Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:28, реферат
В России, как и на Западе, предпосылки для возникновения геополитических идей формировались в процессе изучения роли природной среды и особенно географического фактора в жизни общества. При этом русская геополитическая традиция полна глубоких оригинальных идей. Среди них современные геополитики, пожалуй, особо выделяют пространственный фактор, который лежит в основе российской истории. Несколько столетий подряд, с самого освобождения от татаро-монгольского ига, русский народ жил, говоря словами Ф.А. Степуна, «неисполнимою мечтою включения охватывающего русскую равнину горизонта в состав Государства Российского». И это была не просто мечта. Это была и созидаемая усилиями россиян реальность. Достаточно в подтверждение этого указать на тот факт, что за 400 лет территория России увеличилась в 36 раз.
Командную службу и военно-дипломатическую работу постоянно сочетал с научной и литературной деятельностью. Сегодня Л.Г.Ивашов - признанный геополитик, автор более 400 работ, опубликованных в российских и иностранных изданиях. Доктор исторических наук, профессор. Президент Академии геополитических проблем, действительный член российских и международных научных обществ.
Среди многочисленных работ
Л.Г.Ивашова геополитической
Л.Г.Ивашов выделяет две ведущих характеристики государственности России: великодержавие и имперский характер.
Из них вытекают такие ответы России на геополитические вызовы, как географическая обусловленность политики территориальной экспансии, направленной, в первую очередь, на восток и запад (широтный вектор) и на выход к морю (меридиональный вектор), на поглощение «нестабильных геополитических зон». В то же время, и в этом заключается очередной вывод: «отсутствие естественных границ» и «многочисленные недоброжелатели» предопределяли необходимость отвлечения значительных ресурсов на военное строительство. Это вело к отставанию страны, которая в индустриальную эпоху по уровню развития находилась в третьем эшелоне после промышленно развитых США, Германии, Великобритании и Франции (1-й эшелон) и стран 2-го эшелона (Австро-Венгрия, Италия).
Важным
выводом, определяющим взаимоотношения
России с Западом, является многовековое
неприятие и непонимание
Геополитические
тенденции развития нового мирового
порядка заключаются в
Ø с превращением европейской политики в «единый взаимосвязанный комплекс» на европейском континенте складывается определенная равновесная система центров силы, которые, динамично развиваясь, к концу XIX века поделили весь мир на сферы влияния;
Ø главным фактором, трансформирующим одну систему миропорядка в другую, сначала были крупные войны, затем и невоенные средства;
Ø в межвоенные периоды в качестве системообразующего фактора выступало утверждение «справедливого мирового порядка»;
Ø биполярный мир, сложившийся после второй мировой войны, оказался довольно устойчивым, но крах СССР взорвал и его;
Ø в этих условиях финансово-экономическая и информационно-технологическая экспансия и военно-политический нажим обеспечили США статус мирового лидера. Империализм, получение односторонних преимуществ стало самоцелью США, а вовсе не борьба с коммунизмом;
Ø но надежды США удержать мировую гегемонию не реальны вследствие недостаточности их ресурсов. Закат американской мощи уже начался;
Ø будущее мировой системы заключается к возврату к более устойчивой биполярности. При этом место второго полюса силы все увереннее занимает Китай.
Таким образом, геополитическая модель современного мира представляет собой «иерархическое полицентрическое образование с одним лидирующим центром и выраженной тенденцией к формированию второго». Мир ближайшего будущего – это мир устойчивой нестабильности или стабильной неустойчивости. Наиболее явственным геополитическим разломом этого мира станет разлом между Pax Americana и Pax Sinica, а также между богатыми и бедными странами.
В число геополитических факторов, составляющих совокупную мощь российского государства, Л.Г.Ивашов относитпространственный, этносоциальный, духовно-нравственный фактор и геополитический аспект управленческого фактора.
При этом геопространство России он разделяет на ядро – Московский регион, который в условиях известных геополитических изменений (смещение геопространства на север и на восток и усиление влияния западной культуры) уже не является естественным центром России и не в состоянии выполнять функцию нравственного лидера. Подобные процессы идут в Санкт-Петербурге.
Второй частью геопространства России стала ее срединная зона – территория между Санкт-Петербургом, Ростовом и Новосибирском, где проживает преимущественно русское население. Экономическое положение этого региона незавидно. В геополитическом плане он испытывается на разрыв за счет вовлечения западных регионов России в атлантическую, а восточных – в тихоокеанскую системы. Территории между Москвой и Уралом и Западная Сибирь, то есть срединное пространство не только России, но и Евразии теряют свое геополитическое значение, постепенно становятся периферийными. Отсюда вытекает необходимость России укреплять свои срединные земли. «Стабильность в срединной зоне Евразии гарантирует стабильность во всем мире» – так перефразировал Л.Г.Ивашов формулу Х.Маккиндера. При этом заменить Россию в срединной зоне Евразии некому: на ней и только на ней лежит ответственность за эту стабильность.
Третьей геополитической зоной России Ивашов считает внутреннюю периферию, которая охватывает территории, расположенные между срединной зоной и государственными границами. По сравнению с СССР, Россия потеряла большую часть морского побережья на Черном и Балтийском морях. Калининградская область с портом и военно-морской базой, Севастопольская база Черноморского флота оказались изолированными. Кроме балтийской и черноморской сложилась еще каспийская и закаспийская критические точки. Позволив хозяйничать в этих регионах иностранному капиталу, утверждает Л.Г.Ивашов, Россия своими руками прокладывает пути в Закавказье и Среднюю Азию чуждым силам. Все это создает условия для оказания геополитического нажима на Россию вплоть до предъявления территориальных претензий.
Четвертой частью
геопространства России Л.Г.
Далее он анализирует геополитическое положение отдельных звеньев этого буферного пояса: Прибалтики, Украины, Средней Азии.Особую тревогу с геостратегической точки зрения вызывает отпадение от геополитического пространства России Украины. При этом, по мнению Ивашова, теряют обе державы. Украина не столько оказалась обращенной к вожделенному Западу, сколько столкнулась с турецким геополитическим вызовом, а также с риском территориальной дифференциации на Северо-Западную Украину (Галиция, Северная Буковина, Закарпатье), тяготеющую к Европе и Южную Украину, тяготеющую к России. В борьбу за образовавшийся геополитический вакуум в Закавказье и Средней Азии включились Турция, Иран, страны Ближнего и Среднего Востока, США. Видя отрешенность России, постепенно отходят от нее Туркменистан, Узбекистан. Киргизия заняла выжидательную позицию. Казахстан, настойчиво тянувшийся к России, был встречен равнодушием и остается на расстоянии. Таджикистан просил военной и экономической поддержки, но получил только военную и то в минимальном количестве. Свертывание влияния России в исламских странах – бывших республиках СССР в ближайшем будущим обернется против нее. Но, в то же время, львиную долю ответственности за геополитическую обстановку во внешней периферии несет и будет нести именно Россия, как доминирующий центр силы этого региона.
Г.А. Зюганов (р. 1944).
Геннадий Андреевич Зюганов известный российский публичный политик, партийный деятель и геополитик.
В июле 1991 года Г.Зюганов вместе с А.Прохановым, маршалом Варенниковым, В. Распутиным и др. подписал «Слово к народу» – идеологическую программу ГКЧП и поддержал путч в августе 1991 года, за что указом президента Ельцина компартия была запрещена.
В 1992–1994 гг. Г.А.Зюганов выступает одним из создателей Фронта национального спасения – оппозиционной организации, боровшейся за отставку президента Ельцина, а в декабре 1992 года участвует в организации КПРФ – наследницы КП РСФСР и КПСС. Избирается председателем ЦИК, затем (в 1997 году) становится председателем партии.
В настоящее время Г.А.Зюганов – известный российский политик, лидер одной из крупнейших партий страны, доктор философских наук (с 1995 года), автор более 150 работ по проблемам философии, идеологии, внутренней и внешней политики России, геополитики, в том числе книг «Держава», «Верю в Россию», «За горизонтом», «Моя Россия», «Россия и современный мир», некоторые разделы которых имеют геополитический аспект.
В концентрированном
виде геополитическая позиция Г.А.
1. «Подвиг Руси», в которой речь идет об историческом пути, исторической составляющей российской геополитики. Наиболее интересной здесь выглядит позиция автора по отношению к основной проблеме классической геополитики – противостоянию Суши и Моря. Согласно этой концепции противостояние двух стихий вытекает из географического положения государств и поэтому непреодолимо. На этой же позиции настаивает Г.А.Зюганов при анализе отношений Европы с Россией. Для него Европа символизирует морскую мощь, а Россия – сухопутную. Отсюда их интересы противоположны, а отношения всегда будут враждебны.
2. Во второй главе «Времен
связующая нить», автор
исследует, с геополитической точки
зрения, конечно, эпохи
становления Западной цивилизации.
По его мнению, второй
центр силы, противостоящий Европе, появляется
уже в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), благодаря
свержению татаро-монгольского ига, объединению
Руси и завоевания Ермаком Сибири.
Описываются также эпоха
Реформации(XVI-XVII вв.), Прос
3. Третья глава, очевидно, не без влияния А.Тойнби, названа «Вызовы грядущей эпохи и ответы России». В ней несомненный интерес представляет анализ российских геополитических доктрин от филофеевской «Москва – третий Рим» до «доктрины Брежнева».
Основными вызовами России XXI века, по мнению Г.А.Зюганова, будут вызовы военный, сырьевой и экологический, либерально–демократический, демографический, экономико–технологический и духовный. Ответом на эти вызовы будет «возрождение единой, централизованной российской державы в ее естественных геополитических границах» на основе «русского традиционализма»,под которым автор понимает отказ от разделения властей, «демократическую соборность управления», усиление сословно-профессионального или сословно-территориального представительства, восстановление отношения к труду как к служению, возрождение многоукладности хозяйства, соблюдении принципа социальной справедливости. Основной геополитической тенденцией в мире XXI века он считает формирование многополярной системы.
А.И. Уткин.
Анатолий Иванович Уткин
– известный современный
Он выделяет четыре подхода американской геополитики на проблему реализации американской гегемонии в мире:
Ø гегемонистский реализм;
Ø умеренный реализм;
Ø гегемонистский либерализм;
Ø новый либеральный интернационализм.
Когда он описывает состояние
геополитической науки в
1. Всемогущество США продлится на десятилетия.
2. Мир от однополярного
перейдет в биполярный, когда
у США появится могучий