Российско-германские отношения в 1992-1999 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Россия, попав в сложную ситуацию, вынуждена была существовать в новой не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуации. Адаптация шла трудно и, по всей видимости, продолжается до сих пор. Однако, основные акценты внешней политики были найдены и оформились в нескольких редакциях внешнеполитической доктрины Российской Федерации. Одним из таких важнейших направлений является Европейский Союз и европейские страны, которые активно участвуют в процессе интеграции, обладая, по-прежнему, значительными суверенными правами. Это позволяет говорить как о внешней политики Российской Федерации по отношению к ЕС, так и по отношению к отдельным странам европейского континента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 14
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 55
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130

Работа содержит 1 файл

Германия и Россия - диплом.doc

— 877.00 Кб (Скачать)

Германия являлась крупнейшим кредитором России на европейском континенте.124 На нее приходилась наибольшая по сравнению с другими западными странами доля совокупной задолженности РФ. Она складывалась из кредитов, предоставленных в период с 1987 по 1997 гг. бывшему СССР и нынешней России (взявшей на себя обязательства выплатить все советские долги) немецким государством, частными коммерческими банками и компаниями-экспортерами.125 Консолидированная задолженность Германии России составляла более 90 млрд. марок, из которых основная часть образовалась в горбачевский период.126 Непосредственно российская часть задолженности относительно невелика - на нее приходилась около одной девятой от аккумулированной суммы, и она наполнена вполне здоровым содержанием.

Внешняя задолженность  России Германии имеет не только и  не столько количественный аспект, связанный с величиной долга, его структурой, совокупными платежами  по нему, но и качественную сторону. Сухая статистика не дает ответа на то, в какой мере предоставленные в разные годы кредитные ресурсы способствовали реформам как в горбачевский период, так и трансформационным процессам в период новейшей истории. К сожалению, приходится констатировать, что основная часть многомиллиардных сумм в основном была растрачена без ощутимой отдачи для советской (российской) экономики, особенно в контексте ее системной и структурной трансформации и интеграции в европейское хозяйственное пространство. За период 1987-1991 гг. советской партийно-хозяйственной номенклатурой под идеи М.С. Горбачева был накоплен колоссальный долг. Полученные кредитные ресурсы исчезли в черных дырах плановой экономики. Решением связанных с выплатой безвозвратно ушедших средств стали заниматься структуры другого государства.

Горбачевский  период в двустороннем сотрудничестве приводит к однозначному выводу - нельзя при предоставлении кредитов ориентироваться  только на идею, особенно олицетворенную в одном человеке-политике. Кредитно-финансовая сфера не терпит идеологического подхода. Отсутствие соответствующих расчетов и кропотливой подготовительной работы наверняка приводит к возникновению ситуации, когда обе стороны сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами - кредитор не может получить свои средства, а должник возвратить их. В полной мере это относится к Германии - соответствующие политики и структуры должны нести свою долю ответственности за возникновение ситуации с «советской» частью российской задолженности.127

Постепенно  обе стороны сделали определенные выводы. Немецкая сторона, начиная с 1992 г., резко сократила предоставление кредитных средств, сделав до 1994 г. своеобразную паузу и ограничив источники средствами, предоставляемыми в рамках государственного экспортного страхования «Гермес». В этот период на первый план были выдвинуты вопросы, связанные с возвратом средств. После урегулирования основной части кредитно-финансовых вопросов постепенно был создан достаточно эффективный механизм обсуждения и решения существующих в этой сфере проблем. Он стал органично дополнять существующие многосторонние механизмы, в первую очередь, Парижский и Лондонский клуб кредиторов России, где Германия играет роль первой скрипки. Во многом благодаря конструктивной позиции немецких партнеров, РФ заключила в 90-е годы ряд соглашений с членами обоих клубов о реструктуризации и пролонгации долга.128 Среди прочего это помогло ограничить отвлечение столь дефицитных для российской экономики ресурсов. Значительно улучшился кредитный имидж России - причем не только в Германии, но и в Европе. Положительным моментом стал сдвиг в сторону регионов и частных заемщиков. Кредиты стали преимущественно предоставляться с целью повышения экспортного потенциала российских предприятий, хотя в основном для добывающих или производящих сырье. Среди них выделяются рамочные кредитные соглашения с рядом российских регионов - Тюмень, Пермь, Челябинск, Татарстан, Коми, Екатеринбург, Оренбург. Эффективное использование привлеченных ресурсов позволяет не только расширять двусторонние экономические связи, но и более комплексно интегрировать российские регионы на уровне отдельных предприятий в европейское хозяйственное пространство. К сожалению, основным получателем заемных ресурсов остаются крупные предприятия. Для малого и среднего бизнеса доступ к немецким кредитным ресурсам по-прежнему остается ограниченным.

В ходе 90-х годов  Германия предприняла ряд шагов  по совершенствованию механизма  предоставления средств в рамках страхования экспортных кредитов. Выполнив в начале 90-х годов основную задачу - поддержку процесса структурной перестройки основных восточногерманских предприятий, в том числе за счет заказов со стороны России, немецкое государство стало проявлять более конструктивный подход, стремясь найти более оптимальные пути решения существующих проблем. Примерно с середины 90-х годов наблюдается процесс либерализации условий для кредитования поставок в рамках инвестиционных проектов немецких компаний в России, в том числе в вышеперечисленных регионах. ФРГ стала активно привлекать ведущие российские частные банки к участию в механизме страхования экспортных кредитов. Вместо гарантий Правительства РФ, которые увеличивают внешний российский долг, германская сторона согласилась принимать гарантии 14 крупнейших российских коммерческих банков. Получили признания кратко- (до трех месяцев) и среднесрочные (от шести до двенадцати месяцев) гарантии отобранных российских кредитных институтов, которые они предоставляют немецким банковским учреждениям при импортных операциях своих клиентов. Их список мог пополняться по мере прохождения банками РФ международного аудита.129

Наметилась  тенденция к кооперации обеих  сторон в сфере совершенствования  механизмов предоставления кредитных  средств российским банкам и предприятиям. Они все больше ориентируются  на максимально быструю окупаемость полученных средств, а также на производство экспортной продукции и импортозамещение. С учетом положительных сдвигов как в рамках данного блока взаимных отношений, так и в проведении экономических реформ в России, правительство ФРГ приняло решение о расширении кредитных линий, в первую очередь, для проектов, представляющих взаимный интерес. Можно выделить одномиллиардный кредит государственного кредитного института «Кредитан-штальт фюр Видерауфбау» для льготного финансирования согласованных проектов с российскими предприятиями в металлургической, угольной промышленности и в производстве медицинской техники. В отличие от прошлых лет обе стороны самое пристальное внимание уделили предварительному анализу эффективности проектов. Кредит погашается не из средств федерального бюджета, а за счет собственных средств предприятий, получивших его.

К сожалению, ряд  крупных просчетов правительства, возглавляемого С.Кириенко, привел к  глубочайшему финансовому кризису, поразившему экономику России в августе 1998 г. Доверие к российскому государству было подорвано, что, безусловно, сказалось на этой сфере экономического сотрудничества.130 Восстановление кредитного доверия связано уже с годами, выходящими за хронологические рамки нашей темы.

С кредитно-финансовым модулем непосредственно связаны двусторонние отношения во внешнеторговой сфере. ФРГ остается пока крупнейшим после Украины торговым партнером России. Однако процессы начала 90-х годов оказали крайне негативное влияние на эту в прошлом высокоразвитую часть сотрудничества. Особенно это коснулось связей с восточногерманскими предприятиями, которые, несмотря на известные недостатки, несли в себе достаточный потенциал, способный развиться в истинные рыночные интеграционные связи. Большинство двусторонних связей были отчасти объективно, отчасти насильно разрушены и безвозвратно ушли в прошлое. Буквально за пару лет объем взаимного товарооборота (с обеими немецкими государствами) сократился почти вдвое.131 В последующем он стабилизировался на одном уровне - около 26 млрд марок и к концу десятилетия изменился незначительно -по оценкам он примерно составил 30 млрд марок.

В течение первой половины 90-х годов произошло  ухудшение товарной структуры. Россия стала поставлять в основном сырье, первичные производные из него, энергоносители, полуфабрикаты. На поставки газа и нефти приходится около половины российского экспорта. Резко сократился удельный вес готовых изделий - на машины и оборудование приходится всего несколько процентов. Ухудшилась и структура товарных поставок из Германии. В них уменьшилась доля машинотехнической продукции и инвестиционных товаров. Ситуация в середине десятилетия стала близкой к кризисной. Ни объемы взаимной торговли, ни ее структура не отвечали потенциалам обеих сторон. К сожалению, основные причины лежат в российской экономике -перманентный экономический кризис, низкая платежеспособность предприятий, отсутствие эффективного национального механизма финансирования импорта и поддержки экспорта, низкая конкурентоспособность российских готовых товаров. Ко всему прочему в России существовал неблагоприятный таможенный режим для ввозимых товаров и услуг.132 Данный режим характеризуется высокими тарифами и пошлинами, авансовыми платежами налога на добавленную стоимость, взимаемого при импорте товаров, строгий валютный контроль, обязательной сертификацией импортных продуктов и т.д. С другой стороны, со второй половины 90-х годов происходит постепенная либерализация российского экспорта, к которому, например, можно отнести снятие в 1996 г. тарифных ограничений. Важным стабилизирующим фактором стало введение Центробанком гибкой валютной политики (привязка валютного коридора к инфляции).133 Безусловно нормализации и активизации экономических отношений невозможно воплощаться в жизнь без государственных договоренностей в сфере транспорта и коммуникаций.134

Положительную роль должно сыграть Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.135 Наряду с другими инициативами, такими как документ стратегического характера об «отношениях в будущем» (ноябрь 1995 г.), как «План действий», в котором изложены конкретные задачи (июнь 1996 г.) - конституирование тесных договорных отношений Европейского Союза с Россией, имело и имеет под собой, разумеется, определенную подоплеку - поддерживать в России те силы, которые стремятся к продолжению реформ в стране и исходят из необходимости сотрудничества с Западом. В документе большое значение отдается Росси как важному фактору не только европейской, но и мировой безопасности, а также большому экономическому, торговому и научному потенциалу страны.136

Данное Соглашение закрепляет существующий российско-германский торгово-политический режим. Более того, механизм данного режима содержит обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Но пока в отношении российского экспорта продолжает действовать ряд защитных мер: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, нетарифные барьеры (нормы и стандарты по экологической безопасности для машинотехнических изделий и др.). Преобладание в российских поставках сырья обусловило положительное внешнеторговое сальдо в пользу России. Однако в ходе неблагоприятного развития курса марки по отношению к доллару в конце 90-х годов рубль был фактически ревальвирован (по покупательной способности), что сделало поставки многих товаров в Германию экономически невыгодным.

В первой половине 90-х годов относительно положительную  роль сыграл отлаженный государственный  механизм страхования экспортных кредитов в ФРГ. К сожалению, большинство  финансируемых в этих рамках российско-германских проектов в 90-е годы были ориентированы на поставки немецкого оборудования экспортоориентированным отраслям российского сырьевого комплекса. Объективно это способствовало сохранению неблагоприятной структуры российского экспорта. Несмотря на спорный характер некоторых элементов данного механизма, он смог поддержать двусторонние отношения между многими предприятиями. В этом было одно из сравнительных преимуществ немецкого государства по сравнению с другими европейскими странами по отношению к российской экономике.

Рост взаимного  товарооборота, особенно долгосрочных поставок из Германии (машин и оборудования), тормозил отсутствие эффективных механизмов кредитования как российских импортеров, так и российских экспортеров. Основная причина объяснялась дороговизной отечественных источников при относительной недоступности внешних источников. Тем не менее реформируемая российская банковская система шаг за шагом вносила свой вклад в постепенное улучшение двусторонних механизмов внешнеторгового финансирования. Применявшиеся российскими банковскими структурами технологии и проводимая ими политика завоевывали все большее доверие у немецких кредитных институтов. Российские коммерческие банки организуют эффективное финансирование не только импорта из Германии, но и соответствующего экспорта в эту страну. Они брали на себя проверку платежеспособности российских клиентов и предоставляли соответствующие гарантии, покрывающие прямые риски немецких экспортеров. К концу десятилетия сотрудничество между российскими и германскими кредитными институтами становилось все более всеобъемлющим и эффективным.137 Среди прочего этому способствовали открытые в России во второй половине 90-х годов филиалы ведущих немецких банков.138

Позитивную  роль в развитии двусторонних внешнеторговых связей в 90-е годы сыграли усилия обеих сторон по созданию альтернативных инфраструктур по обслуживанию взаимного товарооборота. Во многом эти усилия объясняются традиционной экспортоориентированностью компаний ФРГ и существующим у них опытом в корпоративном решении существующих проблем. Речь идет о поиске альтернативных форм финансирования поставок немецких товаров и услуг в Россию, которые не должны привести к новому росту государственной и негосударственной задолженности. Однако, их эффективность, в том числе по причине дороговизны предоставляемых услуг, была не слишком высока.

Следующей важнейшей  частью двустороннего сотрудничества является инвестиционный блок, который  в свою очередь разделяется на две сферы - портфельные инвестиции и прямые капиталовложения. И в той, и в другой сфере речь идет о взаимном переплетении капиталов.

Немецкие компании традиционно относятся к консервативным инвесторам. Это относится к обеим сферам инвестиций. Существование в России коммерческих и некоммерческих рисков обусловило относительно незначительный приток немецких капиталов в российскую экономику и относительно медленную динамику развития отношений в данной сфере.

Западногерманские инвесторы одними из первых в конце 80-годов начали проникновение на советские (российские) рынки. Они использовали в то время практически единственно возможный путь - создание совместных предприятий. Однако с ростом сложностей, связанных с ходом российских реформ, активность немецкой стороны стала снижаться. Дополнительным фактором, обусловившим такое снижение, стал процесс массовых инвестиционных вливаний в восточногерманскую экономику. Среди прочего многие потенциальные инвесторы предпочли российским рынкам восточногерманские из-за различных государственных льготных механизмов, обеспечивших высокую доходность (причем не всегда легальную) капиталовложений в новых федеральных землях. Кроме того, немецкие фирмы вложили существенные средства в экономику Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, инвестиционный климат которых гораздо благоприятнее российского. К тому же большинство крупнейших немецких компаний, несмотря на очевидные опасности и риски, уже осуществило соответствующие первоначальные капиталовложения в экономику России.

Капиталовложения  делали в основном крупные фирмы, которые в ходе первых этапов российских экономических реформ, особенно приватизации, уже закрепились на выбранных сегментах рынков. Масштабные инвестиции пока отсутствовали. Немцы добровольно уступили пальму первенства инвесторам из других стран, особенно в сфере портфельных инвестиций. Только во второй половине 90-х годов немецкие портфельные инвесторы стали активно входить на российский рынок ценных бумаг. В первую очередь, ими стали крупнейшие банковские институты, которые начали свое вхождение через приобретенные ими англосаксонские кредитные структуры (Дойче Морген Грэнфел, Дрезднер Кляйнворт Бенсон). Портфельные инвесторы из Германии, как и их конкуренты из других стран, активно вкладывали капиталы в рынок как корпоративных, так и государственных ценных бумаг, зарабатывая на этих рынках хорошие прибыли. Причем немецкие портфельные капиталовложения весьма тесно были связаны со стратегическими инвестициями.

Информация о работе Российско-германские отношения в 1992-1999 годах