Российско-германские отношения в 1992-1999 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Россия, попав в сложную ситуацию, вынуждена была существовать в новой не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуации. Адаптация шла трудно и, по всей видимости, продолжается до сих пор. Однако, основные акценты внешней политики были найдены и оформились в нескольких редакциях внешнеполитической доктрины Российской Федерации. Одним из таких важнейших направлений является Европейский Союз и европейские страны, которые активно участвуют в процессе интеграции, обладая, по-прежнему, значительными суверенными правами. Это позволяет говорить как о внешней политики Российской Федерации по отношению к ЕС, так и по отношению к отдельным странам европейского континента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 14
ГЛАВА 2. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 55
ГЛАВА 3. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130

Работа содержит 1 файл

Германия и Россия - диплом.doc

— 877.00 Кб (Скачать)

Экономические связи являются главным направлением двусторонних отношений между Германией и Россией. С одной стороны, Германия, имея в 1996 г. товарооборот 26,9 млрд марок, является самым крупным в мире торговым партнером России108, причем позднее Россия даже добилась значительной прибавки товарооборота на почти 3,8 млрд марок. Тем самым, доля Германии в российской внешней торговле составляла в конце 1990-х гг. 14%. Напротив, Россия имеет только 2% в общем внешнеторговом обороте Германии. В восточноевропейском торговом пространстве Россия как партнер Германии занимает второе место, вслед за Польшей. Но здесь есть немалые резервы, если вспомнить о том, что в свое время торговый оборот Советского Союза с обоими германскими государствами составлял 46 млрд марок.

Стремлением повысить долю России стало осуществления  проекта строительства к 2005 г. 4200-километрового газопровода от месторождений в Западной Сибири через Беларусь и Польшу во Франкфурт-на-Одере. Немецкие фирмы активно участвовали в этом проекте. Консорциум из 19 немецких банков предоставил в феврале 1997 г. Газпрому самый большой кредит в 2,5 млрд. долл., который когда-либо был передан одному российскому предприятию. Другой банковский консорциум под поручительство государственной кампании Гермес предоставил заем в 1,5 млрд. марок для закупки труб у концерна Маннесман, который, таким образом, получил самый выгодный заказ за всю свою историю.

К другим крупным  совместным проектам относятся строительство скоростной транспортной магистрали Берлин-Варшава-Минск-Москва, разведка и добыча нефти в Волгограде, строительство стана холодной прокатки в Магнитогорске, совместное производство на автозаводе в Ульяновске, модернизация металлургического комбината в Осколе.109

За 1990-е гг. по инициативе Германии были предприняты важные шаги по дальнейшему стимулированию торговли и инвестирования110, а также по рационализации использования западной помощи в России и диверсификации ее экспортного потенциала (сегодня 51 % экспорта - природный газ и нефть, 30% - другое сырье). Так, в мае 1995 г., наконец, завершились переговоры о германо-российском соглашении по двойному налогообложению.111 Окончательно был урегулирован вопрос отрицательного сальдо в торговле бывшего СССР с бывшей ГДР, решены вопросы по осуществляемым стройкам газовых промышленных сооружений германскими фирмами в СССР.112

В июле 1997 г. Объединение  сберкасс и расчетных палат Германии заключило договор с российским Сбербанком, чьим основным акционером является Центральный банк России. Консультационная помощь Сбербанку касается интеграции в международный финансовый рынок и состоит в повышении квалификации и аттестации сотрудников. Сюда же относится такой аспект, как налоговая ликвидность и кредитование.113 В марте 1997 г. министр экономики ФРГ Рексродт открыл в Москве «Дом германской экономики», который объединил под своей крышей ведущие внешнеторговые организации. Несколько раньше, в марте 1995 г., немецкие предприниматели основали в Москве «Союз германской экономики».114 Для работающих в России немецких фирм (1500 представительств по России, из них 800 - в Москве) жизненно важное значение имеет наличие компетентных партнеров, если речь идет о консультациях по юридическим, налоговым и финансовым вопросам, или о помощи в поисках деловых партнеров, в контактах с властями, в получении информации о российском рынке.

В области экономики  Германия среди западных стран до сих пор оказывала наиболее весомую помощь российским реформам.115 В середине 1994 г. сообщалось, что Германия предоставила России помощь и кредиты в размере более 90 млрд. марок. В марте 1997 г. во Франкфурте-на-Майне был представлен второй выпуск еврооблигаций на сумму 1,5 млрд. дойчемарок со сроком погашения 7 лет.116

Деловые связи Германии с Россией также являются самыми развитыми. Примером могут служить взаимосвязи в области энергетики: 26% импортируемого Германией природного газа поставляется из России. Однако в 1990-е гг., когда в России происходила ломка прежней хозяйственной системы, ее внешнеэкономические связи (в том числе и с Германией) резко сократились и находись в состоянии глубокого спада. Хотя ФРГ являлась крупнейшим торговым партнером России, товарооборот между двумя странами значительно уменьшился. Так, в 1984 г. между СССР и ФРГ был достигнут максимальный объем торговли - 25 млрд. марок, а торговля СССР с ГДР в том же году составляла около 20 млрд. марок. В 1993 г. товарооборот между Россией и объединенной Германией, включая и новые федеральные земли, т.е. бывшую ГДР, исчислялся 22 млрд. марок. Да и структура товарооборота все более напоминает торговлю между развивающейся и развитой страной: сырье и энергоносители из России в обмен на готовую продукцию из Германии.

Не оправдывались и прежние надежды на развитие совместных предприятий. Из более чем 300 российско-германских совместных предприятий успешно работают всего три-четыре десятка. Изменился реальный удельный вес Германии и России в мировой экономике. В 1991 г. объединенная Германия обогнала СССР по производству валового внутреннего продукта (ВВП). После распада СССР Россия производила две трети, а в 1994 г. - только половину объема ВВП Германии. По величине ВВП в расчете на душу населения сложилось еще более плачевное положение: в России она составляла примерно лишь одну четвертую часть от уровня Германии в 1994 г. Это не может не влиять на хозяйственные связи с Германией. Экономические неурядицы в России уже привели к тому, что Германия все более ориентируется на развитие деловых связей со странами Восточной Европы, а в Азии - с Китаем и государствами азиатско-тихоокеанского региона, и эпицентр ее современной экономической активности явно находится вне России. Долгосрочная экономическая заинтересованность Германии при любом варианте развития России включала расчеты на стабильное получение российского сырья и энергии, а также на сбыт немецкой промышленной продукции на обширном рынке России. Россия же стремилась с помощью Германии и других западных стран выбраться из кризиса и реформировать свою экономику и в долгосрочной перспективе стать равноправным партнером Германии и других развитых стран.117

Для обоих государств характерно наличие структурного кризиса, составляющей частью которого является отраслевой, региональный и трансформацонный, что отвлекает значительные денежные и материальные ресурсы для решения связанных с ними проблем: отраслевой - для немецкой экономики типичным является наличие структурно слабых отраслей (судостроительная, текстильная, сталелитейная); в российском народном хозяйстве - крайне высок удельный вес военно-промышленного комплекса и тяжелой промышленности; региональный - в ФРГ существуют традиционные региональные диспропорции между Севером и Югом, а с 1990 года - между Западом и Востоком; в России - между ресурсосодержащими (богатыми) и прочими регионами; трансформационный - ФРГ коренным образом перестраивает восточногерманское хозяйство118, Россия проводит глубокие экономические реформы.

Есть и существенные различия. К основным из них можно отнести следующие: российское государство находится в состоянии глубокого экономического циклического кризиса (недопроизводства), ФРГ - в стадии экономического подъема. В силу ряда объективных и субъективных причин низшая точка кризиса в России до конца 90-х годов не была преодолена; в западноевропейской интеграции, мотором которой является Германия, преобладают центростремительные тенденции. В рамках постсоветского хозяйственного пространства, экономическим ядром которого является российский народнохозяйственный комплекс, преобладали центробежные, дезинтеграционные тенденции. Во многом такие тенденции характерны для самой российской экономики. В то же время Россия способна стать основным интегрирующим фактором для постсоветских государств. Она во многом играет роль гравитационного ядра будущих интеграционных процессов, как в экономической, так и в валютной сферах.

С постепенным  выходом России из кризисных процессов, созданием более благоприятных  институциональных и прочих рамочных условий для деятельности хозяйствующих субъектов будет возрастать ее интегрирующая роль в рамках единого европейского пространства, особенно в Центральной и Восточной Европе. Особое место в этих процессах принадлежит двустороннему российско-германскому экономическому сотрудничеству, для которого присущ уникальный характер и особая роль в Европе.119 Такой характер и роль определяются целым рядом факторов, объективно выводящих на совершенно иной уровень за рамками отношений с другими странами. Следует признать их объективность и отсутствие каких-либо субъективных устремлений обоих государств, способных ущемить или затронуть интересы других европейских стран. Как Россия и Германия, так и их двухсторонние отношения заняли на европейском континенте к концу 90-х годов особое положение, характерным для которого стали соотнесенность национально-государственных интересов с общеевропейскими и последовательное выдвижение последних на передний план.120

Российско-германское экономическое сотрудничество традиционно  принадлежит к наиболее продвинутым  областям двусторонних отношений между двумя государствами. Несмотря на многие трудности, с которыми оно столкнулось в 90-е годы, Германия по-прежнему оставалась важнейшим западноевропейским партнером России.121 Это во многом определяло характер взаимоотношений, складывающихся в европейском направлении экономических связей российского государства. Если вести отсчет с того момента, когда российское государство приобрело статус полноправного международного субъекта, и как наследник бывшего СССР приняло эстафету советско-германского сотрудничества, постепенно достигшего пика к концу нынешнего десятилетия, то история этих связей будет относительно короткой. В начале 90-х годов казалось, что объединенная Германия и возрожденная демократическая Россия в рамках их новых статусов будут и дальше динамично развивать свои отношения, наполняя их адекватным новому положению содержанием.

Однако, этого  не произошло и в основном за последующие годы двусторонние связи характеризовались так называемой инерционностью. Она заключалась в том, что стороны занимались постепенным разрешением доставшихся в наследство от советского периода проблем. В определенный момент возникла ситуация, когда, несмотря на настоятельную необходимость вывода российско-германских отношений на новый уровень, имманентный кардинальным переменам как в обоих государствах, так и в Европе в целом, стороны не смогли этого сделать. Такая необходимость была связана не только с решением текущих задач, но и с настоятельной потребностью в идентификации стратегических интересов взаимного сотрудничества, определении концептуальных основ на средне- и долгосрочную перспективу, особенно в общеевропейском контексте.

Во многом подобное положение дел было детерминировано  развитием ситуации в обеих странах  и на Европейском континенте. Для  Германии в ходе процесса государственного объединения изменились установки в рамках ее традиционной восточной политики - как по отношению к государствам Центральной и Восточной Европы, так и по отношению к государствам бывшего СССР. И если по отношению к первым достаточно быстро были сформулированы конкретные цели и разработаны механизмы их достижения, в том числе в рамках их последовательной интеграции в сообщество (западно-) европейских государств, то в отношении постсоветского пространства образовался своеобразный вакуум, который долгое время не заполнялся каким-либо концептуальным содержанием. Германское внешнеполитическое ведомство объективно оказалось не готово к построению новой восточной политики, основой которой должна была стать множественная система отношений с новыми постсоветскими государственными образованиями в Европе. На германо-российские отношения немецкая сторона еще смогла перенести схему сотрудничества «советского» периода. А вот в отношении балтийского, украинского, белорусского, казахстанского и других направлений возникли трудности, которые осложнялись тем, что необходимо было просчитывать в кратко- и среднесрочной перспективе результирующую векторов этих новых отношений в проекции на сотрудничество с Россией.122

Свой негативный вклад в достаточно инерционный старт российско-германских связей внес и МИД России. В известной мере это было связано с определенными сложностями его становления, первоначальном упоре на приоритетность развития отношений с США, отсутствием более или менее разработанной перспективной концепции долгосрочных отношений с Европой в целом и Германией, в частности, с определенной нехваткой специалистов-германистов. В германском направлении как в зеркале отразились общие проблемы формирования у России целостной и продуманной стратегии как в достижении внешнеполитических целей и интересов, особенно внешнеэкономических, так и в их формулировании и идентификации. К этому следует добавить сложности, связанные с решением проблем, доставшихся России в отношениях с Германией еще от советского периода, объективные проблемы с трансформационными реформами в обеих странах, вызванные развалом СССР и распадом СЭВ, отсутствие до последнего времени хорошо продуманной и разработанной долгосрочной концепции развития двустороннего экономического сотрудничества.

Российско-германское экономическое сотрудничество развивалось в рамках процесса формирования нового постсоветского пространства, для которого характерны следующие признаки. Советско-западноевропейские экономические отношения, в первую очередь, советско-западногерманские, в ходе процесса объединения Германии и мощных центростремительных процессов в бывшем СССР, вынужденно стали встраиваться в новую матрицу. Ее основным содержанием стало появление новых векторов двусторонних связей - по числу новых государств-наследниц Советского Союза. Одним из следствий таких процессов стала настоятельная необходимость внедрения этих новых векторов во вновь формирующуюся ткань российско-германского экономического сотрудничества. Учитывая традиционные геополитические факторы постсоветского пространства, она стала нести на себе новый качественный евроазиатский отпечаток. Дополнительное воздействие на двусторонние связи оказало качественное изменение характера отношений обоих государств со странами ЦВЕ -бывшими участниками организации Совета Экономической Взаимопомощи. Если для Германии это означало быстрое проникновение на новые рынки, то для России, наоборот, во многом это было связано с потерей традиционных партнеров.

Российско-германский блок в наибольшей степени унаследовал основные содержательные характеристики советского периода, в том числе той части, которая касалась отношений с бывшей ГДР. Это относится ко всем основным модулям двусторонних экономических связей, а именно: кредитно-финансовый модуль; внешнеторговый модуль; инвестиционный модуль; технико-консультативный модуль.123 Каждый из этих модулей в своей основе имеет весьма развитую договорно-правовую базу и органически вплетает в себя не только двусторонние связи с постсоветскими и европейскими государствами, но и многосторонние отношения, в том числе в рамках Европейского Союза.

Информация о работе Российско-германские отношения в 1992-1999 годах