Российско-германские отношения в 1992-1999 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Россия, попав в сложную ситуацию, вынуждена была существовать в новой не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуации. Адаптация шла трудно и, по всей видимости, продолжается до сих пор. Однако, основные акценты внешней политики были найдены и оформились в нескольких редакциях внешнеполитической доктрины Российской Федерации. Одним из таких важнейших направлений является Европейский Союз и европейские страны, которые активно участвуют в процессе интеграции, обладая, по-прежнему, значительными суверенными правами. Это позволяет говорить как о внешней политики Российской Федерации по отношению к ЕС, так и по отношению к отдельным странам европейского континента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 14
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 55
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130

Работа содержит 1 файл

Германия и Россия - диплом.doc

— 877.00 Кб (Скачать)

Особое место  занимал проведенный по инициативе берлинской Европейской Академии симпозиум «Гитлер и Сталин: возможности и границы сравнения» (Берлин 1992г.), когда тоталитаризм стал непосредственным предметом научной дискуссии. Различные аспекты тоталитарного прошлого и его преодоления в Германии и России, общее и отличное в судьбе немцев и русских стали центральными на встречах историков обеих стран: «Демократия и тоталитаризм: европейский опыт XX века» (Екатеринбург 1993г.), «Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма» (Волгоград 1995г.), «Веймар и Бонн: германская демократия и Россия» (Челябинск 1996 г.). Конференция «Россия и Германия на пути к антитоталитарному согласию» (Москва 1998г.), организованная Институтом всеобщей истории РАН и боннским Центром изучения проблем европейской интеграции, была задумана как переход от теоретического обсуждения проблемы тоталитаризма к практике его преодоления.171 Жаркие споры по поводу характера и целей нападения Германии на Советский союз развернулись на симпозиуме «Война Гитлера и война Сталина» (Туцинг 1999г.). Нельзя не упомянуть и о поддержке, какую оказывают российским исследователям различные немецкие фонды172, прежде всего Фонд им.Ф.Эберта и Фонд им.Ф.Науманна, университеты, например, Рурский университет в Бохуме, а также Форум Л.Копелева в Кёльне и Фонд им.Г.Бёлля, которые уже давно содействуют развитию культурных и духовных связей России и Германии.173

В ходе российско-германского  диалога становилось все более  очевидным, что преодоление прошлого предполагает не только и не столько отношение к тому, что было, но нравственную, обоснованную знанием истории оценку того, что есть, и того, что может быть. Историческое сознание народов складывается и развивается в споре двух подходов к прошлому — позитивистского, идеализирующего действительность или примиряющего с ней, и критического, ставящего порой весьма острые вопросы и прошлому и настоящему.

Во время  визита в Россию Президента ФРГ Романа Херцога в начале сентября 1997 г. начала свою работу Российско-германская комиссия историков. Ее цель состоит в изучении общей истории обеих стран. Президент Херцог заявил, что он придает работе историков большое значение. Комиссия состоит из 12 членов с каждой стороны (девяти историков и трех работников архивов). Ее руководители - с немецкой стороны профессор-доктор Хорст Меллер, директор Института современной истории в Мюнхене, и с российской стороны - профессор-доктор Александр Чубарьян - директор Института всеобщей истории Российской академии наук.

Достигнуты  некоторые позитивные результаты научно-культурного и человеческого сотрудничества. Ряд интересных встреч и дискуссий на разных уровнях числит в своем активе «Мюльхаймская инициатива», созданная десять лет назад Евангелической Академией в Мюльхайме и российской «Литературной газетой» с благородной целью преодоления «образов врага», сложившихся у обоих народов, и их действительного примирения. Был издан сборник «Не упустить наших возможностей. Аспекты российско-германских отношений в XX столетии». Вскоре последовало основательное научное собрание статей специалистов «Россия и Германия в годы войны и мира».174

В дальнейшем, в  основанной Центром германских исторических исследований Института всеобщей истории  Российской Академии наук и «Мюльхаймской  инициативой» серии книг под общим девизом «Россия - Германия - Европа. Исследования, публикации», вышло несколько выпусков. Первым был русский перевод книги немецкого политолога Курта Зонтхаймера «Федеративная республика Германия сегодня». Вторым - уже упомянутый большой том российских авторов «Тоталитаризм в Европе XX века». Третьим - сборник, материалов российско-германской конференции историков в Волгограде. Четвертый содержит материалы названной конференции в Челябинске. В Кельне на немецком языке вышел сборник статей российских и украинских историков-германистов: «Сближение германской и русской истории». Выходят об этом и книги. В середине мая в Москве работала представительная научная конференция «Россия и Германия на пути к антитоталитарному консенсусу. Опыт и обязательства». Состоялся непростой, но откровенный и конструктивный диалог ученых, а затем их встреча по его итогам со студенческой молодежью.175 Это знаменует еще один шаг на пути к продуктивному сотрудничеству. Нами названа лишь небольшая часть имевших место встреч и публикаций. Развитию сотрудничества поможет то, что на основе соглашения Ельцин-Коль после долгих переговоров сформирована Совместная комиссия по изучению новейшей истории российско-германских отношений.

Российским  историкам особенно важно наладить с немецкими коллегами постоянный квалифицированный диалог по широкому кругу профессиональных вопросов, связанных в первую очередь с проблемой становления и утверждения демократии. Задача не в том, чтобы подражать немцам или вообще Западу, а в том, чтобы изучать и критически осмысливать обширный вековой опыт строительства правового государства, функционирования гражданского общества. Только на этом пути можно выявить и внедрить адекватные российским условиям формы плюрализма и федерализма, соотношения представительной и президентской власти, практики ведения социального рыночного хозяйства, восприятия народом норм и обычаев демократической политической культуры.

Посетивший  Москву в сентябре 1997 г. Федеральный  президент Роман Херцог отметил: «Вес России и Германии испокон веков имел решающее влияние на стабильность и сотрудничество в Европе. Отношения между нашими государствами и народами всегда были сейсмографом состояния политических отношений в Европе. Мой визит к Вам свидетельствует о том, что в калейдоскопе наших взаимоотношений фазы противодействия друг другу сменились фазой содействия друг другу». В создании комиссии историков «проявляется готовность анализировать прошлое ради будущего. Я считаю важным тот факт, что мы можем заниматься вопросами нашей совместной истории, исходя также из хороших научных основ»176

В феврале 1998 г. Немецкий культурный центр имени  Гёте представил новый учебник «Алло, соседи» - это вводный курс немецкого  языка, созданный при поддержке  правительства ФРГ специально для  регионов Российской Федерации. Он предназначен в первую очередь для российских немцев, но также и для других россиян, интересующихся немецким языком и немецкой культурой. Книга возникла благодаря сотрудничеству немецких и российских авторов. Кроме того, в результате совместной работы немецких ученых (в том числе из Ольденбурга и Мюнхена) и 25 их российских коллег был создан учебник для учителей российских школ «Экономика в школе». Особенность этой книги состоит в том, что при изложении экономических принципов, моделей и решений в центре внимания находились специфические особенности России.177

Наиболее эффективной  формой сотрудничества, которая в  то же время имеет наибольшее значение для взаимопонимания между народами, является партнерство между городами, усиленная различными формами межкультурного развития.178 Способному ввести в заблуждение опыту двусторонних отношений «на высшем уровне» противостоит многообразная и успешная деятельность «снизу» - встречи людей, тесное сотрудничество политических, общественных и культурных организаций, групп и объединений.179 Особое значение при этом имеет охватывающее 70 городов движение партнерства, тем более что оно не ограничивается дипломатическими визитами на уровне глав городских администраций, но развивает практическое сотрудничество в области мелкого и среднего предпринимательства, коммунального управления, в сфере финансов и т.п. «Партнерство городов - катализатор расширяющегося процесса реформ» - под таким лозунгом провел свое второе специальное заседание в июне 1997 г. в Берлине «Германо-Российский форум». Обоюдный повышенный интерес - в мероприятии участвовали 160 работников коммунальной сферы из Германии и России - свидетельствует о том, что на этом уровне возникают многообещающие перспективы для двусторонних отношений.180

То же самое относится и к прямым контактам между регионами, например, между Нижней Саксонией и Республикой Татарстан, Бранденбургом и Московской областью, землей Северный Рейн-Вестфалия и Нижегородской областью (в общей сложности соглашения о сотрудничестве заключили 15 субъектов Российской федерации и 14 федеральных земель). Дальнейшими приметами все более тесных отношений на этом уровне стали визиты глав регионов. Так, Ю.Лужков, В.Яковлев, Э.Россель и М.Шабунин посетили Федеративную Республику, чтобы выяснить возможности децентрализованного экономического сотрудничества. В 1997 г. Херцог Р. (федеральный президент Германии) выступал с речью в честь установления партнерских отношений между Пренцлау и Похвистнево, а также существующих между Самарой и Штутгартом, причем на этот торжестве были мэры российских и бургомистры немецких городов.181Развивая такую деятельность, обе стороны руководствуются следующими соображениями: переход к рыночным отношениям стимулирует проведение структурных экономических реформ и развитие внешнеэкономических связей прежде всего регионами, а не центром в Москве, утратившим большую часть своих прежних полномочий в сфере планирования и руководства.

Именно это  имел в виду председатель Совета Федерации  Е.Строев, когда в марте 1997 г. посетил  Германию с делегацией глав администраций различных регионов России. Он подчеркнул, что развитие региональных связей таит в себе «неисчерпаемые возможности» разностороннего сотрудничества между Россией и Германией; во всяком случае «заинтересованность обеих сторон в совместной работе огромна».

В середине 1996 г. между германскими и российскими  городами существовало более 40 официально подтвержденных партнерских отношений  на основе соответствующих соглашений с обменом документами о партнерстве, пять временных коопераций, связанных со специальными проектами, 12 неформальных контактов между городами, а также семь - между германскими и российскими округами.

Первое место  в общем числе 65 партнерских отношений  между городами, дружественных связей между областями и округами занимает самая густонаселенная земля ФРГ - Северный Рейн-Вестфалия (15 партнерств), за ней следуют Нижняя Саксония (13), Баден-Вюртемберг (10), Шлезвиг - Голыптейн, Гессен, Бавария и Берлин (по 4), Бранденбург, Саксония и Мекленбург-Перед-няя Померания (по 2), а также Рейнланд-Пфальц, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Бремен и Гамбург (по 1). Партнерство между городами часто создает основу для установления непосредственных отношений между школами, предприятиями, больницами, народными университетами, сельскохозяйственными предприятиями. Партнерство между городами не стоит больших денег - чаще всего хватает пары автобусов и желания завязать прямые связи. Чем больше спонтанности и собственной инициативы и чем меньше регламентации сверху, тем лучше. Так, существуют партнерства, созданные по инициативе врачей - они работали время от времени вместе со своими российскими коллегами в российских больницах. В других случаях основой для дальнейшего обмена и интенсивного сотрудничества послужило партнерство между школами. Некоторые варианты партнерских отношений обязаны своим возникновением сотрудничеству между предприятиями или инициативе промышленных и торговых палат.

В каждом из этих случаев первоначальное партнерство  быстро выходит за рамки круга  его инициаторов и охватывает все растущее число людей и сфер сотрудничества. Координацию обмена информацией и опытом в области партнерства между городами осуществляет «Съезд немецких городов».182

Партнерство между  городами, возможно, наиболее подходящая форма для ознакомления друг с другом и избавления от предрассудков.183 Другими словами, это лучший путь к развитию партнерства, предусмотренного договорами между Германией, с одной стороны, и Россией и остальными государствами СНГ - с другой. В партнерстве, наряду с собственной инициативой, наиболее очевидно проявляется возможность добиваться максимального успеха при наименьших финансовых затратах. Благодаря партнерству между городами без миллиардных программ можно достигнуть преодоления предрассудков с обеих сторон, создания климата личного доверия (в России и других славянских государствах это особенно важно) и установления длительных контактов, в том числе и в области экономики.

Опрос, проведенный  Германо-российским форумом в начале 1996 г., показал, что 44% опрошенных считают  партнерство между их городами «очень активным», 40% -«довольно активным». Только 13% указали, что в последнее время контакты стали менее интенсивными, и только 3% заявили, что партнерство существует чисто формально. Наиболее активные действия предпринимаются в области гуманитарной помощи и культуры, за ними следуют программы по обмену школьниками, мероприятия по стимулированию экономики, а также по повышению квалификации и продолжению образования. На вопрос о будущем партнерства между городами 58% опрошенных ответили, что они хотели бы по меньшей мере сохранить существующий уровень отношений; 39% намерены развивать контакты, и только 3% хотели бы их в будущем ограничить.184

Следует подчеркнуть, что 44 германо-русских и еще 37 партнерств германских городов с городами в других странах СНГ составляют только как бы «твердое ядро» непосредственных связей. Кроме того, существует большое число прямых контактов между территориальными органами более высоких уровней, сотрудничество между министерствами государств и отдельных земель185, а также сотни контактов, развивающихся спонтанно на неформальной основе между школами, больницами, университетами, промышленными и торговыми палатами, учреждениями в области народного образования или фермерскими хозяйствами.

Отношения регионализма как в Германии, так и в России можно характеризовать по трем основным модулям, через которые сближаются контакты двух стран:

а) политический элемент - федерализм. На уровне государственной организации именно федерализм как действующая политико-правовая конструкция позволяет регионам жить автономной экономической и культурной жизнью. При этом речь идет не только об институциональных формах федерализма, но о его глубинной идее - непосредственном участии граждан в управлении государством. Значение федерализма трудно переоценить, недаром в Германии федерализм относится к таким же «вечным» гарантиям, как и демократический строй.

б) экономический элемент - бюджетный федерализм и децентрализация. Политических деклараций недостаточно. Сплошь и рядом, в российских, например, условиях, оказывается, что политические права - ничто без реальных прав экономических. Регионализм не способен функционировать без соответствующих финансовых условий, если регионы не имеют самостоятельной финансовой базы, проще говоря, если у них нет своих денег. Регионализм подразумевает существование финансово автономных субъектов/регионов, которые преследуя собственные экономические интересы, тем не менее сообща осуществляют общий макроэкономический проект.

Информация о работе Российско-германские отношения в 1992-1999 годах