Русская геополитическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

В России, как и на Западе, предпосылки для возникновения геополитических идей формировались в процессе изучения роли природной среды и особенно географического фактора в жизни общества. При этом русская геополитическая традиция полна глубоких оригинальных идей. Среди них современные геополитики, пожалуй, особо выделяют пространственный фактор, который лежит в основе российской истории. Несколько столетий подряд, с самого освобождения от татаро-монгольского ига, русский народ жил, говоря словами Ф.А. Степуна, «неисполнимою мечтою включения охватывающего русскую равнину горизонта в состав Государства Российского». И это была не просто мечта. Это была и созидаемая усилиями россиян реальность. Достаточно в подтверждение этого указать на тот факт, что за 400 лет территория России увеличилась в 36 раз.

Работа содержит 1 файл

геополитика.docx

— 183.03 Кб (Скачать)

Россия, которая, по мысли Дугина, является самобытным ни Востоком, ни Западом, а «синтетическим единением евразийского Запада и евразийского Востока», хартлендом, «Центральной землей» континента. В этом смысле Россия тождественна Евразии. Одновременно Россия, считает Дугин, — это «Ось Истории», вокруг которой вращается цивилизация. Следуя за своими предшественниками из числа геополитиков, Дугин утверждает, что ни одна страна континента не может выступать от его имени. Только Россия имеет на это «полное геополитическое основание».

Дугин подвергает решительной  критике российских либералов, которые якобы пытаются создать на российской земле «никогда еще на ней не существовавшее историческое общество», отрицающее такие ценности, как народ, нация, история, геополитические интересы, социальная справедливость и т.п. Вместо этих ценностей они вносят на русскую почву несвойственные ей индивидуализм, потребление и «свободный рынок».

Либеральный путь развития, как, впрочем, и «советско-царистский», который выдвигают коммунисты и сторонники православно-монархической формы государственности, ведут, по мнению Дугина, Россию в тупик. Дугин не дает ясного ответа на вопрос, что же такое Россия сегодня. При этом он заявляет, что «единственной органичной, естественной, исторически укорененной реальностью в этом вопросе может быть только русский народ».

Русский народ, который сегодня, по мнению Дугина, и является Россией, принадлежит к мессианским народам, способным служить осью в «создании не одного, а многих государств». Его цивилизаторская миссия должна быть ориентирована на установление контроля над северо-восточными регионами Евразии. В отношении атлантического мира «стратегические интересы русского народа должны быть ориентированы анти-западно, а в перспективе возможна и цивилизационная экспансия» русских. Завершает Дугин эти рассуждения мыслями об общепланетарном значении «русского типа мировоззрения». Тем самым «богоносный народ» скажет свое «последнее слово в земной истории».

В неоевразийских проектах достаточно широко представлена идея так называемого «нового биполяризма». Согласно этой идее,поскольку хартленд объективно является единственной точкой, способной быть плацдармом планетарной альтернативы талассократии, постольку неоевразийство представляет собой единственную теоретическую платформу, на основе которой может быть разработан целый спектр планетарных стратегий, отрицающих претензии атлантизма и его ценности.

10. Русско-националистические  геополитические идеи.

Условно эти идеи можно  разделить на несколько направлений.

Те из антизападников, которые в нашей стране не примкнули к неоевразийству (публикации в журналах «Третий Рим», «Русский геополитический сборник», «Наш современник»), исходят из того, что союз с тюрками и мусульманами опасен для России, хотя бы в связи с различиями демографических тенденций между ними. Из-за резко превышающего естественного прироста тюрков и мусульман в сравнении с Россией последняя просто растворится в евразийском котле. Сторонники рассматриваемого течения в своей аргументацииопираются на подход Данилевского, в основе которого — глубокие культурные различия между Западной Европой и Россией, а потому Россия — это особый мир, естественными союзниками которого являются православные народы.

Современный автор-публицист И. Кузьменко сформулировал геополитику русского национализма следующим образом: Собрать Русь, исходя из принципа «максимум русских на максимуме территории», но безоговорочно исключить все пограничные нерусские области, особенно на Северном Кавказе, воссоединить исконно Русские (украинские, белорусские) и освоенные Русскими земли. Установить Русские границы. К началу следующего века Русский народ может закрепиться примерно на такой линии: Пруссия — Белосток — Люблин — Михайловцы — р. Тисса — Сороки — Бендеры — р. Дунай — Зеленчукская — р. Кубань — Эльбрус — Прохладный — р. Терек — Шевченко — о. Арал — Аральск — о. Тенгиз — о. Алаколь — китайская граница. Что касается пожеланий восстановить «империю» в границах 1917 г., то эта фантазия испаряется уже из умов самых твердокаменных «империалистов».

Другие представители  этой «школы» (В. Аксючиц, Н. Павлов, ряд представителей православной церкви) выдвигают следующие геополитические идеи:

Ø        создание русского национального государства с доминированием православной церкви;

Ø        воссоединение с Украиной и Белоруссией, т.е. восстановление славянского геополитического пространства времен Киевской Руси;

Ø        уход России с Кавказа и из Центральной Азии;

Ø        сосредоточение на проблемах национального возрождения русского народа и идеологическое противостояние с евразийцами и коммунистами, которые ассоциируются с антинациональными силами, разрушающими русскую идентичность.

В геостратегии сторонников  этого направления явственно  ощущаются панславистские и панправославные мотивы XIX — началаXX вв. Основой их рассуждений, как уже отмечалось, являются идеи Н.Я. Данилевского.

Другую крайность  представляет так называемая западническая геополитическая школа, которая сформировалась на рубеже 1980—1990-х гг. В концентрированном виде она была представлена и реализована в «доктрине Козырева», тогдашнего министра иностранных дел в нашей стране, ставшего в России преемником капитулянтской геостратегии главы союзного МИДа Э. Шеварнадзе.

В основу российской геостратегии того времени  были положены два мифа:

во-первых, что Запад в ответ на уход России из Центральной Европы обеспечит финансирование ее экономического возрождения;

во-вторых, что заимствованные западные модели либеральной демократии и свободной рыночной экономики быстро приживутся на российской почве и также поспособствуют этому возрождению.

Внутри страны такая политика привела к «шоковой терапии» и  формированию псевдорыночной, более  того — во многом криминальной экономике, к массовому обнищанию населения. Невиданных размеров достигла коррупция, была ослаблена вся правоохранительная система, деформации не избежала и демократия как таковая, определившая общее направление политического развития страны.

Во внешней политике Россия утратила инициативу, сдала в значительной мере свои позиции в зоне стратегических интересов страны. В мире заговорили о нашей стране как о государстве, подобном «Верхней Вольте с ракетами». Нужно сказать, что именно утрата национально ориентированной внешней политики стала питательной почвой для неоевразийцев, которые не без основания объявили прокозыревскую ориентацию внешней политики как предательскую.

В настоящее время в  связи с очевидным провалом «доктрины  Козырева» представители этого направления сформулировали так называемую консенсусную геополитическую модель. Согласно ей, рекомендуется избегать крайних, опасных для будущего России концепций русского национализма, неоевразийства и западничества. Необходимо ориентироваться на геополитическую самостоятельность страны, реализм и прагматизм внешней политики и эффективно использовать имеющиеся в России возможности для влияния на глобальную геополитическую ситуацию.

В рамках этого подхода  предполагается осуществить стратегию балансирующей равноудаленности от мировых лидеров, которая предполагает:

Ø        максимальное использование имеющихся у России рычагов воздействия на мировую политику;

Ø        недопущение чрезмерного усиления отдельных геополитических центров;

Ø        использование имеющихся между ведущими мировыми державами противоречий;

Ø        применение во внешней политике принципа сбалансированных уступок.

Представители этого  направления предлагают также:

Ø        восстановить лидерские позиции России на постсоветском пространстве;

Ø        эффективнее использовать геополитические ресурсы, доставшиеся России от СССР;

Ø        осуществлять дифференцированный подход к Западу, усиливая европейскую ориентацию и реагируя на американские претензии на мировое господство;

Ø        устранить дисбаланс между западным и азиатским направлениями внешней политики посредством развития последнего;

Ø        активнее использовать геоэкономические транзитные возможности России.

Представители этого направления  объединялись вокруг Союза правых сил  и отчасти «Яблока». Данная позиция была изложена А. Чубайсом в конструкции так называемой «либеральной империи», в которой Россия не будет копировать Америку, а в экономической деятельности этнические ценности — правда, истина, справедливость — будут выше эгоистических устремлений, которые доминируют, по его мнению, на Запад.

11. Современные  российские геополитики

В.В. Жириновский (р. 1946).

Владимир Вольфович Жириновский  родился в 1946 году в Алма-Ате, в  семье юриста. С отличием окончил  Институт восточных языков при МГУ (1970) и вечернее отделение юридического факультета МГУ (1977). Владеет английским, французским, немецким и турецким языками.

В декабре 1989 года он стал одним  из инициаторов организационного собрания Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС). Уже в марте 1990 года был проведен учредительный  съезд, на котором Жириновский был  избран председателем партии, которым  является и по сей день.

В настоящее время В.В.Жириновский  – известный российский политик, лидер партии, вице-спикер Государственной  Думы, доктор философских наук, автор  целого ряда работ по вопросам внутренней и внешней политики, истории и  геополитики, в том числе книг: «О судьбах России» (1993), «Последний бросок на юг» (1994), «Последний вагон на Север» (1995), «Обыкновенный мондиализм» (1998), «Геополитика и русский вопрос» (1998).

Последняя книга включает все основные геополитические произведения Жириновского. Центральное место  среди них занимают «Заметки по геополитике» и проект доктрины национальной безопасности Российской Федерации. В первой работе дается обзор основных геополитических теорий немецкой, английской, американской школ и формулируются три основных аспекта геополитики:

1. Военно-стратегический  и политический (он же традиционный).

2. Экономический, под которым  Жириновский понимает, в первую  очередь, экономическую безопасность, самодостаточность и место в  системе международного разделения  труда.

3. Культурно-исторический, интерпретирующий  цивилизационные конфликты.

Оригинальным и реализующим  практический интерес применения геополитического анализа к определению геополитического положения страны представляется раздел «Россия на геополитической карте  мира».

Во второй из отмеченных работ «Доктрина национальной безопасности Российской Федерации» внимание геополитика привлекаетраздел «Геополитическая и военно-стратегическая обстановка в мире», в котором дан анализ расстановки и баланса сил как в мировом масштабе, так и в наиболее значимых регионах: Западной, Центральной и Восточной Европе, Юго-Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Центральной и Южной Америке, Африке, Австралии и Океании, как в экономической и политической, так и в военной сфере.Сформулированы основные черты геополитической обстановки, сложившейся вокруг России, в странах так называемого ближнего зарубежья.

В третьей из геополитических  работ В.В.Жириновского «Последний бросок на юг» хорошо просматриваются его устремления и идеал геополитического раздела мира, который весьма напоминает хаусхоферовские панидеи. По Жириновскому мир должен быть разделен на следующие регионы с примыкающими к ним зонами влияния:

Ø         США и Латинская Америка;

Ø         Западная Европа и Африка;

Ø         Россия и Южная Азия (с выходом в Индийский океан);

Ø         Китай;

Ø         Япония и Океания.

Каждый  из регионов (мировых держав) может, по версии Жириновского, использовать «свою зону влияния» для пополнения ресурсов, для обустройства геополитических «буферов» и лимитрофных кордонов, но не имеет права вмешиваться в дела других мировых держав и контролируемые ими зоны влияния. В этом и состоит новый мировой порядок.

Л.Г. Ивашов (р. 1943).

Леонид Григорьевич  Ивашов – известный российский военный стратег, геостратег и геополитик. Окончил Ташкентское высшее общевойсковое  командное училище и Военную академию им. М.В. Фрунзе. Службу проходил в Туркестанском, Прикарпатском, Московском военных округах, в Германии, центральном аппарате министерства обороны.

В период руководства управлением  делами министерства обороны СССР (1987 – 1992) он возглавлял работу по созданию системы военного законодательства. После развала СССР создавал основы военного сотрудничества стран СНГ. На  посту  секретаря Совета министров обороны государств – участников СНГ внес значительный вклад в сохранение союзнических и дружественных связей между вооруженными силами новых независимых государств. Л.Г.Ивашов - автор договора о коллективной безопасности стран СНГ. 

В 1992 – 2002 гг. генерал Ивашов находился на посту начальника главного управления международного военного сотрудничества министерства обороны РФ. Занимал  позицию активного противодействия  агрессии НАТО против Югославии, расширения НАТО на восток. Выступил инициатором  броска российских десантников в  Косово.

Информация о работе Русская геополитическая школа