Мир трансформируется в многополярный, состоящий из таких центров силы, как США, КНР, Германия, Россия, Индия, Бразилия.
4. Мир будет представлять
собой параллельное
5. Мир будет втянут
в целую полосу
Таким образом, книга А.И. Уткина дает нам не только анализ геополитического состояния современного мира, но и анализ состояния западной геополитической науки. Если говорить о его собственных научных достижениях в геополитике, то в первую очередь следует выделить его анализ американкой гегемонии, глобальных процессов и хаотичности современного мира, которой способствуют, по его мнению, возрастающее неравенство, демографический взрыв, культурно-цивилизационные перемены, разрушительное действие модернизации, научно-технической революции на культурно-цивилизационные сообщества. Заслуживает внимания и точка зрения А.И.Уткина на трансформацию современного однополюсного миропорядка в многополюсный, а также на проблемы России, которые требуется решить в ходе этой трансформации.
В работе «Россия и Запад: история цивилизаций» (2000) он рассматривает отношения Государства Российского с Западом в рамках трех геополитических периодов (1 – освоение Восточной Европы, продвижение на лесной северо-восток, принятие христианства. 2 – татаро-монгольское иго, создавшее изолированный от Европы «Третий Рим». 3 – начался деятельностью Петра Великого и заключается в осознании своей самобытности и, одновременно в стремлении к обновлению и приобщению к передовому зарубежному опыту. Этот период продолжается до сих пор).
Современную ситуацию отношений России и Запада А.И.Уткин выражает в трех сценариях: 1 – образование единой политической и социально-экономической системы, опоясывающей Северное полушарие; 2 - сближение по оси «Париж – Берлин – Варшава – Москва»; 3-ий путь России придется выбрать, если будут заблокированы первые два. Это дорога внутрь себя и на Восток. Это путь самообеспечения и развития отношений с южными и восточными соседями.
В.Л.Цымбурский (1957-2009).
На фоне указанных направлений российской геополитической мысли выделяются взгляды Вадима Леонидовича Цымбурского,философа и культуролога, который получил известность после опубликования статьи «Остров Россия. Перспективы российской геополитики». В ней он поставил задачу смены российского геополитического кода (или самоидентификации России в конце XX в.) с имперского на новый, который он назвал «островным». «Островная» концепция российской геополитической идентичности В.Л. Цымбурского не имеет ничего общего ни с хартлендом X. Маккиндера, ни с автаркическими и по сути имперскими представлениями евразийцев.
«Остров-Россия» Цымбурского — это отдельно расположенная суша посреди сухопутного океана, отделенная от ушедшей вперед Европы довольно широким «проливом» лимитрофных стран Балтии и Восточной Европы. Россия как геополитический объект описывается им тремя постоянно действующими признаками.
Во-первых, «это целостная геополитическая ниша русского этноса, лежащая к Востоку от романо-германской этноцивилизационной платформы, не относясь к ней, и уже в пору своего конституирования в XVI в. превзошедшая коренную Европу площадью, а в XVII в. образовавшая особую платформу, заполнив пространство между Европой и Китаем.
Во-вторых, это наличие огромных неосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока, служащих естественной защитой от угрозы с Востока, самая реальная из которых (татаро-монгольское нашествие) завершилась новыми приращениями российской территории.
В-третьих, отделенность российской территории и на Западе от романо-германской Европы целым «поясом народов и территорий, примыкающих к этой коренной Европе, но не входящих в нее». Эта отделенность «территориями-проливами» (Прибалтика, Польша, Венгрия, Чехия) от центра западной цивилизации во многом определяла и определяет ход русской истории, которую невозможно адекватно описать ни представлениями Маккиндера о неподвижности хартленда-России, как географической оси истории, о замирании исторических процессов на территории хартленда, ни выделением евразийцами России в особую культурно-территориальную общность, развивающуюся по своим собственным законам (месторазвитие, имперское мышление, имперское политическое устройство и т.д.).
Остров Россия для Цымбурского
— это не только попытка геополитической
идентификации и
Цымбурский определил
свою область
исследований как щившизационна
Прежде всего российский геополитик выделяет цивилизации, существующие на пространстве Евразии: романо-германскую (Западная Европа), арабо-иранскую (Ближний и Средний Восток), российскую, китайскую, индийскую. Между этими цивилизациями образовался после распада СССР сквозной пояс суверенных пространств, который протянулся через континент от Польши и Прибалтики до Памира и Тянь-Шаня, охватывая Восточную Европу с Балканами, Кавказ и постсоветскую Центральную Азию. Этот пояс, образованный переходящими друг в друга перифериями всех цивилизаций Евразии, Цымбурский обозначил как Великий Лимитроф.
В отличие от «евразийцев» Цымбурский считает, что Россия — разрушительница Евразии, а Великий Лимитроф — это все то, что от нее осталось. Из этой констатации делается вывод, что в отношении лимитрофных государств Россия должна проводить политику, основанную на «прагматизме выгоды», а не на «интернационализме бескорыстия». Поэтому Великий Лимитроф - это сфера жизненных интересов России, но интересов геополитических, а не внутриполитических.
Лимитроф, окаймляя Россию по всему периметру сухопутных границ и состоящий теперь из суверенных государств, отделяет ее от всех евроазиатских цивилизационных ареалов, которые сложились возле незамерзающих океанских акваторий. Эта новая геополитическая ситуация поставила и важнейший для судеб Евразии вопрос: «станут ли отдельные секторы Лимитрофа — Восточная Европа, Кавказ и «новая» Центральная Азия — посредниками между соседствующими с ними цивилизациями, связуя и вместе с тем разделяя их, или же весь Лимитроф окажется насквозь соединен в противостоящую большинству платформ Евро-Азии стратегическую и геоэкономическую целостность с прямым выходом через Восточную Европу на Евро-Атлантику, которая видит себя в роли «всемирной цивилизации»?
На пространствах Лимитрофа, считает Цымбурский, должна проявиться зарождающаяся сегодня борьба между двумя тенденциями развития мира — к униполярности или к реальной силовой многополярности, что, по-видимому, и составит главное содержание мировой военно-политической истории в ближайшее пятидесятилетие. России неизбежно придется определять свою позицию в складывающейся ситуации.
Такой взгляд российского геополитика опирается уже не на цивилизационный, а на геоэкономический фактор. Им предлагается использовать положение России между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) для образования коммуникационной системы между ними, своего рода «тихоокеанского плацдарма в глубине материка». Смысл подобной геополитической перспективы Цымбурский видит в том, чтобы создать в Евразии новую геоэкономическую ситуацию, столкнув друг с другом мирохозяйственные Большие Пространства таким образом, чтобы Россия, не разрываясь между ними, стала бы для одного из них необходимым агентом воспроизводства и экспансии. Россия же в свою очередь могла бы включиться в разделение труда внутри АТР.
Южная часть Лимитрофа могла бы, по его мнению, в перспективе быть использована Россией для продвижения своих интересов в область Индийского океана и тем самым укрепления своих границ и создания предпосылок для сотрудничества цивилизаций в этом регионе.
Цымбурский считает, что такой концептуальный подход позволяет охватить единой геополитической логикой все множество российских интересов в зоне Великого Лимитрофа от Причерноморья до дальневосточного Приморья, и сформулировать прагматические цели. Во-первых, попытаться «геоэкономическими средствами и методами изменить мировой порядок в направлении, повышающем статус России». Во-вторых, «обеспечить безопасность ее урало-сибирского коммуникационного ядра и опереть целостность страны на новые основания, поднять международную геоэкономическую значимость этой российской пятой «скрепы» и прочнее завязать на нее «угловые» приморские регионы с их экспортно-импортными и транзитными выходами в мир».
Наиболее проблемным местом в Великом Лимитрофе для России является, по мнению Цымбурского, его восточно-европейский сектор. Поскольку Запад может использовать Лимитроф для изоляции России, то последней необходимо обеспечить свое влияние на его ось, проходящую от Калининграда до Крыма, «отъединить "хартленд" от Восточной Европы».
Цымбурский справедливо полагает, что для достижения поставленных целей перед российской геополитикой «ни изоляционизм, ни евразийство в духе Петра Савицкого и Льва Гумилева в качестве практической политики сейчас не годятся».
В.А. Колосов.
Владимир Алексеевич Колосов - современный российский политический географ и геополитик, выпускник географического факультета МГУ. В настоящее время - доктор географических наук, профессор, руководитель Центра геополитических исследований Института географии РАН, председатель Комиссии Международного географического союза по политической географии, почетный профессор ряда иностранных институтов. В.А.Колосов – автор около 200 публикаций по проблемам политической географии и геополитики, в том числе семи книг. Сторонник геополитики взаимодействия.
В представленной работе «Политическая география» он показывает широкую картину развития современной мировой политической географии, ее состояния в СССР и современной России. Вкладом в геополитическую теорию В.А.Колосова можно считать его исследования по лимологии (теории государственных границ) и взаимосвязи территориальной идентичности государств и мировой политической системы.
Он выделяет четыре основных типа границ в современном мире:
1. Отчуждающие границы. Они устанавливаются в том случае, когда приграничные страны разделяют глубокие идеологические и политические противоречия, когда имеют место территориальные претензии и спорные территории, а сами государства проводят политику изоляционизма и автаркии.
2. Полупроницаемые границы – это самый распространенный в современном мире тип границ. Он устанавливается, когда существует договорная база отношений и предотвращения приграничных конфликтов, когда осуществляется реализация общих интересов приграничных стран наряду с сохранением груза прошлого.
3. Соединяющая граница имеет место, когда налажены многообразные добрососедские, когда приграничные страны входят в одни и те же региональные и международные организации, существуют союзнические отношения, осуществляются совместные проекты на базе общих долговременных интересов.
4. Интеграционная граница возникает в результате процесса интеграции приграничных держав во всех сферах жизни и передачи большей части государственных функций на международный уровень.
В.А.Колосов отдает должное
и проблемам государственного строительства
России, которые включают кроме прочего
и строительство новых
Другие работы В.А.Колосова по геополитике: «Геополитическое положение России: представления и реальность» (2000), «Примордиализм» и современное национально–государственное строительство» (1998).
А.И. Неклесса.
Александр Иванович Неклесса – известный российский экономист, политолог, геополитик, футуролог, исследователь современных глобальных проблем. Окончил МГИМО (1972), аспирантуру Института Африки АН СССР (1978), Высшие курсы стратегического анализа в г. Каире. А.И.Неклесса принимал и принимает активное участие в прогнозировании геоэкономического развития мира, экономичнской безопасности, геоэкономических и геополитических стратегий России.